САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

РГАЛИ. К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Астафьева

Документы из коллекции Российского государственного архива литературы и искусства

К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Астафьева /  В.П. Астафьев. 1980-е гг. РГАЛИ
К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Астафьева / В.П. Астафьев. 1980-е гг. РГАЛИ
Сто лет назад родился один из крупнейших русских писателей второй половины XX века Виктор Астафьев — писатель, эссеист, драматург, сценарист (1 мая 1924, с. Овсянка Красноярского края – 29 ноября 2001, г. Красноярск)

Текст: Никита Илюшин, зав. архивохранилищем РГАЛИ

Ровно сто лет назад родился один из крупнейших русских писателей второй половины XX века – Виктор Петрович Астафьев. Как писатель он традиционно относится к представителям «деревенской прозы», однако его творчество слишком широко, чтобы умещаться в рамках одного жанра. А как гражданин своего Отечества, за которое в годы войны пролил кровь, В.П. Астафьев свершал труднейший путь, одолеть который, примирившись с самим собой, может быть, и не успел. Вероятно, в том числе поэтому творческий архив писателя оказался раздробленным между рядом музеев и архивов, среди которых фонд Виктора Петровича в РГАЛИ – не самое крупное собрание.

2-4. Рассказ В.П. Астафьева «Солдат и мать». Отрывки. 1959 г. РГАЛИ. Ф. 618. Оп. 17. Машинопись со вставками и правкой автора.

Начинал В.П. Астафьев с коротких, как будто бы детских рассказов – «Васюткино озеро» (1952), «Фотография, на которой нет меня» (1964) и др. На первый взгляд, – они о детях и для них написаны, но, по сути, в этих ярких зарисовках проглянула вся картина жизни села середины прошлого столетия. По крупицам, неторопливыми мазками, в маленьких обыденных деталях здесь раскрывается семейный, если не сказать, – общинный уклад сибирской деревни.

Фотография В.П. Астафьева. 1946 г. РГАЛИ. Ф. 3326. Оп. 1.

В1976 году вышла удивительная повесть Виктора Петровича – «Царь-рыба», которая совершенно точно стоит в одном ряду со «Стариком и морем» Хемингуэя или «Моби Диком» Мелвилла, – если не превосходит их. Затем были и другие его культовые произведения: повесть «Последний поклон» (1968-1993), пьеса «Прости меня» (1980), роман «Печальный детектив» (1986), повесть «Зрячий посох» (1988) и др. Оживленную дискуссию вызвал рассказ «Ловля пескарей в Грузии» (1986).

Военная тема никогда не отпускала писателя. Языком художественной прозы он давал свое видение Великой Отечественной войны – повести «Звездопад» (1960), «Пастух и пастушка» (1967; 1989), «Где-то гремит война» (1967) и др. Самым мучительным, но так и не оконченным стало его последнее произведение – роман-эпопея «Прокляты и убиты».

Сегодня В.П. Астафьев – безусловно авторитетный, широко изучаемый классик своей эпохи. Еще в 2009 году в юбилейном издании «Дар слова Виктора Петровича Астафьева», подготовленном к 85-летию писателя Красноярским государственным педагогическим университетом, носящим его имя, насчитывалось более 2800 произведений, воспоминаний, научных исследований о нем. Сегодня их стало еще больше, но нельзя сказать, что как творческая личность он стал нам понятнее …

* * *

Архивное наследие В.П. Астафьева находится в нескольких архивах, но основным хранителем является Государственный архив Пермского края. Также творческие материалы передавались писателем в Пушкинский дом РАН, в музей г. Чусового, музей-библиотеку его родной деревни Овсянка и др.

6. Письмо В.П. Астафьева в редакцию издательства «Советский писатель» о работе над романом «Прокляты и убиты». 18 февраля 1983. РГАЛИ. Ф. 1234. Оп. 23.

В РГАЛИ материалы Виктора Петровича были переданы его вдовой, Марией Семеновной Корякиной, в 2001-2006 годах. Ныне из них сформирован и научно описан личный фонд писателя под номером 3326, состоящий из 94 единиц хранения. Здесь отложилось несколько автографических рукописей – в основном отрывки, черновые наброски, разрозненные листы. Однако в фонде В.П. Астафьева находится и несколько полных текстов – «Вставка-воспоминание к инсценировке "Царь-рыбы"», очерк «Осень в Гоби», предисловие к книге «Последний поклон».

Наиболее полно в ф. 3326 представлен раздел изобразительных источников: фотографии с В.Г. Распутиным, Е.И. Носовым, Г.С. Жженовым и др. Переданы в РГАЛИ были и портреты, рисунки В.П. Астафьева, зарисовки его дома, выполненные В.И. Кудринским, Е.И. Носовым, С.Н. Элояном и др.

7. Фотография В.П. Астафьева. 1980-е гг. РГАЛИ. Ф. 3326. Оп. 1.

Хотя личный фонд В.П. Астафьева в РГАЛИ невелик и фактически не содержит его переписки, творчество писателя широко представлено в других собраниях нашего архива – фондах редакций журналов, где хранятся рукописи произведений Виктора Петровича.

Их издание началось в 1951 году – с заметок для газеты «Чусовской рабочий», однако первая публикация в «толстом» столичном журнале состоялась только в 1959 году, когда в журнале «Знамя» вышел его рассказ «Солдат и мать». Рукопись этого рассказа с сильной авторской правкой хранится в фонде редакции «Знамени» (ф. 618).

Большой интерес вызывают рассказы, опубликованные в «Нашем современнике» (ф. 622) – «Еловая ветка» (1961) и «Два раненных солдата» (1964). Примечательно, что последний изначально имел другое авторское название – «Сашка Лебедев», а второй заголовок рассказ приобрел после литературной правки. Из более поздних рукописей в «Нашем современнике» – заключительные части повести «Последний поклон» (1978).

Как ни странно, наиболее полно представлено в РГАЛИ творчество В.П. Астафьева 1980-х годов; материалы отложились в редакциях журналов «Москва» и «Новый мир».

В редакции «Нового мира» сохранились разноплановые рукописи Виктора Петровича: рассказы «Жизнь прожить» и «Людочка», притча-сказка «Ельчик-Бельчик», части повести (в обновленной редакции) «Последний поклон» и др.

Фонд редакции журнала «Москва» в полном объеме сохранил повесть «Зрячий посох», опубликованную в январе–марте 1988 года.

Помимо вышеназванных редакций, рукописи В.П. Астафьева есть в фондах редакции журнала «Дружба народов», издательства «Художественная литература» и др.

Практически все эти материалы, которые оказывались в редакциях журналов, содержат огромную текстуальную правку Виктора Петровича. Видны значительные и множественные дополнения, вставки, правки, пометы, которые свидетельствуют о кропотливой работе и ответственности писателя за свои детища.

Не меньшего внимания заслуживают «дела» изданий (отдельных книг, сборников), которые готовились издательством «Советский писатель». Среди них особняком стоит «дело» неоконченного романа «Прокляты и убиты». Благодаря заявке, присланной Виктором Петровичем в издательство, мы можем отчетливо понять, что замысел и сюжет произведения сформировались у него уже в середине 1970-х годов. В.П. Астафьев размышлял над эпопеей, как минимум, несколько десятилетий. Однако, как свидетельствуют документы, этот труд так не складывался в единую картину, – даже через восемь лет, к 1983 году, писатель не смог предоставить рукопись в издательство. И хотя произведение неоднократно выходило в нескольких книгах на протяжении 1990-х годов, «перестроечное» время не способствовало завершению замысла.

Литературная биография Виктора Петровича Астафьева практически точно совпала со второй половиной XX века – с 1951 по 2001 год. За это время он внес весомый вклад в отечественную литературу, и его имя прочно стоит в истории российской культуры.

Российский государственный архив литературы и искусства участвует в сохранении наследия Виктора Петровича.


Список иллюстраций:

  • 1. Фотография В.П. Астафьева. 1946 г. РГАЛИ. Ф. 3326. Оп. 1.
  • 2-4. Рассказ В.П. Астафьева «Солдат и мать». Отрывки. 1959 г. РГАЛИ. Ф. 618. Оп. 17. Машинопись со вставками и правкой автора.
  • 5. Рассказ В.П. Астафьева «Два раненных солдата» (= «Сашка Лебедев»). 1961 г. РГАЛИ. Ф. 622. Оп. 4. Машинопись с правкой автора и редактора.
  • 6. Письмо В.П. Астафьева в редакцию издательства «Советский писатель» о работе над романом «Прокляты и убиты». 18 февраля 1983. РГАЛИ. Ф. 1234. Оп. 23.
  • 7. Фотография В.П. Астафьева. 1980-е гг. РГАЛИ. Ф. 3326. Оп. 1.
  • 8. Фотография В.П. Астафьева. [1990-е гг.] РГАЛИ. Ф. 3326. Оп. 1.