САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Россияне считают «Ивана Васильевича» лучшей советской экранизацией

Таковы результаты опроса, проведенного в сервисах «ЛитРес»

Фото: кадр из фильма  «Иван Васильевич меняет профессию»
Фото: кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

В преддверии Дня российского кино, которое отмечается 27 августа, и Ночи кино, которая пройдет по всей России 28 августа, группа компаний «ЛитРес» провела опрос среди более чем 1000 пользователей своих сервисов и выяснила, какую советскую и российскую экранизации они считают самой лучшей, нравятся ли им отечественные киноадаптации и кого из режиссеров они могли бы назвать мастером переносить литературные сюжеты на большой экран. По итогам исследования, на первом месте среди советских экранизаций оказался культовый фильм «Иван Васильевич меняет профессию», снятый по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». А среди российских киноадаптаций пальма первенства у еще одного фильма, вдохновленного книгой Михаила Булгакова, — сериала «Мастер и Маргарита», созданного в 2005 году Владимиром Бортко.

Всего же 78,8% респондентов нравятся отечественные экранизации литературных произведений. А наиболее талантливым режиссером в этом жанре опрошенные считают Леонида Гайдая («12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию»). За него свои голоса отдали 46,3% пользователей. На втором месте — Сергей Бондарчук («Война и мир», «Судьба человека», «Степь») с результатом в 41,3% голосов. На третьем — Эльдар Рязанов («Жестокий романс», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман») его выбрали 40% респондентов. В топ-5 также вошли Андрей Тарковский и Владимир Бортко.

«Михаил Булгаков по праву может считаться самым любимым русским писателем XX века. Его романы всегда горячо обсуждают, их охотно экранизируют режиссеры, ставят в театре. Но это не самая простая проза, легко перекладывающаяся на киноязык. Она поддается только мастерам. В случае с Леонидом Гайдаем все сложилось, совпало: литературная основа, талантливый актерский состав и грамотная режиссура. «Иван Васильевич меняет профессию» — по не самой очевидной пьесе Булгакова — стал культовым фильмом и экранизацией, которую до сих пор смотрят и любят россияне. Ещё один пример идеального совпадения — это экранизация «Мастера и Маргариты» Владимира Бортко, в которой сыграли Олег Басилашвили, Александр Галибин и Александр Абдулов. Мистическая история Михаила Булгакова была бережно перенесена на экран и получила новое дыхание», — комментирует результаты исследования шеф-редактор ГК «ЛитРес» Екатерина Писарева.

Интересно, что из отечественных экранизаций, которые только готовятся к выходу, россияне больше всего ждут фильм «Метро 2033» Егора Баранова (35%). Картина по мотивам одноименного романа Дмитрия Глуховского должна появиться на больших экранах в 2024 году. Вторая строчка у фильма «Мы» (23,8%), снятого Гамлетом Дульяном по сюжету знаменитой антиутопии Евгения Замятина. Его премьера запланирована на 2021 год. На третьем месте — «Петровы в гриппе» (17,5%) — новая режиссерская работа Кирилла Серебренникова. Фильм — экранизация романа Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» — был впервые показан на Каннском фестивале в 2021 году и удостоен приза Vulcain Prize. Премьера в России для широкой публики должна состояться 9 сентября. На четвертом и пятом местах — «Анна К», современная интерпретация романа Льва Толстого, и одноименная экранизация трогательной книги Наринэ Абгарян «Манюня» соответственно.