Текст: Дмитрий Шеваров/РГ
1.
Моя суматоха
Добрый день, Дмитрий.
Я врач, и у меня есть знакомая пациентка, ее зовут Света. Я иногда делаю ей или её сыну всякие УЗИ, ну и заодно общаюсь, уже не первый год. Она довольно любопытный пациент. Поучительный. Врачам иногда есть чему поучиться у пациентов.
У Светланы редкий букет заболеваний. Поэтому у неё все время что-нибудь обязательно болит. Просто иногда посильнее, а иногда поменьше. И когда поменьше – это уже счастье.
Сын её Павел – почти точно копия мамы, в смысле здоровья. У нас, медработников, он вызывает любовь своей искренностью, простодушием и добротой. Маму свою Павел называет «моя суматоха». Иногда он может сделать какое-нибудь несложное дело, например сварить овсянку, и очень гордится этим. Потому что это и вправду для него подвиг. Когда мама у него не может встать с кровати, а дома нет еды, он идет в магазин. Это тоже для него непросто. У Павлика, кроме всего прочего, редкое заболевание кистей. Подвижность пальцев ограничена, и это прогрессирует, что в перспективе может привести к полной невозможности шевелить ими.
Света переживает, что Павлик пропадет, если она вдруг умрет или сляжет так, что уже не сможет ничего делать. И поэтому она всегда встает. Именно от этой мысли. Всегда встает с одра любой своей болезни. Встает, даже если физически не может встать. И каждый день бьется за жизнь: свою и сына. Старается обязательно гулять с сыном, для него это важно. Сейчас они ходят, как волонтеры, плести защитные маскировочные сетки для фронта.
От Светы всегда исходит позитив. Чувство радости – даже когда ей плохо! – замечают в Свете и мои коллеги. И все с удивлением задают себе тот же вопрос, что и я: откуда чувство радости в человеке, которому с точки зрения медицины совершенно нечему радоваться?
Я уж не говорю про то, что они очень туго живут в смысле денег. У них две пенсии по инвалидности, какие-то мифические льготы и всё. А она радуется. Радуется тому, что жива, и Павлик жив. Тому, что сходила с ним на прогулку и покормила голубей. Что вымыла пол у парализованной соседки.
Они очень болели всю зиму с Павлом. Лежали в больнице. И Павел, и она. Когда выкарабкались, Света прислала мне стихотворение с припиской в конце: «Это мое маленькое произведение». Я прочитал и забыл про него. А недавно нашел в памяти смс сообщений и прочитал по новой. И мне почему-то захотелось рассказать вам про Свету и послать её стихотворение.
Телефоны свой и Светы оставляю вам, Дмитрий, – на тот случай, если кто-то захочет помочь Светлане и Павлу.
Алексей Юрьевич Гоголев, врач УЗИ.
СТИХИ СВЕТЛАНЫ
- Март начался из-за туч.
- Впереди угаснет луч.
- В небе полная луна
- Нам надежду принесла.
- Март угаснет при луне.
- Снова лето на дворе.
- Боль уйдет, уже ушла,
- Словно лезвие ножа.
- Март угаснет при луне.
- Снова дождик на дворе.
- Март уйдет, уже ушел...
- Кто-то счастье там нашел!
2.
Облако по имени Володя
Здравствуйте!
15 сентября ушел Владимир Алексеевич Пасека, мой названный творческий брат. Он – ПасЕка, ударение на Е. Но я всегда, когда думала о нём, представляла пчёлок. Он тоже был такой: делал своё дело важное. Сосредоточен был на нём. Хотел быть писателем, трудился над этим и служил этому спокойно, терпеливо. О Володе на днях сказала Лена Кривченко — главный наш библиотекарь: «Застенчивый, как ребёнок. Глубокий, как старик». Володя невидимым лёгким облаком присутствовал и присутствует в жизни множества людей. Странно, мне так легко о нем говорить, совсем не больно. И я песню написала на его стихи сегодня. А я так давно не писала песен.
Елена Хряпова.
Владимир Пасека. Избранное
Повесенье
- В краю убогой глухомани,
- Где тропки тянутся гужом, –
- Царевна, выбежав из бани,
- В снегу порхает голышом.
- Густая изморозь клубится,
- Но дух берёзовый сильней,
- И русый вихрь серебрится
- Сырою россыпью над ней!
- И пусть стоят ещё морозы
- Меж этих облачных полос,
- А только шепчутся берёзы
- В пылу резвящихся волос!
- Царевна наша окупнулась,
- Потом смутилась у дверей
- И оглянулась. Улыбнулась...
- А я уж прятаться скорей.
- 5 августа 2016
Икона «Матрона Московская»
- Этот облик остался в былом –
- И платочек, и лоб, и морщинки.
- Где-то в небе теперь над селом
- Баба Мотя срывает кувшинки…
- Я метался, как палый листок.
- Но однажды набрёл на иконку,
- Где родимый струился платок,
- Укрывая меня, как мальчонку…
- 2016
* * *
- На минувшей неделе
- Умер Федя-немтырь.
- От беды потемнели
- Огород и пустырь.
- Всё село провожало,
- Наревевшись с утра,
- Потому как немало
- Сделал Федя добра.
- Обрезными витками
- Петушков рассыпал…
- Говорил-то руками,
- Языком не трепал.
- 2017
О душе
- Душа бестелесна,
- легка и незрима.
- Встречая её,
- ты проносишься
- мимо.
- И только теплом
- благодатным согретый,
- на миг замираешь
- от близости этой.
- Душа не следит
- за земными часами,
- владея бессмертьем
- и властью над нами.
- Но ей не дано
- на глаза попадаться.
- Она не такая...
- Не любит
- мешаться.
- 2 сентября 2023
Владимир Алексеевич Пасека (21.10.1963 - 15.09.2023)
- Родился в Джанкое Крымской области. В 1973 г. семья переехала на Алтай, в Барнаул.
- В 1979 году, после окончания 8 класса средней школы, поступил в техническое училище, которое закончил в 1982 году. В армии не служил по состоянию здоровья (травма ноги, полученная в детстве). Трудовую деятельность начал с на заводе, сразу же после окончания училища.
- В 1987 году закончил дневное отделение Алтайского государственного института культуры (кафедра театральной режиссуры). Работал режиссёром народных театров края.
- Восемь лет был художественным руководителем парка культуры и отдыха «Октябрьский» (бывший «Меланжевый»). С марта 1996 года и до конца жизни работал на Барнаульский станкостроительном заводе.
- Выпустил четыре поэтических сборника. Выступал с творческими программами в сёлах и районах Алтайского края, часто выезжал в ИК и ЛИУ (исправительные колонии и лечебно-исправительные учреждения). В 2022 году
- Владимир Алексеевич Пасека был принят в Союз писателей России.
3.
Дмитрий, здравствуйте!
Российскую «толстушку» выписываю давно. Собственно и выписывать начала потому, что там печатают Ваши статьи о поэтах, об их творчестве.
Недавно у нас в музыкально-поэтическом клубе возник спор. Одни считают, что надо считать слоги построчно в стихотворении, «сторонники классики». Вряд ли классики подсчитывали слоги. Этот «счёт» для меня просто смешон. Ритм должен быть в душе. Если его нет — извините, займитесь чем-то другим.
В нашем клубе есть молодёжь. И ей эту «счётную лапшу» на уши вешают очень агрессивно. Мол, надо сначала научиться «считать», а потом уже думать о верлибрах и прочих подобных вещах. Молодые говорят: а как, мол, со свободой творчества? Причём стихи у одного нашего молодого коллеги «бессчётные», неклишированные. Хорошие. Очень не хочется, чтобы молодёжь была испорчена неким правИлом. Как определить ту грань между правИлом и творчеством? Ведь «счётных» писунов много, для которых важна прежде всего форма. Они с надрывом ищут рифмы, чтобы влезть в эти формы.
Я прошу Вас о хорошей статье, которую бы написал Поэт, но не стихоплёт, на эту тему. Моих аргументов и примеров многих, значимых для меня, поэтов самых разных «направлений», не хватает. Молодые в растерянности — кого слушать.
Я решила даже — из стихотворений, которые я собираю долгие годы, сделать для молодых подборку, распечатать и подарить им. Стихотворения самых разных форм, вплоть до японских «гэндайси». Показать им многообразие творчества.
Перебирала стихи для этой подборки и наткнулась на стихотворение, тронувшее меня и много лет назад и сейчас до глубины души созвучностью с нашим временем. Посылаю его Вам.
Нина Рожнова
* * *
- Раскалённый камень, пули рикошет.
- Исподлобья пламень в девятнадцать лет.
- Исподлобья жгучий взгляд через прицел…
- Я пока везучий, я пока что цел.
- Взвод за перевалом, отошёл к своим.
- Времени навалом отпустил я им.
- Банду здесь, у кручи, задержать сумел…
- Я пока везучий, я пока что цел.
- Ни глотка во фляге, но не о том беда.
- В этой передряге кровушка – вода.
- Под огнём колючим есть всему предел…
- Я пока везучий, я пока что цел.
- Строчка пулемёта провалилась в тишь.
- Где ж вы, вертолёты?
- Что ж ты, связь, молчишь?
- И на всякий случай я чеку поддел…
- Я пока везучий, я пока что цел.
- Виктор Куценко
4.
Здравствуйте, Дмитрий!
Я с удовольствием прочитала Вашу статью в "Российской газете" о детском писателе Сергее Махотине. Стихи у него, правда, замечательные! Вы так здорово о нём всё написали! Я получила от Вашей статьи огромное удовольствие.
Я живу в небольшом селе Оренбургской области, иногда пишу рассказы, печатаюсь в районной и областной газетах, в общем, делаю всё, чтобы плыть со всеми по течению жизни.
С меня достаточно того, что я имею (я печатаю свои произведения на Проза.Ру и Самиздат). Мне этого достаточно.
Но на периферии есть авторы, которые заслуживают большего, но печататься у них нет времени, а чаще всего вопрос упирается в материальную сторону.
В нашем районном отделе культуры работает удивительная молодая женщина, Наталья Выприцкая. Она пишет стихи и для взрослых и для детей. Стихи её нежные, иногда ироничные.
Почему-то все стараются писать о поэтах из Москвы, Санкт- Петербурга, Самары, Ярославля, а о поэтах с периферии не пишет никто, они варятся в своём соку, о них никто не знает.
Может, у Вас появится желание напечатать стихи Натальи Выприцкой. Она плюс ко всему ещё и многодетная мама, у неё четверо детей...
Конечно, моё письмо Вас ни к чему не обязывает, но я так надеюсь на Ваше понимание и чуткое отношение к людям.
С уважением, Татьяна Алексеевна Россихина.
Стихи Натальи Выприцкой
Последняя возможность
- Мой младший сын - моя последняя возможность
- В песочнице поковырять лопаткой,
- Не вызывая подозрений у прохожих,
- Играть вдвоём в наездника с лошадкой.
- Пускать с восторгом самолётики с балкона,
- Закрыв глаза, играть с азартом в жмурки,
- Раскинув руки, лечь на скошенном газоне,
- Разглядывая облаков фигурки.
- Сбежать с горы, чтоб сердце радостно забилось,
- Лицом в траву уткнуться в полдень жаркий.
- И не бояться за спиной услышать голос:
- "Простите, вам нехорошо, гражданка?"
- Мой младший сын - моя последняя возможность.
- Не ждать же внуков, чтоб вернуться в детство?!
- Боюсь, тогда мне это сделать не позволят
- Суставы или слабенькое сердце.
* * *
- Я держала небо на руках,
- Трогала мечту свою на ощупь -
- Искупаться в нежных облаках
- И упасть в березовую рощу,
- На зелёный шёлк июльских трав,
- Мятой и душицей надышаться...
- Я держала небо на руках
- И вдыхала полной грудью счастье!
* **
Вдвоем на крыше
- Я люблю, когда ты говоришь.
- Я хочу твой тихий голос слышать
- И, спиной о спину опершись,
- Ночью лунной посидеть на крыше.
- Я в ответ ни слова не скажу
- И молчанье ночи не нарушу.
- Пусть луна сквозь неба абажур
- Обнажит прозрачным светом душу.
- Остаюсь с мечтой наедине.
- Мы с тобой опять на разных крышах.
- Только кажется всё чаще мне -
- За спиною кто-то тихо дышит.
Сыну в первые минуты встречи
- Ты первый снег, речная гладь,
- Лист белоснежной чистоты...
- В него хотела б я вписать
- Лишь лучшие свои черты.
* * *
- "Ты, пожалуйста, себя побереги".
- Бесполезная по значимости фраза.
- Ты и сам не воплотил её ни разу,
- Потому что для влюблённых не с руки
- Вспоминать: который нынче день и час,
- Был ли завтрак и надет ли шарф на шею...
- Я тебя лишь одного беречь умею.
- Ты, пожалуйста, меня побереги.