САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Тургенев на языке кино

В Музее Пушкина открылась выставка об экранизациях Тургенева — 18 историй о фильмах по произведениям Тургенева

В Музее Пушкина открылась выставка об экранизациях Тургенева / Аркадий Колыбалов
В Музее Пушкина открылась выставка об экранизациях Тургенева / Аркадий Колыбалов

Текст: Андрей Васянин

В романе Тургенева «Рудин» есть сцена, когда Рудин идет к Наталье Ласунской под начинающимся дождем. Фото со съемок этой сцены в одноименном фильме: по садовой дорожке идет Олег Ефремов, а сбоку на него распыляют воду из шланга. Выставка «И.С. Тургенев. Из истории кинематографа» в честь 205-летия со дня рождения классика в музее А.С. Пушкина на Пречистенке – о том, как прозу писателя переводили на язык кино.

Рассказывая о писателе через его кинопостановки, кураторы надеялись представить его настолько ярко, чтобы посетитель после выставки захотел от кино повернуться к прозе.

«Когда мы нарядили актёров в подлинные костюмы XIX века и начали снимать в саду – это выглядело, как опера днем», – вспоминал работу в фильме «Отцы и дети» его сценарист и художник Александр Адабашьян. Режиссеру и «Отцов и детей» Авдотье Смирновой, и «Двух женщин» (у Тургенева – «Месяц в деревне») Вере Глаголевой хотелось приблизить своих героев к современности, а не опускать их в глубину позапрошлого века. Костюмы героев «Двух женщин» в первом зале предметно иллюстрируют такой подход – у платья Елизаветы Богдановны низкая талия, широкая юбка по моде второй половины XIX века, студент Алексей Беляев появился перед двумя женщинами в этом вот приталенном сюртуке и бабочке.

Эскизы костюмов и сами костюмы встречаются тут не раз, и выставка о Тургеневе в кино иногда напоминает магазин модного платья. Того же Лежнева в фильме «Рудин» Константина Воинова художник увидел в актуальном в ту пору сером сюртуке с буфами (рядом – фото Джигарханяна в этом самом наряде). Зинаида Засекина, роль которой в «Первой любви» Василия Ордынского сыграла Наталья Печерникова, одета на эскизе легкомысленной пастушкой в юбочке немного ниже колен. Фотогалерею, посвященную фильму 1989 года «Поездка в Висбаден», в том же зале, кроме нарядов нежной Джеммы и «ботаника» Санина, по ходу фильма собравшихся было пожениться, украшает шляпа соблазнившей Санина Полозовой – ручной работы, с аппликациями и страусовым пером. Эффектно сочетающаяся с инкрустированным столом XIX века (музей впервые выставляет его), за таким же Санин писал прощальное письмо Джемме.

Тургеневская проза всегда предоставляла простор для серьезных художественных киновысказываний и давала возможность попробовать свои силы начинающим. «Для меня, тогда молодого, пьеса «Нахлебник» звучала современно, она ставила проблему личного выбора — между правдой и ложью, совестью и бесчестьем», – говорил Владимир Басов о своей первой, 1953 года, постановке, напоминающей о себе на выставке подбором снимков из фильма, где сыграл Борис Чирков.

Россыпь фотографий к «Дворянскому гнезду» Михалкова-Кончаловского: благородный, как никогда, Леонид Кулагин в роли Лаврецкого, Василий Меркурьев – Гедеоновский, репетиция сцены бала... Андрей Михалков-Кончаловский в «Дворянском гнезде» 1969 года хотел, по его словам, «через изображение вещей, предметов передать и красоту мира, и тленность этой красоты, а также «порабощение человека вещами». Возможно, об этом что-то есть и в переданном на выставку Ириной Купченко ее экземпляре сценария, вдоль и поперек исписанном рукой актрисы, главной – и тогда юной звездой фильма.

На выставке 18 историй о фильмах по произведениям Тургенева – историй цветных и черно-белых, историй на всю стену зала – и умещающихся в несколько фотографий и эскизов. Есть истории и в один кадр – как картина 1913 года «После смерти» Евгения Бауэра, о которой напоминает переданный на выставку Государственным центральным музеем кино крупный план звезды немого кино Веры Каралли.

О фильме-легенде (как называл его режиссер Сергей Соловьев) «Иван Тургенев. Метафизика любви» на выставке напоминает серия фотопортретов – отца и сына Янковских, которые должны были сыграть писателя в разные годы жизни, Татьяны Друбич в роли Полины Виардо, ради роли согласившейся на то, чтоб ее специально «состарили». Увы, картина была по финансовым причинам закрыта в начале 2000-х – а ведь Янковского на фото невозможно отличить от его героя, а Друбич и в образе пожилой Виардо – прекрасна.