Текст: Ольга Лапенкова
С одной стороны, получить незачёт за итоговое сочинение — вещь маловероятная. Но даже если такое и произошло, у школьника всегда остаётся шанс переписать работу. С другой стороны, повторение никогда и никому не мешает, даже отличникам. Начать можно с изучения тематических блоков, которые будут представлены на декабрьском сочинении:
- •«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
- •«Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
- •«Природа и культура в жизни человека».
Каждый блок состоит из ещё нескольких направлений, и одно из них — «Наука и человек». Школьникам, которые выберут тему из этой области, придётся порассуждать о морально-нравственной стороне технического прогресса. Всегда ли технологии — это благо? С одной стороны, выступать против научных достижений — это странно, если не сказать дико. С другой стороны, мало ли чего напридумают эти учёные?..
Основные правила, которые нужно соблюдать, чтобы получить максимальный балл, мы уже публиковали. С 2022 года они ни капельки не поменялись. Но сосредоточимся не на требованиях проверяющих, а на инструментах, которые может использовать школьник.
Возможные темы итогового сочинения
При подготовке к декабрьскому сочинению уверенности добавляют две вещи: понимание того, о чём, собственно, будут спрашивать — и примерный список тем. В дополнение к опубликованным в прошлом году размышлениям и примерным вопросам можно — и нужно — рассмотреть ещё такие:
- •Согласны ли Вы с тем, что новые технологии делают жизнь человека проще?
- •Мешает ли прогресс взаимопониманию между поколениями?
- •Стал ли человек другим в эпоху технологий?
- •Технический прогресс на службе у человека или наоборот?
- •Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования?
Варианты эпиграфов для итогового сочинения
В процессе подготовки неплохо было бы выучить несколько фраз, которые можно использовать в качестве эпиграфов. Эпиграф, то есть помещённая в правом верхнем углу цитата, — это не просто украшение. Толково подобранное изречение сразу обозначит, в каком направлении пойдут ваши мысли, и настроят проверяющего на соответствующий лад.
- •«То, что в одном веке считают мистикой, в другом становится научным знанием». Парацельс
- •«Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь». Иммануил Кант
- •«Вся наша наука перед лицом реальности выглядит примитивно и по-детски наивно — и всё же это самое ценное, что у нас есть». Альберт Эйнштейн
Композиция итогового сочинения
Но вот мы разобрались с тематическими блоками и направлениями, составили примерный перечень тем, да ещё и выбрали эпиграф. Что дальше? А дальше самое важное — шаблон «идеальной» работы. Если написать свои мысли сплошным текстом, не поделив его на абзацы, высший балл такое творение вряд ли получит.
- •1 абзац. Введение. Небольшое размышление на заданную тему + тезис, т. е. основная мысль, которую нужно будет доказать на примерах из художественной литературы.
- •2 абзац. Первый абзац основной части. Имя автора № 1, название произведения № 1, краткий пересказ ключевого эпизода либо всего произведения, вывод (повтор тезиса другими словами).
- •3 абзац. Второй абзац основной части. Имя автора № 2, название произведения № 2, краткий пересказ ключевого эпизода или всего произведения, вывод (повтор тезиса другими словами).
- •4 абзац. Заключение. Развёрнутый (2–4 предложения) повтор тезиса.
Реализовать этот шаблон можно, например, так.
Пример итогового сочинения по направлению «Наука и человек»
Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования?
Без научных достижений человек был бы намного слабее и несчастнее, чем сейчас. Современная медицина способна справляться со множеством болезней, которые раньше приводили к печальному исходу. А благодаря информационным технологиям мы можем поддерживать связь с друзьями и родственниками, которые живут в других городах и странах, а также искать информацию из любой интересной нам сферы. Однако любые научные исследования проводят, в первую очередь, не механизмы, а люди. К сожалению, нередко учёные ради ярких открытий готовы преступить моральные законы: например, выпустить новый препарат, не убедившись в его безопасности, или поставить жестокий эксперимент с участием животных. Поэтому нравственные ограничения для научных исследований, безусловно, необходимы.
Яркий пример учёного, который ради богатства и славы был готов пожертвовать счастьем других, — это профессор Филипп Филиппович Преображенский из повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Будучи известным хирургом, этот персонаж вовсе не спасает жизни: богатые пациенты приходят к нему, чтобы вернуть себе молодость и привлекательность. Однако Преображенскому мало того, что он имеет: он хочет совершить революционное открытие и, поймав бродячего пса, пересаживает ему человеческий гипофиз. Получившееся существо — некто Полиграф Полиграфович Шариков — не способно стать полноценным членом общества. Не зверь и не человек, Шариков не может найти себе применения и доставляет множество хлопот окружающим. В конце концов Преображенскому приходится снова «превратить» несчастного Полиграфа Полиграфовича в собаку. Безусловно, было бы намного лучше, если бы нравственные ограничения не позволили профессору провести этот эксперимент, который никому не принёс ничего, кроме мучений.
Ещё один учёный, совершивший роковую ошибку, — это Виктор Франкенштейн, центральный персонаж романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Правда, стоит отметить, что мотивация главного героя здесь отличается от замыслов профессора Преображенского. Молодой Виктор Франкенштейн считает науку смыслом жизни и замышляет эксперимент скорее из чистого интереса, нежели ради богатства или славы. Соединив несколько тел, он «создаёт» нового человека, который оказывается настоящим чудовищем и начинает мстить учёному, расправляясь с членами его семьи. В отличие от Филиппа Филипповича из «Собачьего сердца», Виктор Франкенштейн искренне переживает: и за тех, кого волей-неволей втянул в неприятности, и за самого себя, и даже за созданного им монстра. Однако учёный оказывается не в силах что-либо изменить, ему так и не удаётся встретиться с чудовищем, в которого он вдохнул жизнь. Этот фантастический сюжет доказывает, что человек не имеет права ставить эксперименты, которые противоречат моральным законам.
Итак, наука сама по себе — это и не зло, и не благо. С помощью технических достижений человек может развить эрудицию и поправить здоровье, но также может принести немалый вред окружающим. Поэтому необходимо, чтобы существовали способы предотвратить тот или иной негуманный эксперимент.