Текст и фото: Дарья Орлова
В Музейном центре «Зубовский, 15» с 20 июля 2023 года по 14 января 2024 года проходит выставка о «Разных Маяковских».
Помимо выставки, к юбилею “нахала в желтой кофте” Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля был выпущен альбом-каталог про поэта в широких штанах, представленный на ярмарке Non/fiction№25.
Маяковский-поэт, Маяковский-актер, Маяковский-драматург, Маяковский-дизайнер, Маяковский-художник, Маяковский-шоумен… Продолжать можно бесконечно, вплоть до 130 – именно столько исполняется Владимиру Владимировичу в этом году.
Маяковский, по мнению Ларисы Алексеевой, заведующей отделом “Музей истории литературы ХХ века” – прародитель движений, только сейчас становящихся актуальными: стрит-арт, шоуменство, граффити на лице, на коже… Маяковский – универсальный талант, герой XX века, чья жизнь вместила грандиозные события и громаду любви – настоящая судьба поэта. Маяковский масштабен. Именно поэтому он то и дело меняет свое обличие и каждый раз предстает перед нами на выставках, в книгах и альбомах немного другим, и раз за разом мы узнаем какого-то нового Маяковского.
Лариса Алексеева с любовью и восхищением рассказывает о разных ипостасях поэта: шоумен с громким голосом, актер, снявшийся в трех фильмах за месяц, драматург с революционной “Мистерией Буфф”, дизайнер рекламы и слоганов, которые “запали на сто лет вперед”.
“Моссельпрома уже нет, а строчки тут”, – звучит подтверждение из зала.
К музеям Владимир Владимирович относился скептически: “Улицы – наши кисти, Площади – наши палитры”, искусство должно жить на улице. Однако и как музейщика Маяковского история запомнила: в 1929 году он сам организовал выставку “20 лет работы Маяковского”. Было, впрочем, у выставки интересное условие: она должна была функционировать все время, чтобы это был не просто склад диковинок, а площадка для молодежи и студентов, лаборатория творчества. Лариса Алексеева считает, что все творчество Маяковского – это всегда синтез искусств. Если стих, то будет что-то от художника, если реклама – от поэта. Можно представить, какими грандиозными были “20 лет Маяковского”, полностью организованные Владимиром Владимировичем – поэтическое произведение в формате выставки. К несчастью, выставка была активна всего несколько месяцев, после этого Маяковский умер, а выставку “собрали, сложили и убрали на полку”.
История выставок о Маяковском оказалась так же терниста, как и жизнь поэта: он был забыт на долгое время, потом снова открыт, он был талантливейшим советским поэтом, становился “трафаретным поэтом” – не нужно нам ни хулиганов, ни футуристов. Сотрудники выставок искали голос Маяковского, его плакаты, записки, пытались реконструировать выставку. К счастью, два музея (Музей Маяковского и Государственный литературный музей) объединили усилия, и появилась выставка “О разных Маяковских”. Пришлось, однако, пройти “испытание изобилием” – слишком масштабен поэт для маленькой площадки. “Дайте манеж!” – восклицает Лариса Алексеева.
К сожалению, все выставки рано или поздно заканчиваются. “Они как бабочки: сегодня есть, а завтра исчезают… Бесконечно грустно, когда нужно все это разобрать и разложить по полкам. Наш герой этого не любил! Выставка есть, а потом ее не будет. Книга же должна остаться”, – объясняет Лариса Алексеева, как возникла идея альбома-книги. Книга включает в себя девять разделов коротких эссе, которые представляют разных Маяковских.
Музеи, по словам Ларисы, это пространства, где мы встречаем кого-то знакомого и что-то незнакомое, но всегда это пространство визуальное, творческое. “Ходите на выставки, ходите в музеи в эти зимние холодные дни!” – завершает презентацию Лариса и приглашает всех посмотреть на таких разных Маяковских.