Текст: Анастасия Скорондаева/РГ
Найти ответы на эти и многие другие вопросы о жизни и творчестве "солнца русской поэзии", увидеть его подлинные вещи и автографы, а также почувствовать себя в эпохе XIX века можно на выставке "Пушкин.225". Но только помните: обойти всю экспозицию - на ней представлено 1730 экспонатов из 44 крупнейших музеев страны, архивов и частных коллекций - едва ли возможно. Как минимум стоит запланировать перерыв на обед, как максимум - посвятить этому выходные дни.
Как Пушкина женили
Выставка состоит из четырех разделов. В первом, "Поэт и его эпоха. Реликвии", можно увидеть подлинные вещи Пушкина и его окружения. Самый ценный экспонат здесь - брачные венцы Пушкина и Гончаровой, украшенные драгоценными камнями и жемчугом, которые предоставил Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Рядом - скромное по нынешним дням золотое колечко с бирюзой - подарок Александра Сергеевича Наталье Николаевне на годовщину помолвки. Понятно, что ни к чему из этого нельзя прикоснуться, все за стеклом, но, даже постояв рядом, ощущаешь какое-то теплое, светлое чувство.
В этом же разделе можно увидеть настоящие автографы поэта, которые долгое время не выставлялись, а также весьма потрепанное перо, которым он писал.
Здесь же бархатный жилет в затейливых ромбиках, принадлежащий автору "Евгения Онегина". Модная вещица и по нашим, современным, меркам. Впрочем, был ли Пушкин модником - спорный момент. В воспоминаниях некоторые знакомые поэта утверждают, что он "не следовал моде", другие замечали "во всей его наружности" "светскую заботливость" о себе. С чем точно не поспоришь, так это с тем, что Пушкин отдал щедрую дань "ветреной", "легкокрылой" и "самовластной" моде в своих произведениях, которая была свидетельством социального положения человека, знаком политических пристрастий и господствующих в обществе идей.
Пушкин - карточный игрок
Тут логично отправиться в следующий раздел экспозиции "Легенды и мифы", где рассказывают о вымышленных историях, которые сопровождали Пушкина еще при жизни и появляются и по сей день.
Целый зал посвящен "донжуанскому списку" Пушкина - именно так принято называть значительный перечень женщин, которых поэт любил в былые годы. Он сам составил его зимой 1829-1830 годов. Для тех, кому важна точность, Пушкин однажды признался в письме к Вере Вяземской, что Наталья Николаевна была его "сто тринадцатой любовью". Кого любил поэт еще - узнаете на выставке, газетных строк не хватит перечесть.
А что нам известно о финансовой стороне жизни поэта? Можно сказать, что большой прибыли писательство, как и сегодня, не приносило. В какой-то момент Пушкин даже сам занимался изданием своих книг, мог и цену завысить, в общем - крутился как мог и даже однажды вновь вернулся на госслужбу. Но были у него и слабости. Однажды Пушкин "полу-продал, полу-проиграл" рукопись своих стихотворений, подготовленную к печати. Потом, конечно, раскаивался и пытался вернуть. Случай этот не единственный, настолько страсть поэта к играм в карты была сильна. Азартны ли вы, как Пушкин, можно проверить, сыграв на выставке в популярную карточную игру XIX века штосс. Признаться честно - затягивает очень.
А еще, говорят, Пушкин был невероятно суеверен: то заяц ему дорогу перебежит, когда поэт вздумает тайно удрать из ссылки, то кольцо упадет во время венчания, то гадалка многое предскажет. Верить этому или нет, решайте сами.
В еще одном разделе - "Поэт в зеркале эпох" - представлены материалы, которые были созданы после смерти Пушкина: работы художников, исторические мемории, связанные с юбилеями поэта. Начиная с 1880 года, когда был установлен первый памятник поэту в Москве, и до наших дней. Здесь много портретов, например, можно увидеть работу Кустодиева "Пушкин на набережной Невы". Или бархатно-шелковый костюм Дон Жуана для постановки оперы "Каменный гость".
Залы мезонина посвящены разделу "Руслан и Людмила". Читаем и играем". Интерактивная экспозиция по поэме-сказке, шуточной и ироничной, адресована детской аудитории. Подлинные экспонаты здесь соседствуют с репликами и копиями оригиналов. Изучить макет Лукоморья и даже пощупать бороду Черномора - легко!
Почему Пушкин с нами
С одной стороны, выставка получилась довольно классической, традиционной, здесь едва ли найдется что-то в духе современных, молодежных проектов, которые сегодня посвящают музыкантам и режиссерам. С другой - это абсолютный блокбастер. Когда погружаешься в пушкинскую атмосферу, в какой-то момент кажется, что герои ожили и бродят по залам вместе со зрителем, нашептывая истории тех дней. Здесь каждый найдет то, что сближает его с поэтом: кто-то - заядлый игрок, другой - любитель женской красоты, третий - патриот, четвертый - вольнодумец, пятый - суеверен… И перечислять это можно до бесконечности.
Знаменитые строчки Пушкина:
- "Онегин, добрый мой приятель,
- Родился на брегах Невы,
- Где, может быть, родились вы
- Или блистали, мой читатель…"
в XXI веке можно сказать и про самого поэта. Пушкин всем нам словно бы добрый приятель, он актуален и живет буквально с каждым из нас, откликаясь и в радости, и в переломные моменты. Мы то и дело вопрошаем: "А работать за тебя Пушкин будет?" Изображаем на рисунках Пушкина на скейте, Пушкина, делающего селфи, Пушкина, ищущего кружку другу - чудесные работы Евгении Двоскиной из серии "Пушкин с нами" украшают один из залов.
Мы сочиняем анекдоты про него: "Василий Иванович: - Петька, что за книгу читаешь? Петька: - Про летчика, "Ас Пушкин" называется. Василий Иванович: - А кто написал? Петька: - Да еврей какой-то, Учпедгиз". Да что уж там, проснувшись солнечным зимним утром, мы тут же с улыбкой вспоминаем: "Мороз и солнце; день чудесный!" Попади Пушкин в наши дни, он, нет никаких сомнений, залипал бы над видео с котиками… Поэтому под меткой строчкой Аполлона Григорьева подпишется сегодня каждый: "А Пушкин - наше все…"
Торжественное открытие выставочного проекта "ПУШКИН. 225" / Автор: Егор Бадьянов
Кстати
Из истории выставок о Пушкине
Любопытно, что подобные крупные выставки Пушкину посвящали лишь дважды. Самая масштабная всесоюзная экспозиция, приуроченная к 100-летней годовщине со дня ухода поэта, была открыта в 1937 году в 17 залах Исторического музея. Там были представлены практически все возможные на тот момент мемориальные материалы, всего более 2000 единиц, от подлинных рукописей до личных вещей. Выставка проработала до 1940 года и с началом войны была отправлена в эвакуацию. Впоследствии она стала основой музея Пушкина на Мойке.
Следующая выставка подобного рода, тоже всесоюзная, прошла в 1949 году и была посвящена 150-летию со дня рождения Пушкина. Масштабная экспозиция - более 1200 экспонатов - разместилась в здании на Пречистенке, где в скором времени и открылся Государственный музей А.С. Пушкина. Экспонаты той выставки стали для него основой.
Афиша
Выставка "Пушкин.225" в Государственном музее А.С. Пушкина, что на Пречистенке, 12/2, будет работать до 30 июня. Пушкин и его друзья ждут встречи.