Интервью: Елена Нещерет
Первый вопрос, несколько панический: ну всё, получается, никаких нам современных авторов в топах продаж? Все побегут скупать классику в супер-культовом оформлении?
Ольга Муравьёва: Без паники! В первую очередь мы договорились с «Союзмультфильмом» об использовании иллюстраций к произведениям авторов, на издание которых у нас и так есть исключительные права: Маршак, Михалков, Сутеев, Успенский, Остер, Липскеров... То есть эти книги у нас всегда были и теперь будут в ещё одном оформлении – с рисунками из мультфильмов. Тем более что очень многие художники, работавшие на студии «Союзмультфильм», исторически были и иллюстраторами книг.
А в статистику Российской книжной палаты заглянешь – там и так один Чуковский. Ладно, ещё новеллизация Чебурашки. Теперь. И похоже, что всем, кто младше века, можно и не надеяться на внимание читающей публики.
Ольга Муравьёва: Не думаю. Это два параллельных потока. Люди не перестанут читать, что им нравится, только потому, что классики стало больше. Всегда найдутся любители и того, и другого. Так что маленьким издательствам с современными авторами мы никак не помешаем. Мы не конкуренты тому же «Самокату», у нас другие задачи. Что до новеллизации Чебурашки – я прочитала книгу. И знаете, от Успенского (и вообще от литературы) там очень мало, назвать новеллизацию полноценным литературным произведением я не могу.
Ждать ли новеллизаций от союза «Малыша» с «Союзмультфильмом»?
Ольга Муравьёва: Нет. Только оригинальные тексты. Мы вот и по новому «Простоквашино» ничего не делали. Новеллизациями в издательстве занимается другая редакция, другие люди, а наше дело – оригинальный Успенский. Мы же, на самом деле, уже договаривались с «Союзмультфильмом» и выпускали несколько серий книг с кадрами из мультфильмов, начиная с 2005 года. То есть в договоренностях с «Союзмультфильмом» чего-то принципиально нового нет, просто сейчас мы делаем те же самые книги абсолютно по-другому. В 2000-х книг было несколько серий: богато оформленные – с меловкой, фольгой, поролоном на обложке, в том числе с альбомным спуском или совсем дешевые, небольшого формата и объема. Сейчас мы подготовили и выпускаем одну серию книг под названием «Золотая коллекция Союзмультфильма» в стильном, современном оформлении.
А есть ли смысл делать современно, если основная аудитория – бабушки? Не только потому, что они обычно читают внукам, но и потому, что у моих ровесников в детстве были уже больше Винкс, Дисней, ну и в крайнем случае Гора Самоцветов, а нынешние малыши вон вообще Синий Трактор смотрят?
Ольга Муравьёва: Во-первых, у всех разный ритм жизни и разный контекст. Кто-то помнит, кто-то не помнит. Это нормально. Все разные. У современных мультиков, кстати, совсем другая динамика, более быстрый темп. Но мы-то о книгах. Там картинки не двигаются, и это даёт совершенно другое впечатление. Мне кажется, что в старых мультфильмах было какое-то особое тепло, неспешность, подлинная человечность. И хотелось бы именно это ощущение сохранить в иллюстрациях. Во-вторых, детская литература, как сфера, невероятно консервативна. Сформировался чёткий канон, и в нём очень медленно что-то меняется.
Вот и выходит, что мы без конца читаем то, что читали наши бабушки.
Ольга Муравьёва: Да. Канон велик, читатель мал. Пока прочтёшь Барто и Маршака, уже пора браться за Волкова и «Буратино». Классических книг оказывается больше, чем времени на их освоение. И лучше выбрать проверенное, скорее классиков, чем современников, особенно в раннем возрасте.
А кто из новейшей русской литературы когда-нибудь войдёт в этот канон? Усачёв? И то одна «Собачка Соня»?
Ольга Муравьёва: Андрея Усачёва мы любим вообще за все его книги. Ну и да, может быть, он. А может быть, Катя Матюшкина. Её «Кота да Винчи» уже лет двадцать читают. Вообще в детлит до недавнего времени идти не хотел никто. Было буквально несколько человек, которые не могли не писать. Просто выхода у них не было. И вот довольно долго были только они, а потом постепенно ситуация стала налаживаться, и появились новые люди, интересные произведения. Достаточно вспомнить Стаса Востокова, Машу Рупасову, Наринэ Абгарян, Наталию Волкову, Ольгу Лукас, Настю Орлову, Светлану Лаврову, Галю Дядину, Эдуарда Веркина, Марию Ботеву…
С вершин поэзии – под лавку конторщика: что труднее всего для вас в этой сделке? Есть какие-то особые условия, которые теперь доставят вам хлопот?
Ольга Муравьёва: Во-первых, мы обязаны издавать книги в определённом формате, в определённой ценовой категории. Переплёт, формат, всё строго регламентировано. Право на выпуск книг в мягкой обложке с этими же иллюстрациями может быть совсем в другом месте. Во-вторых, финальный образ книги мы обязаны согласовывать с «Союзмультфильмом».
То есть за ними – прям последнее слово?
Ольга Муравьёва: Да. Получается, мы – всего лишь руки, простые исполнители. Однако мы можем быть на связи с художниками или с их наследниками, и, если возникают разногласия, именно слово автора оказывается решающим. «Союзмультфильм» прислушается.
А какая книжка – ваш фаворит, явный хит?
Ольга Муравьёва (смеётся): Спросите меня об этом через полгода. Цыплят по осени считают. Пока могу дать информацию только за предыдущий заход. Тогда у нас был абсолютным хитом «Винни-Пух». Мы сделали большую красивую книгу со всеми историями сразу, и она улетала просто с немыслимой скоростью. Сейчас мы без «Винни-Пуха», права на Милна у «Росмэна». До 2027 года. Так что остаются «Простоквашино», «Чебурашка», «Дядя Стёпа», «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «Как Львёнок и Черепаха пели песню», «Королевские зайцы», «Варежка» и «Цветик-семицветик»… И вообще вся культовая, узнаваемая классика. Но «Варежка» – это что-то особенное! Может быть, помните, мультик был?..
Да, там девочке нельзя собаку, и она выгуливает варежку на поводке, воображая, что это щенок.
Ольга Муравьёва: …Верно. И этот мультик – кукольный. Объёмный. А иллюстрации – плоские. Наши художники проделали огромную работу, чтобы картинки сохранили эффект, атмосферу.
Я очень рада за «Цветик-семицветик». Меня на каждой ярмарке и в магазине чуть ли не каждый день спрашивают! Наконец что-то смогу показать.
Ольга Муравьёва: В этом наша цель и есть: обеспечить читателя красивой и доступной классикой.