Текст: Елена Кухтенкова/РГ
"В наше время для школьника прочитать книгу - уже подвиг", - пишет в своем эссе "Пушкин - наше все. И что? Нужен ли русский гений новому поколению" на XXIV Международный Пушкинский конкурс "РГ" русист из Будапешта Наталья Вицаи.
Достойных ответов и объяснений, почему нужно изучать Пушкина и русскую классику, уже высказано великое множество. По мнению автора эссе, его произведения помогают выполнить главную цель учителей - обогатить духовный мир молодой личности. Трудная работа с двухсотлетними текстами Пушкина идет ей на пользу, ведь человек не только соприкасается с прекрасным образцом русского языка и идейно-художественным многообразием, но и развивает пластичность своего мозга, в результате чего каждое последующее обучение будет даваться все легче и легче.
По мнению русиста, это особенно важно для подростков и молодых людей, оказавшихся заложниками клипового мышления и достаточно агрессивной информационной среды. Наталья, реагируя на опыт своих детей и коллег-литераторов, с сожалением замечает, что многие учителя уже не работают в классе с первоисточниками, они все чаще отправляют детей для знакомства с произведениями в интернет. Рекомендуют в первую очередь фильмы, реже - спектакли или инфоуроки.
"Не стоит потом удивляться, что события книги вроде бы восприняты, а причинно-следственные связи - нет, - подчеркивает педагог. - Увидев выходящего из леса с ружьем Ленского, мой сын в сочинении написал, что Ленский был охотником. Возможно, уход от книг лишь вынужденная мера из-за нехватки классного времени, но она играет с нами злую шутку - мы пускаем на самотек развитие логического и художественного мышления, творческого воображения, самостоятельности суждений и их аргументации у учеников".
Русист рассказывает, что в связи с последними событиями число изучающих русский язык в Венгрии сокращается. Это можно заметить не только на примере школьного образования, но и на курсах в Российском культурном центре, где Наталья преподает более 20 лет. Все реже люди видят в русском языке возможность для роста карьеры, их чаще всего привлекают лишь богатые культурные традиции. Есть слушатели, очень критично настроенные к курсу современной политики России, но все же читающие русскую литературу, Шаламова или Солженицына, и изучающие русский язык.
При знакомстве с произведениями Пушкина, уверена учитель русского языка, происходит неизменный диалог культур - познание чужой культуры через собственную, а своей - через другую. Тема неволи человека возникает у Пушкина постоянно, поэтому на уроках педагог говорит о ее существовании в Венгрии, о ее влиянии на развитие общества и экономики страны. В таких случаях ребятам приходится обращаться к истории Венгрии, вспоминать даты и события собственной истории. Это дает им возможность также сопоставить события венгерской и российской истории. Все это, несомненно, является отличной возможностью проследить становление современного демократического общества, сопоставив условия жизни современной молодежи и молодых людей 19 века. Естественно, знакомство с духовными ценностями и высокохудожественными произведениями другого народа обогащает и саму личность, возможны даже смена стереотипного мышления или возбуждение творческой энергии.
Наталья Вицаи убеждена: несмотря на дискуссии об "устарелости" творчества и языка Пушкина, мы не должны поддаваться этим настроениям. Его творения не только пример прекрасного русского языка, но и школа по воспитанию нравственности, прививающая к тому же умение думать и эстетический вкус, а в наше время прочитать книгу, первоисточник считается подвигом и геройством.