Интервью: Михаил Зильев
Программа только что прозвучала в Луганске и в ДНР, и ей предстоит большой тур по стране. Мы поговорили с идейным вдохновителем, составителем и исполнителем поэтической части программы — журналистом, обозревателем, политэмигрантом из Латвии Вадимом Аввой.
Что это было
Получается, что у нас был настоящий концертный мини-тур: Москва, госпиталь в районе Воронежа, потом Луганск, где прошел большой концерт в русском драматическом театре имени Павла Луспекаева, выступление в Луганске перед бойцами батальона «Кинжал» на месте его постоянной дислокации, выступление перед учащимися Кадетского училища, перед воспитанниками детского дома и потом, после Луганска, в районе Енакиево – это уже ДНР, выступление в госпитале и на санитарно-эвакуационном пункте ближе к передовой. Итого – семь концертов за три дня.
Что вынес из выступлений
Очень многие говорят, что не надо читать на войне стихи о войне. Так вот, и я, и мой товарищ, сопродюсер, автор музыкальной части наших проектов, автор аранжировок, Антон Сёмкe, мы вынесли, что это совершенно не правда. Потому что ребята говорят: «Это слова про нас, это стихи про нас, это правдивые, нужные вещи, они в нас резонируют, не надо нас от этого беречь, наоборот: мы понимаем, что большая Россия с нами». В этом смысле искусство или поэзия и музыка предстают в их глазах этой «большой Россией», находятся вместе с ними, она их поддерживает и говорит с ними на вот этом очень нужном, понятном им языке. И вот это действительно очень волнительно. Потому что когда ты читаешь на расстоянии полутора метров, то ни самому нельзя фальшивить, ни слова фальшивые не проходят, они, что называется, застревают в глотке.
Единственное отличие – мы взяли прекрасных музыкантов с консерваторским образованием, мы взяли аппаратуру, насколько это было возможно, и постарались в очень полевых условиях создать ощущение полновесного рок-симфонического оркестра. Это было тоже очень важно для нас, донести вот этот звук. Многие ничего подобного раньше в своей жизни не слышали, ни с чем подобным не сталкивались. Это действительно пробивает. Что дорогого стоит, как нам кажется.
Чего ждём от московской премьеры
Мы просто очень ждём отзывов. Любых. Положительных, отрицательных, искренних. Не просто какого-то бессмысленного хайпа. Всё это делается для зрителя. И сегодня нам очень важно показывать это представление, чей жанр мне даже трудно определить: музыкально-поэтическое шоу, концерт. Я не понимаю пока сам, к чему это ближе. И поэтому важна реакция зрителя.
Потому что мы задумали большой концертный тур по 30 крупным городам России, от Владивостока и дальше на запад. Этот тур можно назвать общенациональным.
Потому что я думаю, что в условиях войны против Запада эстрада тоже должна меняться. И там должно быть меньше Киркоровых и меньше Биланов. Поймите меня правильно — не потому, что я что-то имею лично против Киркорова и Билана. А просто потому, что эти люди представляют собой определенный эстрадный архетип.
Но чтобы на эстраде было меньше их, нужно создать эстрадный продукт. Вот мы попытались такой эстрадный продукт создать, а законы жанра говорят, что такой эстрадный продукт сначала нужно показать в Москве. Чтобы легче было продать на него билеты.
Почему мы продаем билеты
По двум причинам. Во-первых, мы договорились с фондом «Защитники Отечества», что 10% общего кассового сбора мы будем перечислять им.
Второе, чтобы захватить в счет гранта по ПФКИ именно 30 городов. То есть, чтобы иметь финансирование и от коммерческой продажи билетов, и от гранта фонда. Потому что если только на грант, то этих городов будет в 3-4 раза меньше. Это нас не устраивало. Мы, и в основном именно Антон, взяли на себя, в общем-то, очень тяжелую работу. Но мы надеемся, что у нас все получится. Поэтому московская премьера так важна.
Это – премьера?
Прототип программы был показан 4 апреля 2023 года в Градский Холле в Москве. После чего эта программа завершала в июне 2023 первый день книжного фестиваля «Красная площадь».
Мы её немножко доработали и в музыкальном смысле, и добавили специально сделанную видеопроекцию, которая начинает действо – как эпиграф, пролог к этой программе. Мне, конечно же, интересна реакция на неё публики. Какой она была в Луганске — мне уже понятно. И мы сделали еще второй финал, который мы представим в Москве. Поэтому в целом программа смотрится как новая. И можно в определенном смысле говорить, что для Москвы это премьерный показ.