САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Традиционное краеведение на ММКЯ

Издательство «Кучково поле» рассказало о своих новинках — в том числе устами старейшего москвоведа представило серию «Московская библиотека»

ММКЯ_2020_Московская
ММКЯ_2020_Московская

Текст и фото: Александр Соловьев

Презентация серии "Московская библиотека" издательства "Кучково поле» скорее походила на старомодную экскурсию. Книги, подготовленные обществом "Старая Москва», - образчик традиционного краеведения, привыкшего работать с условным "гением места": сюжетами о людях, населявших старые московские улицы и переулки.

Так, Татьяна Владимировна Муравьева, одна из самых известных историков-москвоведов, почти всю презентацию рассказывала о Варварке - Старом Английском дворе, Симоне Ушакове, Ваньке Каине и биокосмисте Александре Святогоре (удивительные стихи которого недавно издали Common place).

Серия, как я уже сказал, безусловно, станет образчиком краеведения старой школы. Однако, как кажется, миссия краеведа сейчас состоит не столько в уточнении исторической топографии и биографии жильцов - но в возвращении города людям. Современный мегаполис - а особенно Москва, центр которой был опустынен расселениями советского времени - это пространство тотального отчуждения горожанина от пространства, которое он населяет. Один из важных факторов нормальной городской жизни - эмоциональная связь жителя с собственным пространством. Сейчас же в Москве эта связь отсутствует - собянинская плитка возможна только в состоянии отсутствия памяти (об этом пишет Михаил Ямпольский в книге "Парк культуры").

https://youtu.be/GLoN6DjHmzc

Мне кажется, с этой точки зрения новая серия не попадает в своего читателя. Она не столь академически фундирована, как "памятники архитектуры Москвы", и при этом будет, вероятно, малоинтересна молодому читателю.

Думаю, что при всем уважении к старой школе москвоведения, ей не помешал бы интерес к устной истории, который продемонстрировал Дмитрий Опарин, собрав книгу "Истории Московских домов, рассказанные их жителями" (недавно вышла аналогичная книга про Петербург), или же умение создавать сообщества вокруг медиапроектов, как это делает Павел Гнилорыбов вместе с редакцией телеграм-канала "Архитектурные излишества". Только так краеведение сумеет не дожить до тех времен, когда создавать его будет некому и не о чем.