САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Владимир Драбкин. Вы и заказали-с

Публикуем тексты, присланные на конкурс «Детектив Достоевский»

Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Хотите отправиться в трехдневное путешествие в Петербург Достоевского? У вас есть шанс! ГодЛитературы.РФ запустил конкурс короткого остросюжетного рассказа «Детектив Достоевский» с фантастическими призами. Отправить свой рассказ вы можете до 10 октября. Подробности – по ссылке.

Текст: Владимир Драбкин

Широко известному в профессиональных кругах и очень востребованному сценаристу поздно утром позвонил маститый продюсер. Разница в возрасте, как, впрочем, и в статусе, между ними была значительная, но общались они на «ты», обращаясь друг к другу исключительно по отчеству.

- Тиграныч…

- Да, Сергеич, рад услышать.

- Есть маза.

- Весь внимание, Сергеич.

- Ты про двухсотлетие Достоевского слыхал?

- Кто ж про него не слыхал, дай Бог ему еще столько же.

- Похоже, раскручивать будут. Наверху решили, что к нашему всему пора добавить еще и «наше всегда». Тем более, что именно покойник первым отчеканил про Александра нашего Сергеевича. Связь времен, так сказать.

- А я тут каким боком?

- Самым что ни на есть правым. Решено продвигать Федю Михайловича в ширнармассы. Про эстраду пока не скажу, но жанровый сериальчик по мотивам биографии просматривается.

- Уже теплее, начинаю медленно потеть…

- Пот побереги. Нужно к завтрему сварганить заявочку на пару сезонов. Что-нибудь детективное, но без лишней крови. В стиле Агаты Кристи…

- Тогда уж скорее Эдгара Аллановича.

- Спец у нас ты, а специалист, как известно, подобен…

- Маятнику.

- Вот-вот, время не ждет, кое у кого уже деньги ляжку жгут. Готов?

- Всегда готов!

Сценарная заявка сериала «Дела Детектива Достоевского»

Хронометраж: два сезона по восемь серий.

Примечание: В заявке, в целях экономии времени уважаемых экспертов, приводятся синопсисы не всех серий.

В первом сезоне молодой литератор Д. (Александр Петров), чья писательская карьера оборвалась на взлете вынужденной «командировкой» в места не столь отдаленные, пытается вернуться к нормальной жизни. На фоне мучительных отношений с экзальтированной феминисткой Полей Сусловой, материального неблагополучия, усиливаемого неудачливой игрой, повторяющихся припадков, а также общей бытовой неустроенности Д., чтобы хоть чем-то отвлечь себя, берется за расследование экзотических преступлений, которые ему в изобилии подбрасывает литературное окружение.

1-я серия: «Один день Александра Андреевича», время действия 1824 год

Молодой бездельник Александр Чацкий, вернувшись из трехлетнего заграничного вояжа, страстно желает вкусить сладость дыма отечества, но сталкивается с недоброжелательной реакцией старых и новых знакомых. Кто-то активно распускает слухи о его психическом нездоровье. Чацкий обращается к Д., случайно встреченному на Страстном бульваре, с просьбой о защите чести и достоинства. «Что есть честь? Что есть достоинство?» - мучительно размышляет Д. и, не найдя ответов, решает, что дело лучше переквалифицировать на «Клевету». Внезапно нетерпеливый и порывистый Чацкий выкрикивает «Вон из Москвы!» и в тот же день претворяет слова в действие. Первое дело Д. заканчивается, толком не начавшись, но результат совсем не разочаровывает: он чувствует в себе талант расследователя.

2-я серия: «Три Д», 1833

В одном из поместий генерал-аншефа в отставке Троекурова обнаружен труп красно-книжного животного. После тщательного осмотра смерть медведя признана насильственной. Д. выясняет, что последним с ним контактировал гувернер незаконнорожденного сына хозяина француз Дефорж, а наблюдавшие этот контакт свидетели слышали звук выстрела. Преступление раскрыто, но…

Тщательное изучение биографии Дефоржа приводит Д. к бывшему корнету, а ныне предводителю деревенской «бригады» Владимиру Дубровскому. Хотя преступнику удается бежать, сыщик может считать свою миссию выполненной. Однако Д. продолжают мучить сомнения…

Спустя несколько лет проездом из Висбадена в Баден-Баден Д. оказывается в Париже, где случайно сталкивается с Дубровским. Но вот сюрприз: «Дубровский» представляется Дефоржем. Так это не два разных человека, а один! Паззл сложился: Дефорж, Дубровский, Достоевский.

3-я серия: «Чеченская пленница», 1840

Похищена младшая дочь влиятельного чеченского полевого князя. Расследование приводит Д. в одну из воинских частей, где под началом штабс-капитана Максимыча служит молодой офицер Григорий Печорин, большой любитель острых ощущений. Именно ему, в условиях категорического отсутствия женского общества, приходит в голову авантюра с похищением Бэлы, в которую он втягивает ее брата-подростка.

После жесткого разговора с Д. Печорин признается в содеянном и соглашается выдать украденное. Но когда они с Д. приходят в комнату Бэлы, ее там не оказывается. Выясняется, что буквально полчаса назад пленница была похищена снова, теперь уже местным бандитом Казбичем, не признающим российской юрисдикции. Печорин с Д. пускаются в погоню и настигают Казбича с его «уловом» высоко в горах, где разворачивается кровавое сражение. Девушку удается отбить, к сожалению, со смертельными последствиями.

Смерть Бэлы производит на Д. настолько сильное впечатление, что он в разговоре с Сусловой отказывается считать расследование успешным и, даже не накинув халата, садится писать «Униженных и оскорбленных».

4-я серия: «Секрет полы шинели», 1843

У титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина украдена шинель. Достойна ли такая мелочь внимания уже весьма авторитетного детектива? «Подумаешь, воруют», - сказал бы какой-нибудь Карамзин. Но не таков Д., он со всем рвением берется за расследование.

Действительно, очень скоро становится ясным, что кража шинели лишь первое звено в цепи дерзких грабежей верхней одежды. И все их совершает не могучая и организованная банда, а один-единственный человек… Акакий Башмачкин. Вдобавок у подозреваемого есть алиби, он скоропостижно скончался еще до совершения большинства преступлений.

А как быть с самой первой кражей, мог ли титулярный советник ограбить сам себя? Вместо образцового расследования получается какой-то скверный анекдот. Пожалуй, даже Гоголь не смог бы сочинить подобного.

Но тут преступления с характерным почерком внезапно прекращаются, и Д. не остается ничего другого как тешить себя мыслью, что в этом есть и его заслуга.

7-я серия: «Смерть Ильи Ильича», 1859

То, что смерть Ильи Ильича Обломова, средней руки помещика, постоянно проживавшего в Санкт-Петербурге, является насильственной, ни у кого сомнений не вызывает. Но кто был главным источником этого насилия, сам ли покойный, скушавший себя изнутри без соли и перца, или все же многочисленные и разноликие штольцы, регулярно насиловавшие дух и тело беззащитного барина в попытках направить его на «путь истинный».

А, может, в духе модных психологических теорий, ключевой причиной была детская травма, полученная маленьким Илюшей при катании на санках с горы в родной Обломовке?

Кьеркегор его знает! Объемное расследование, предпринятое Д., так и не покинуло пределов его воспаленного мозга, и лишь одну фразу в качестве итога произносит он полушепотом, всматриваясь в потрескавшееся зеркало: «Мир спасет красота».

8-я серия: «Ничего не поделаешь», 1863

Одни громко кричали: «Убийство!». Другие намекали на то, что покойник сам свел счеты с жизнью, упоминая некое предсмертное письмо, то ли полученное, то ли приснившееся новоиспеченной вдове Вере Павловне.

Д. же с самого начала беспокоило категорическое отсутствие тела. Как ученик каждый раз начинает танец от печки, так и сыщик в своем расследовании должен танцевать от трупа. А если трупа нет, Бог знает куда может завести подобная мазурка.

Что же делать? А ничего! Ждать, когда искомое само приплывет тебе в руки.

Так и случилось. Переплыв Ламанш, в столицу в образе туманного англичанина прибыл «живой труп» Лопухов. Теперь он женат на другой женщине, но это, кажется, нисколько не смущает Веру Павловну, ведь она замужем за Кирсановым. Более того, две пары поселяются в одном доме, и что они там творят под прикрытием швейных машинок никому не ведомо.

Одно слово: бесы!

Во втором сезоне Д. (Сергей Безруков) уже немолод, к нему пришла слава, а вместе с ней и молоденькая Анна Сниткина, которая взяла на себя быт и здоровье писателя-сыщика. Ему не надо больше переживать об игроцких долгах, о них теперь тоже беспокоится Анна Григорьевна. Д. с удовольствием посвящает себя расследованиям, изредка отвлекаясь на написание романов.

10-я серия: «Его звали Филипок», 1875

К Д. обращаются представители службы, занимающейся поиском пропавших без вести. При невыясненных обстоятельствах исчез из дома дошкольник Филипп, которого родные, в силу его малолетства, привыкли звать Филипком.

По времени расследование уложилось в считанные часы, но умственных усилий потребовало от Д. немалых. Нашелся Филипок там, где меньше всего ожидаешь встретить шустрого ребенка, - в школе. Учебу мальчик начал с того, что расплакался, и это дает повод Д. задуматься, чего стоит вся накопленная человечеством громада знаний в сравнении с одной только слезинкой ребятенка.

В начале 1881 года Д. скоропостижно умирает, дела берет в свои руки Анна.

Д. всемерно помогает ей, являясь во снах.

12-я серия: «Умелые ручки», 1881

Народному герою по прозвищу Левша вельможные закройщики шьют порчу казенного имущества. Действительно, после вмешательства мастера в заморский механизм последний функционировать перестал, но ведь уел он недоброжелателей отечества нашего, а разве не в этом экзистенциальный смысл всякого истинно русского изобретения?!

Анне и Д. удается отстоять доброе имя косого умельца.

Встретившись на небесах, Левша и Д. долго о чем-то беседуют.

14-я серия: «Жизнь за царя», 1885

Жизнь царя буквально висит на волоске. Столица полна слухами: нигилисты, которым с десятой попытки удалось расправиться с Освободителем, готовят покушение на его сына.

Анна вместе со сторожем Акинфовым отправляется в рейд вдоль Южной железной дороги, и на перегоне между станциями «Змиёвка» и «Поныри» им удается застукать «за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам» злоумышленника Дениса Григорьева. Последний всячески пытается запутать следствие, но его связь с нигилистами, а через них и с зарубежными спецслужбами, не вызывает сомнений.

Преступника приговаривают к работам по добыче полезных ископаемых, а в Третьяковской галерее внезапно начинает мироточить портрет Д. работы Крамского.

Резко и шумно выдохнув, сценарист щелкнул на экране «Послать» и, открыв папку

«Дед, блин, лайн!», начал бегло просматривать содержащиеся в ней файлы. С-в-е-т-а-л-о.