САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Как прокачать свою память?

Книга Гарета Мура «Дворец памяти: 70 задач для развития памяти» поможет запомнить все, что хочется запомнить. Публикуем фрагмент о долговременной памяти

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством

Текст: ГодЛитературы.РФ

Вообразите, что память — это огромный дворец, где все наши воспоминания хранятся словно экспонаты в музее. В этом лабиринте легко заблудиться, но стоит только научиться ориентироваться, и мы всегда сможем отыскать нужную информацию. Это и называют мнемоникой — совокупностью правил и приёмов, помогающих запоминать. Данный метод, впрочем, известен еще с античных времен, когда его поэтично называли «дворец памяти» или «чертоги разума».

Гарет Мур в соавторстве с Хеленой Геллерсен ровно этому и обучают. Их книга собрана из конкретных техник, упражнений и головоломок, которые научат быстро запоминать все, что вам заблагорассудится. Или, возвращаясь к заглавной метафоре, помогут вам освоиться в вашем «дворце памяти».

Предлагаем прочитать фрагмент о долговременной памяти.

Дворец памяти: 70 задач для развития памяти / Гарет Мур, Хелена Геллерсен; Пер. с англ. Ирина Евстигнеева — М.: Альпина Паблишер, 2022. — 188 с.

Долговременная память

Здоровый мозг может хранить огромное количество информации, как доказывают великие мастера памяти, способные запомнить 1000 случайных чисел менее чем за час, или такие уникальные люди, как Ким Пик, реальный прототип героя фильма «Человек дождя», который выучил наизусть почти все содержимое местной библиотеки. Наши долговременные хранилища содержат важную информацию, необходимую для осмысления окружающего мира, использования языка, общения с людьми, доступа к репертуару освоенных навыков и многого другого. Как мы уже знаем, эти способности поддерживаются разными системами памяти, которые работают сообща (см. также врезку «Случай пациента Г. М.»).

Механизм долговременной памяти включает три процесса: кодирование, хранение и извлечение. На этапе кодирования мозг заносит новый опыт или факт в долговременное хранилище. Этот процесс может происходить как автоматически, так и сознательно — мы можем повлиять на то, что запоминаем, сосредоточив внимание на конкретных аспектах, которые считаем важными. Упражнения из этой части книги позволят вам попрактиковаться в различных стратегиях кодирования, повышающих эффективность запоминания. Далее закодированная информация должна надежно храниться, чтобы ею можно было воспользоваться в любой момент. И наконец, эта информация должна быть доступна — нам необходимо иметь возможность найти ее и извлечь из памяти. Опять же, это может происходить автоматически, само собой, или нам могут потребоваться целенаправленные усилия, чтобы найти в памяти конкретную информацию. Правильные стратегии кодирования позволяют значительно упростить этот поиск.

Подсказки

Возможно, вы совершенно не помните в подробностях, как прошел день рождения друга в прошлом году, но, когда тот вспоминает о своих подарках, перед вашим мысленным взором вдруг возникает синяя оберточная бумага, в которую вы упаковали свой подарок. В этом состоит фундаментальное различие между свободным воспоминанием и воспоминанием с подсказкой: подсказки похожи на ключи от ящиков картотеки с вашими воспоминаниями.

Умение создавать эффективные подсказки невероятно полезно при запоминании информации, особенно фактов, слов и коротких списков. Подсказка может быть очень простой: например, первые буквы слов, как в акрониме АФРИКА, который используется для запоминания официальных языков ООН (английский, французский, русский, испанский, китайский и арабский). Она может быть рифмованной или ритмичной, например «разведена, обезглавлена, умерла; разведена, обезглавлена, выжила» (это помогает запомнить судьбу шести жен Генриха VIII) или «В год тысяча четыреста девяносто второй Колумб переплыл океан голубой». Эти подсказки запечатлеваются в мозге гораздо лучше, чем голые факты, и служат своего рода триггерами, которые облегчают доступ к нужной информации из долговременного хранилища.

Применяйте то, что знаете

Воспоминания не существуют в вакууме. Мозг создает мысленную картину окружающего мира, с помощью которой мы способны гибко управлять своим поведением. Мы наполняем структуры памяти знаниями о внешнем мире, социальном окружении и языке; формируем карты, чтобы ориентироваться в пространстве; ткем гобелен личной истории, неразрывно связанный с нашей идентичностью. Все эти наши обширные знания можно использовать как якоря для привязки новых фрагментов информации. Другими словами, мы можем связывать новую информацию с тем, что уже прочно закреплено в памяти.


Каркас для памяти

Если вам нужно запомнить больший объем информации, например множество фактов, связанных общей темой или историей, структурирование содержания — ключ к успеху. Как уже было сказано, задача значительно упрощается, если эту информацию можно привязать к существующим знаниям; но, если информация совершенно новая, придется создать новый каркас. Например, можно выбрать одно слово или образ, отражающие основную тему, и организовать вокруг него остальные фрагменты информации наподобие спиц в колесе. Это особенно полезно, если вы планируете расширять знания по этой теме. Если нужно запомнить список предметов, например покупок, можно сгруппировать эти предметы по категориям, чтобы уменьшить количество элементов в списке. Или же, если вам требуется запомнить последовательность событий в фиксированном (например, хронологическом) порядке, лучшая стратегия — выбрать по одному слову, характеризующему каждое событие, и связать их в цепочку. Затем можно использовать один из мнемонических методов, описанных в книге ранее, чтобы лучше запомнить эти подсказки.

Нарисуйте картину

Как мы уже говорили, способность рисовать мысленные картины дает мощный инструмент для кодирования информации, который значительно облегчает ее последующее извлечение. Можно рисовать в уме не только картины, но и целые сцены. Тщательно визуализируйте информацию, которую хотите запомнить. Например, если вы изучаете факты о каком-то историческом событии, мысленно нарисуйте эту сцену и дополните ее яркими запоминающимися деталями. Это также работает для абстрактных знаний, таких как новые слова. Например, чтобы запомнить английское слово ignominious (позорный, бесчестный, гадкий), можно представить себе мерзкого гнома, смеющегося гнусным смехом.

Одна из причин эффективности этого метода заключается в том, что визуальные образы можно соединить в уникальную картину того, что вы хотите запомнить, гораздо проще, чем слова. Такая картина уменьшает вытеснение под влиянием незначимых воспоминаний или новой информации. Как уже было сказано, даже одна деталь может сыграть роль подсказки — триггера, который заставит мозг воскресить воспоминание во всех красках. Красочные и детализированные картины, как правило, создают множество потенциальных следов, которые значительно повышают наши шансы на вспоминание.

Привяжите одно к другому

Как вы уже убедились на практике, связывание отдельных фрагментов информации помогает кратковременной памяти запоминать списки элементов. Что касается долговременной памяти, то она — мастер создания таких ассоциаций. Наши знания о мире хранятся именно в такой форме: мы знаем, что масло намазывают на хлеб, а гром следует за молнией. При виде корги мы, скорее всего, вспоминаем об английской королеве. А звучание знакомой песни или знакомый запах могут пробуждать живые воспоминания о конкретном событии из личной жизни. Эту замечательную способность мы можем сознательно использовать для улучшения памяти. Например, чтобы запомнить имя нового знакомого, можно выделить яркую черту его внешности и связать ее с именем. Допустим, если у Ирины огромные голубые глаза, она может стать Синь-ириной. Или же имя нового знакомого можно связать с именем того, кого вы хорошо знаете, — старого друга или знаменитости.

В предыдущей части книги мы рассмотрели классическую мнемоническую технику «Метод крючков» и ее использование для запоминания последовательности чисел. Другая разновидность этого метода — использовать в качестве крючков не рифмующиеся слова, а похожие объекты. Для каждой цифры нужно выбрать то, что напоминает ее по форме: например, 1 — ручка; 2 — лебедь, 3 — верблюжий горб и т. д. Теперь на эти крючки можно «повесить» информацию, которую вы хотите запомнить. Например, список дел на день может выглядеть так: 1) написать важное электронное письмо — представьте, как ручкой нажимаете клавиши на компьютерной клавиатуре; 2) купить подарок другу на день рождения — представьте лебедя, баюкающего в гнезде завернутый подарок; 3) съездить в автосервис — вообразите верблюда, который тянет на буксире сломанную машину. Когда крючки прочно отпечатаются в уме, вы сможете пользоваться ими постоянно. Наличие готовых фиксированных привязок, вспоминание которых не требует сознательных усилий, позволит вам быстро запоминать списки новых элементов.


Прийти, чтобы остаться

Большая часть того, что мы переживаем каждый день, рано или поздно забывается. Процесс защиты воспоминаний от забывания называется консолидацией. Он состоит в усилении межнейронных связей, которые формирует воспоминание. Если оно неоднократно воспроизводится, соответствующие связи между нейронами становятся все более прочными. Как вы, вероятно, уже обнаружили, при возвращении к упражнению через несколько дней или даже недель запоминать информацию с каждым разом становится все легче. В то же время, если какое-то воспоминание не используется годами, соответствующие нейронные связи постепенно ослабевают, пока оно окончательно не стирается из памяти. Скорее всего, именно такая участь постигла многое из того, что вы учили в школе, даже если вы были отличником. Периодическое быстрое освежение информации в памяти — небольшая плата за то, чтобы сохранить доступ к знаниям, заработанным с трудом.

Случай пациента Г. М.

Существование разных систем долговременной памяти хорошо иллюстрирует история Генри Молисона, больше известного как пациент Г. М. Генри страдал тяжелой формой эпилепсии, но в 1950-е гг. методы лечения этой болезни были довольно примитивными; в попытке избавить его от изнурительных приступов врачи предприняли радикальный шаг: удалили в обоих полушариях его мозга конкретные участки, где были локализованы очаги эпилепсии. Это был гиппокамп — парная структура, чье название происходит от греческого слова «морской конек», потому что по своей форме она отдаленно напоминает эту рыбу.

Однако вскоре после операции врачи обнаружили, что Генри перестал запоминать все новое, что происходило в его жизни, — например, врачам каждый раз приходилось знакомиться с ним заново. Он знал, кто он такой, и помнил большую часть прежней жизни, но больше не мог формировать новые сознательные воспоминания; это означало, что его эпизодическая память серьезно повреждена. При этом он сохранил способность осваивать новые сложные двигательные навыки (то есть его процедурная память продолжала работать нормально), хотя он впоследствии и не помнил, как их приобрел. Речь также не пострадала, и Генри увлекался разгадыванием кроссвордов, хотя и не мог ответить ни на один вопрос, связанный с событиями, произошедшими после операции. Это свидетельствовало о том, что его семантическая память на язык и факты сохранилась, но перестала удерживать новую информацию.

Эта довольно причудливая картина нарушения и сохранения памяти показывает, что гиппокамп играет ключевую роль в создании новых долговременных воспоминаний. Именно эту область вы будете задействовать, решая головоломки из этой части книги.

Утро вечера мудренее

Один из лучших способов консолидировать память — поспать. Пока вы спите, мозг работает, заставляя нейроны, которые были активны во время недавно пережитых событий, воспроизводить предыдущие модели активности. Это можно сравнить с быстрой перемоткой фильма о том, что произошло за день, только без сознательных усилий с вашей стороны. Вот почему так полезно повторять материал, который вы хотите выучить, прямо перед сном: освежая информацию в памяти, вы вновь делаете ее активной, это также позволяет уменьшить вытеснение этой информации другой, с которой вы столкнулись в течение дня.