САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Дворник упражнений по правописанию»

О чем может рассказать портфель, найденный в дымоходе

Текст: Наталья Лебедева

Фото: www.pvz.by

«Плохо занимался и очень плохо вел себя на уроке физкультуры», «Безобразно вел себя на уроке пения» - знакомые фразы? Это записи в дневнике третьеклассника Юры Капустина, который учился в 3 Г классе ленинградской школы №18 Приморского района… в 1939-40 годах. Его


портфель с учебниками, тетрадями и дневником нашли в дымоходе рабочие, когда разбирали довоенную кирпичную постройку.


«Клад» не удалось сдать в антикварный магазин, и рабочие отнесли находку в редакцию «Фонтанки» и предложили журналистам найти родственников владельца портфеля. Сотрудники редакции внимательно изучили надписи в дневнике и тетрадках, пытаясь понять, что это был за мальчик Юра Капустин и как его портфель попал в дымоход?

Записи в дневнике начинаются с ноября 1939 года. В расписании уроков присутствует таинственный предмет под названием «арихметика», а учитель постоянно оставляет замечания, что дневник Юра ведет «грязно» и периодически вызывает в школу родителей. После этого на какое-то время ситуация начинает исправляться, но потом все опять становится «грязно» и «безобразно».

Весной в дневнике появляется имя «катя» с маленькой буквы, но узнать продолжение этой школьной истории любви нам не удастся, потому что спустя неделю, в конце марта, записи в дневнике обрываются. Видимо, именно тогда портфель и был безвозвратно потерян.

Юра был не самым прилежным учеником, но явно очень смышленым мальчиком. На последней странице выставлены оценки за три четверти. В первой из 9 предметов,


по пяти он получил «плохо», по остальным «удовлетворительно».


Зато во второй четверти неожиданно появляются «отлично» по географии и естествознанию. Третья четверть закончилась бы без двоек, если бы не подвел «письменный русский». В тетрадке по русскому языку на семь строчек диктанта — 10 ошибок. А на первой странице старательно выведено: «Ручей — быстрый. Флаг — красный. Дом — каменный. Дуб — могучий». Девятилетний Юра был человеком с чувством юмора. Он подправил название одного из своих учебников — получился «Дворник упражнений по правописанию». Но зато к середине марта Юра научился правильно писать слово «арифметика».

Вместе с портфелем и дневником школьник лишился всех своих учебников: Русский язык, География, Естествознание, Хрестоматия по литературе, сборники упражнений по правописанию и арифметике.

В конце 30-ых годов прошлого века Хрестоматия по литературе начиналась со стихотворения Маршака «Отряд». Среди произведений, которые предстояло изучить третьеклассникам, были и басни Крылова, и сказки Пушкина, а так же «Дед Мазай и зайцы», «Каштанка», «Кавказский пленник»… Знакомые тексты, не правда ли. Но вот


«Детские и школьные годы Ильича» или «Песню стройки» с портретом Сталина во всю страницу в современных учебниках точно не встретишь.


Да и вряд ли школьникам в XXI веке предложат прочитать рассказ Серафимовича «Две божьи матери», в котором ткачиха молилась «доске с почернелым ликом», но так и не смогла вымолить выздоровления своей новорожденной дочке, а поп, пришедший на отпевание, пригрозил ей «пещью огненной».

Учебник по географии обещал ученикам новые открытия: «Попы учили, что погоду посылает бог. При царе большинство крестьян было неграмотно и не знало о науке, которая изучает погоду. Крестьяне слушались попов и думали, что можно изменить погоду, если отслужить богу молебен», - написано в одном из параграфов.

А вот так Юра с одноклассниками изучали тропический лес: «Пошел негр в лес на охоту, а вернется ли живым — неизвестно. Вокруг дикие звери… ». Написано, что это отрывок из рассказа «одного путешественника».

Как же портфель попал в дымоход? У рабочих есть своя версия на этот счет. Прямо под портфелем они нашли птицу, вернее то, что от нее осталось. И ситуация скорее всего развивалась следующим образом: Юра увидел птицу, сидящую на трубе, кинул в нее портфелем, попал, но и портфель пропал - провалился в дымоход. Как он потом объяснял это маме, остается только догадываться.

А пока «Фонтанка» пытается выяснить, где находилась школа № 18 Приморского района, кто такая Катя и как сложилась судьба Юры во время блокады.


Если бы Юра Капустин дожил до наших дней, ему было бы 86 лет.


 

Источник: fontanka.ru