САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Как учить литературу онлайн?

Опытные педагоги онлайн-школы ответили на самые частые вопросы учеников и их родителей

Наталья-Лебедева

Текст: Наталья Лебедева

Фото: сайт онлайн-школы «Фоксфорд»

Новая виртуальная школьная жизнь многих застала врасплох и заставила включиться в процесс не только учителей и учеников, но и родителей. И теперь вся страна осваивает новые форматы уроков, пытаясь разобраться, кто сегодня все-таки учит детей - педагоги или родители, которые теперь не только следят за выполнением домашних заданий, но и объясняют новые темы дистанционных уроков. И если с математикой, физикой и химией еще можно как-то разобраться, используя всевозможные учебники, пособия, энциклопедии и интернет-уроки, то как быть с литературой? Не каждый же родитель способен с легкостью поддержать дискуссию об изъяне плана Раскольникова, своеобразии лирики Блока или о том, кто победил в споре «отцов» и «детей». Да и стоит ли вообще тратить время и читать заданный роман, если любой ответ можно оперативно загуглить - все равно же никто не увидит. О том, как сделать дистанционные уроки литературы полезными и интересными, ГодЛитературы.РФ поговорил с преподавателем русского языка и литературы онлайн-школы «Фоксфорд», автором научных работы Ольгой Евсеевой и руководителем учебно-методического отдела онлайн-школы «Фоксфорд», преподавателем ВШЭ по программе «Математическое образование» Владимиром Шаричем.

- В чем главная особенность преподавания литературы онлайн? Ведь здесь не получится просто показать на экране правило и попросить сделать упражнения…

Ольга Евсеева: Всё зависит от поставленных целей. Если стоит задача проверить знание текстов, то возникают сложности. Действительно, дистанционно нельзя раздать листочки, дать контрольную и следить за отсутствием у учеников телефонов в руках. Если же речь идёт о размышлении, общении, то интернет приходит на помощь. Созвониться в мессенджерах сейчас позволяют многие тарифные планы, а уроки с помощью Zoom или Skype позволяют демонстрировать экран, рисовать схемы и таблицы, показывать презентации.


Можно не только вести уроки на расстоянии, но и предлагать задания, подразумевающие дискуссию.


Некоторые из них легко реализуются даже при слабом соединении у ученика или невысоком уровне знаний. Например: «Прочтите статью по ссылке и сформулируйте автору дополнительные вопросы по новому для вас материалу»; «Что вы считаете спорным в видеолекции по ссылке» «Сделайте конспект статьи и дополните тезисы цитатами из произведения».

В этом случае возможности преподавателя расширяются. Правда, это требует дополнительного времени на подготовку, некой собранности не только от учителя, но и от ученика. Последние привыкли работать по шаблону «я пришёл, и мне рассказали». Нынешняя ситуация требует и от них новых подходов.

- Есть ли разница, с кем заниматься, с учениками начальной школы или старшеклассниками? Кто внимательнее слушает и активнее включается в работу?

Ольга Евсеева: Не думаю, что есть принципиальная разница в возрасте при переходе на дистанционный формат преподавания. Как и в очной школе, младшие школьники больше доверяют преподавателю, но при этом быстро отключаются от процесса в случае слишком сложного для них материала. Им нужно больше наглядности, чаще нужны переключения между видами работ. Это возможно сделать и дистанционно: предлагаем прочитать и рассказать, нарисовать, записать. Потом, кстати, можно попросить сфотографировать, прислать преподавателю и в итоге сделать подборку для родителей.

Старшие же школьники ждут актуальных для них тем. Тогда они включаются в работу активнее.


Кто заболеет коронавирусом быстрее: Обломов или Штольц?


За вроде бы нелепой формулировкой скрывается анализ образа жизни, некие жизненные сценарии не только героев. Такая беседа оказывается живой.

- Если в классе у учителя есть шанс уследить за реакцией ребят, понять, кто включен в работу, а кто нет, то как это сделать дистанционно? Ведь перед учителем всего лишь 30 окошек, в половине которых и лица ученика не разглядеть, потому что у него камера отключена?

Ольга Евсеева: Полностью контролировать внимание 30 человек невозможно даже в классе. Неизбежно кто-то занимается своими делами, кто-то не слушает, но делает вид. Если следить за всеми, суть разговора потеряется. Значит, стоит ставить во главу угла нечто иное - смысл. Вновь вопрос, чего мы хотим: знание имён героев «Преступления и наказания», мысли Достоевского в романе, применение идей романа к современной жизни или что-то иное? При любой цели преподаватель помнит заповедь: «Всё равно все не прочитали». Тогда работать хоть дистанционно, хоть очно оказывается примерно равным: обсуждение сюжета через фрагменты текстов и вопросы прочитавшим, переход на идейный уровень. Ко второму внимательные «нечитальщики» смогут подключиться. Кстати, тут же можно предлагать и задания со статьями, лекциями из других источников.

Второе важное, думаю, в готовности самого преподавателя к беседам на сложные темы.


Порой люди стесняются говорить о грехопадении Лизы из произведения Карамзина, кому-то неловко произносить слово «проституция» при анализе «Преступления и наказания», «изнасилование» - при «Тихом Доне».


Это всё явления окружающей жизни, с этим столкнётся подросток в новостях, фильмах, на примере знакомых. Но, согласитесь, внутренняя готовность обсуждать это не зависит от формата обучения. Она внутри.

- Многим учителям навязывают «официальные» образовательные сервисы, вроде РЭШ или МЭШ, и они присылают детям ссылки на уже готовые презентации или тесты. И если учителя вынуждены следовать рекомендациям, то ученики и родители вольны выбирать то, что им больше подходит. На какие сервисы и ресурсы вы бы посоветовали обратить внимание? 

Владимир Шарич: Единственная справедливая рекомендация — это попробовать более-менее всё, что есть. Что-то понравится больше — в это уже нужно глубже вникать. В конечном счёте стоит сфокусироваться на 1—2 сервисах и пользоваться ими достаточно долго, даже если в какой-то момент покажется, что выбор был неправильным.


Достижение образовательного результата требует привыкания к формату и последовательного продвижения по учебным материалам.


И то и другое требует от школьника упорства и часто не является приятным делом. Здесь важно осознать, что учиться трудно, и это нормально (так же, как заниматься физическими упражнениями нелегко, но от этого зависит здоровье человека).

- Если говорить о дистанционном образовании вообще, то насколько мы к нему готовы? Все привыкли к традиционным урокам, а теперь приходится всем перестраиваться на ходу — и учителям, и ученикам, и родителям. Справится ли наша образовательная система с этим вызовом? 

Владимир Шарич: Школьники более приспособлены к цифровым и дистанционным технологиям, поскольку их сознательная жизнь прошла в окружении таких технологий. Среди учителей и родителей есть те, кто на «ты» с технологиями (и это в основном молодые люди), им будет проще перестроиться на дистанционное образование. Другим будет сложнее, но если нет выбора (как, например, сейчас), то многие всё же приспособятся. Технологии в наши дни достаточно интуитивны, поэтому обеспечивают быстрое погружение любого, кто впервые сталкивается с необходимостью их использовать.

Несколько бóльшие сложности возникнут из-за непроработанности методологии дистанционного обучения, а также из-за нехватки мотивации у школьников. В обеих сферах (методология и мотивация) уже назрели изменения, так что резкий переход в онлайн только ускорит решение имеющихся проблем. Некоторое время будет хуже, чем раньше, зато в итоге образование выйдет на новый уровень, более высокий, чем в доцифровую эпоху. Здесь существенную роль сыграют частные образовательные инициативы, благодаря которым есть конкуренция, и эта конкуренция заставляет всех игроков формирующегося рынка образования быстрее двигаться к новым изобретениям.