САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

М. А. Шолохов. «Тихий Дон». 11 класс (часть 1)

В середине марта одиннадцатиклассники начинают проходить роман-эпопею «Тихий Дон». Как не запутаться в персонажах и правильно истолковать их слова и поступки

В середине марта одиннадцатиклассники начинают проходить роман-эпопею «Тихий Дон». Как не запутаться в персонажах и правильно истолковать их слова и поступки?
В середине марта одиннадцатиклассники начинают проходить роман-эпопею «Тихий Дон». Как не запутаться в персонажах и правильно истолковать их слова и поступки?

Текст: Ольга Разумихина *

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Сам Шолохов и Кавказ

К чтению «Тихого Дона» школьники подходят без особого энтузиазма, и их можно понять: четыре тома, в каждом из которых по 400 с лишним страниц, десятки персонажей... Многочисленные диалектизмы также сбивают с толку, ведь действие происходит не в Москве или Петербурге, как в ещё одной знаменитой эпопее — романе Л. Н. Толстого «Война и мир», а на юге России.

Главные герои «Тихого Дона» живут в станице Вёшенской, что в Ростовской области. От столицы этот населённый пункт отделяет более чем 900 километров, и добраться туда нелегко даже сейчас — что говорить о начале ХХ века! Так что неудивительно, что в этой местности сохранились особые, подчас кажущиеся невероятными традиции и устои. И во всём этом одиннадцатиклассникам волей-неволей приходится разбираться.

То, что «Тихий Дон» входит в школьную программу, — это, конечно, правильно: историю своей страны нужно знать, и казачество — неотъемлемая часть населения России. Но не запутаться в братьях, сёстрах, бабушках, дедушках, друзьях и недругах шолоховских героев и правда нелегко. Так что будем разбираться вместе.

Григорий Мелехов

Главный герой романа-эпопеи «Тихий Дон» — молодой казак Григорий Пантелеевич Мелехов. В начале книги уклад его жизни — точно такой же, как у большинства мужчин в станице. Григорий ведёт хозяйство — помогает засевать поле, а затем собирать урожай; рыбачит, охотится; присматривает за домашним скотом. Как любой здоровый казак, он с детства привык держаться в седле и обращаться с оружием — и понимает, что какую-то часть жизни ему, скорее всего, предстоит провести на поле брани. Остановимся на этом поподробнее.


Казаки издревле прославились как люди крепкие физически и морально, дисциплинированные, свободолюбивые и бесстрашные. Такой характер был обусловлен происхождением: на юге России век за веком искали себе вольной жизни беглые крестьяне. Простолюдин, сбежавший от помещика, должен был быть по-настоящему смелым, даже отчаянным человеком: срока давности у такого преступления не было, а попавшись, беглец подвергался суровым телесным наказаниям (и, естественно, под конвоем отправлялся назад, к барину). В ряде случаев бродяг могли отправить на военную службу, а начиная с 1705 г. согласно рекрутской повинности, введённой Петром I, служить нужно было целых 25 лет. Повинность отменили лишь в 1847 г., причём начиная с 1830-х гг. срок службы сокращали — сначала до 20, потом до 10 лет, — но факт остаётся фактом: служба была долгой, тяжёлой и, разумеется, смертельно опасной. Так что на юг России сбегали люди, ценившие свободу превыше самой жизни. Со временем власти заключили с казаками договор: они обязуются участвовать в любых военных походах, куда бы их ни призвали, но внутри своего «государства в государстве» вольны делать что угодно. Поэтому неудивительно, что местные традиции, возникшие ещё в XIV—XV вв., с веками почти не менялись: добровольно казаки ни за что бы от них не отказались, а давления со стороны государства почти не было.


Несмотря на это, где-то в глубине души Мелехов — человек ранимый и сострадательный, и военная служба не соответствует его характеру. Григорий понимает это, но не хочет признаваться в этом даже самому себе, не то что окружающим. Многое о его характере говорит случай с погибшим птенцом.


Дойду вон до энтого кустика, косу отобью», — подумал Григорий и почувствовал, как коса прошла по чему-то вязкому. Нагнулся посмотреть: из-под ног с писком заковылял в травку маленький дикий утёнок. Около ямки, где было гнездо, валялся другой, перерезанный косой надвое <...>. Григорий положил на ладонь перерезанного утёнка. Изжелта-коричневый, на днях только вылупившийся из яйца, он ещё таил в пушке живое тепло. <...> Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мёртвый комочек, лежавший у него на ладони.


— Чего нашёл, Гришунька?..

По скошенным рядам, подпрыгивая, бежала Дуняшка. <...> Морщась, Григорий уронил утёнка, злобно махнул косой.


Итак, жёсткому, могучему, своенравному Григорию жалко даже птенчика. Он ещё не представляет, что совсем скоро начнётся война и ему придётся убивать людей... Впервые лишив человека жизни, Григорий испытает мощнейшее потрясение — и поймёт, что он больше не будет таким, как прежде. Другие же казаки, в том числе брат Григория Петро, останутся далеки от подобных переживаний и не смогут его понять.

На внутренних противоречиях Григория Мелехова, на его двойственности, неумении определиться, принять себя самого строятся, пожалуй, все основные эпизоды с его участием. В мирной жизни Мелехов не может выбрать между Аксиньей и Натальей, в период Гражданской войны — между белыми и красными. Кстати, в паре-тройке мест Шолохов упоминает, что его герой — амбидекстр, то есть он одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой. Это помогает Мелехову уничтожать самых сильных противников на поле боя: Григорий несётся на коне, замахивается правой рукой; враг уверен, что сейчас последует удар, и готовится его отражать; но вместо этого Мелехов ударяет левой — и противник повержен. Но откуда же взялась эта двойственность? Почему Григорий всегда мечется меж двух огней?

Снова вспомним о казаках: свободолюбивыми и жёсткими их сделало происхождение — их предки были беглыми крестьянами. А вот отец Григория, Пантелей Прокофьевич, — русский лишь наполовину, ведь его родила пленная турчанка, привезённая с войны как своего рода трофей. За этот поступок Прокофия Мелехова — деда главного героя «Тихого Дона» — осуждали все кому не лень, однако не потому, что они сочувствовали несчастной турчанке, оторванной от дома. Напротив, её боялись и считали ведьмой, а после того, как в станице случился падёж скота, суеверные казаки решили устроить самосуд. Они вторглись в дом Прокофия и принялись избивать турчанку, несмотря на то что она была «на сносях» (то есть беременна). В тот же день родился недоношенный ребёнок, которого назвали Пантелеем, а турчанка умерла. С тех пор, очевидно, и тяготеет над Мелеховыми семейный рок...

Семья Григория Мелехова

Григорий живёт не сам по себе (у казаков в принципе не принято селиться отдельно от старших родственников). В одном доме с Мелеховым обитают следующие персонажи:





  • Пантелей Прокофьевич — отец Григория: смуглый, темноволосый, поздно поседевший и очень похожий на мать-турчанку; носит в ухе серьгу. Со здоровьем у Пантелея Прокофьевича не всё ладно — у него больная нога, а ещё он сутулится, но это не помешало ему отличиться на службе. К сожалению, Пантелей привык «воевать» и дома: впадая в приступы ярости, он бьёт жену, детей и домашних животных, портит имущество; успокоившись, проклинает себя за горячность, но измениться не может.
  • Василиса Ильинична — раньше времени постаревшая супруга Пантелея Прокофьевича, женщина по-своему гордая, но в семье — смиренная, привыкшая терпеть мужнины оскорбления и побои. Некогда она была высокой, статной казачкой, хорошей матерью и хозяйкой, способной работницей, но в начале романа это уже болезненная, грустная женщина, которая не любит вспоминать о прожитых годах. Увы, с каждым годом она всё острее будет чувствовать одиночество.
  • Петро Мелехов — сын Пантелея Прокофьевича и Василисы Ильиничны, старше Григория на шесть лет. В отличие от главного героя романа, почти ничего не унаследовал от бабки-турчанки, зато «напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». Петро — такой же, как и все казаки, умелый, выносливый и собранный, но его характер проще и легче, чем у Григория. Петро — человек смешливый, весёлый и добродушный; все любят и уважают его.
  • Дарья — супруга Петра: здоровая, жизнерадостная и, что немаловажно, очень красивая девушка. В начале романа родила супругу ребёнка, который вскоре умер. Увы, Дарья неверна супругу, и не потому, что любит кого-то ещё: эта девушка, кажется, не знает, что такое любить. Свидания на стороне для неё — способ весело провести время, и общественное осуждение её не пугает: она делает двусмысленные намёки даже самому Григорию. (Как нетрудно догадаться, последствия такого легкомыслия будут плачевными.)
  • Дуня — младшая сестра Петро и Григория, в начале романа — невинная, весёлая, неугомонная и, возможно, чересчур легкомысленная девушка; она «отцова слабость — длиннорукий, большеглазый подросток». Дуня — отличная помощница по хозяйству и заботливая сестра, но в ней, как и в Петре, нет никакого внутреннего противоречия. Не случайно Григорий прячет раздавленного утёнка именно от неё, а не от отца или от брата: даже эта милая девочка не способна его понять.





Другие центральные персонажи

Ещё два важнейших персонажа поселились по соседству с Мелеховыми: это супруги Степан и Аксинья Астаховы.

Аксинья — женщина работящая, красивая, но хорошей женой и матерью ей не стать — и не только потому, что у неё слишком «крутой» характер. Дело ещё и в том, что в юности она пережила трагедию: над ней надругался, будучи пьяным, собственный отец. После этого мама и брат Аксиньи учинили расправу над стариком. Спустя год девушку удалось выдать замуж за молодого человека, жившего на другом берегу Дона, однако Степан, воспитанный в патриархальных традициях, не простил ей «обиду» — иными словами, во время первой брачной ночи муж понял, что Аксинья не была невинной. Разумеется, об истории с пьяным отцом девушка рассказать ему не могла. Поэтому Степан подумал, что Аксинья добровольно позволила лишнее кому-то из прежних знакомых.

Степан — жестокий, ревнивый человек: после первой брачной ночи он жестоко избил супругу и продолжал над ней измываться почти каждый день, изменял ей, почти не скрывая этого. Его свирепый нрав стал чуть более кротким, когда Аксинья родила ему ребёнка, — но младенец умер, и Степан снова принялся за старое. Поэтому неудивительно, что со временем Астахова влюбляется в Григория — тем более что они похожи характером: эти два человека — едва ли не единственные герои романа, которые могут понять друг друга.

Наконец, следует остановиться на семье будущей жены Григория Мелехова — Натальи Коршуновой. Она состоит из:


 




  • деда Гришаки;
  • отца семейства — Мирона Григорьевича;
  • его супруги — Марьи Лукиничны;
  • четырёх их детей — Дмитрия, Натальи, Маришки и Грипки (Агриппины).



 



Наталья — «идеальная» казачка: она трудолюбива, усидчива, при этом она готова пожертвовать всем ради семьи. Ей с детства внушали, что к будущему мужу нужно относиться с почтением, поэтому она, будучи невестой Григория, не реагирует на слухи о его жестокости и любвеобильности. Распространяет эти сплетни, кстати, не абы кто, а старший брат Натальи.


Митька приезжал с отцом и работниками с поля, <...> проходил к Наталье в горницу, подсаживался. Изводить сестру было для него большущим удовольствием:


— Вяжешь? — коротко спрашивал он. <...> — Вяжи-вяжи, дура, а он замест благодарности морду тебе набьёт.

— За что?

— За здорово живёшь — я Гришку знаю, друзьяки с ним. Это такой кобель — укусит и не скажет за что. <...> Пропадёшь ты за ним, Наташка! Сиди лучше в девках. Чего в нём доброго нашла? <...> А главное — сухота у него есть...



Вряд ли знакомое школьнику слово «сухота» означает женщину, которая приворожила возлюбленного. Но Наталья не соглашается на предложение брата расторгнуть помолвку, хотя причину можно было найти легко: сам Мирон Григорьевич, слывший богачом, не больно-то хотел выдавать дочь за не слишком обеспеченного Мелехова. Но так уж вышло, что она полюбила Григория — и ради него отказала многим женихам.

Вот мы и собрали воедино всех основных героев романа-эпопеи «Тихий Дон» и обрисовали их характеры. А что им пришлось пережить — обсудим на следующей неделе.

*

Ольга-Лапенкова

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.


Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.