САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Литературный персонаж. Как его видят писатель и художник?»

Александра Николаенко, Григорий Служитель, Евгения Некрасова на публичной дискуссии о писателях и художниках

nonfiction_2018
nonfiction_2018

Текст: Дарья Крутоголова

Фото: Людмила Прохорова, Михаил Визель

«Читая «Дни Савелия», ловил себя на мысли, что в этом романе автор стал полноценным котом», - писал Евгений Водолазкин в предисловии к первому роману Евгения Служителя. И сегодня в Зале Семинаров №2 прозвучали почти такие же слова, только уже от иллюстратора книги Александры Николаенко: «Я становлюсь мозгами автора, растворяюсь в нем. Меня уже нет, я рисую то, что вижу в его голове, выуживаю из его мыслей».

В этом - исключительное таинство симбиоза писателя и художника-иллюстратора. Сам Григорий признался, что намеренно он своего видения не представлял мастерам кисти и все рисунки обсуждались уже позже. И чаще всего они абсолютно попадали в требуемый диапазон не только внешнего вида, но и эмоционально-характерного воздействия на человека.

Евгения Некрасова, тоже иллюстратор, вместе с Александрой демонстрировали свои работы на большом экране, сопровождая каждую небольшим рассказом о том, как им пришло конкретно то или иное видение. «Я знала, что он должен быть хитрым и раскосым, потому что другому герою приходилось смотреть ему только в один глаз, и мне удалось сделать его таким, чтобы характер буквально бился из каждого штриха», - рассказала иллюстратор про довольно симпатичного, но хитроватого мопса-антагониста на экране. Впрочем, Григорий предупредил читателей: «Иллюстрация не должна, вопреки всему, полностью иллюстрировать, она должна подсказывать, чтобы читатель дальше работал сам со своим воображением».

Однако для тех, у кого с воображением туго, но читать очень любит, иллюстраторы передают довольно точно даже настроение автора: «и есть что-то, что не описано в книге, но есть в работе самого иллюстратора; что-то, что безмолвно расскажет, о чем смолчал автор». Вот, например, на экране город, вернее, темная многоэтажка, и иллюстратор поясняет: «Не явно, но один из главных героев книги - сам город. И как его можно не показать и не передать его атмосферу?».

Иногда картинки выходят за пределы книг, впрочем, по-прежнему организуя с ними крайне плотную связь пронизанными сквозь реальность нитями. Об этом тоже рассказала Александра: «Мы как-то раз собрались и сделали фейковые граффити: поместили героев одной из последних книг в московские, совершенно городские реалии. Реалии в прямом смысле - прямо на фотографии. Получилось, что герои действительно ходят среди людей, прямо за ними». Это, конечно же, не единственный случай, когда иллюстрациям дают еще одну, параллельную жизнь - некоторые картинки перемещаются даже… в стикерпаки в Telegram. Но и там они тесно связаны с текстом, ведь основной смысл стикеров - в сопровождающих их цитатах из книг (а они, надо сказать, презабавные: чего только стоят «расчесывание как убивание», «свобода дороже», «взрослые любят заниматься фиготятиной»?). Кстати, возможно, скоро это найдет еще одно воплощение - иллюстраторы собираются сделать полностью графический роман. Что ж, интересно, что из этого выйдет.