САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Виталий Зюсько: «Сменяемость очень важна»

На протяжении многих лет детская площадка «Территория познания» — самое притягательное место на Нон/Фикшн

Нонфикшн
Нонфикшн

Текст: Ксения Молдавская

Фото: Сергей Климкин


Шесть связанных между собой залов, свободных от книготорговли, отданы под выставки, игры, встречи и мастер-классы.


Только здесь можно, убегавшись, свалиться наконец в кресло-мешок и посидеть, тихо набираясь сил перед очередным забегом. Но главное — здесь можно оставить на мероприятии «на передержку» детей, озверевающих от ярмарочной суеты.

В нынешнем году детскую площадку и детскую программу курировало издательство «КомпасГид». О том, как это было, мы поговорили с главным редактором «КомпасГида» Виталием Зюсько.

Виталий, как ты вообще решился согласиться курировать эту программу? Это ж безумная совершенно работа.

Виталий Зюсько: Ну это такая долгая история. Предложение поступило еще в феврале, я дал себе месяц на подумать, потому что понимал: это новые правила игры. На протяжении многих лет «Територию познания» курировал экспертный совет, состоявший примерно из одних и тех же людей, а теперь мне предлагают стать куратором на год. Я понимал, что это будет неожиданно для участников «Территории познания» и очень тяжело и физически и морально для издательства, потому что, по нашему опыту, даже простое участие в Нон/Фикшн без кураторства начинается c августа и даже раньше, если говорить о предварительных договоренностях с зарубежными коллегами, чтобы они помогли привезти авторов, иллюстраторов. А тут придется начать за полгода, а ведь «КомпасГид» пока еще небольшое издательство, где каждый ресурс очень важен. Но я решился, потому что нужно было сохранить «Территорию познания». Я не уверен, что площадка бы выжила, если б я отказался.

Второй момент, который меня подтолкнул принять решение, - это был новый формат. За восемь лет работы в издательстве и восемь лет участия на Нон/Фикшн у меня уже скопилась масса идей, масса предложений, масса каких-то вещей, которые я хотел бы видеть на «Территории познания». И вот теперь, будучи куратором, я попытался их реализовать.

И как? Удачно? Что это были за идеи?

Виталий Зюсько: Первая, основная - это глобальный-глобальный проект. Выставка «Детская книга 1917—2017: история с продолжением». Мне кажется, это уникальный проект и для фестиваля, и для читателей, и для специалистов по детскому чтению - возможность увидеть столетнюю эволюцию детского книгоиздания.


Нам хотелось показать и примеры современных книг, и произведения прошлых лет, десятилетий, показать, что в общем-то всё очень взаимосвязано.


Мы вспоминали какие-то знаковые события, которые повлияли на развитие книгоиздания. Под этот большой проект нашлась площадка: двадцать третий зал, который раньше был таким сквозным. Мы сделали в нем выставку с кураторскими экскурсиями, которые проводили Алексей Копейкин и Ольга Виноградова из РГДБ, и оборудовали зону семинаров. Это очень дорогой проект, здесь нужно отдать должное, конечно, Экспопарку, которому я очень благодарен: он всячески поддерживал эту инициативу и помогал в реализации в любых возможных формах, так же, как и второй наш ключевой партнер, Российская государственная детская библиотека. Ей я тоже хочу сказать большое спасибо.

Второй глобальный проект — это День библиотекаря для сотрудников детско-подростковых библиотек. Нам и здесь удалось договориться с Экспопарком: вход для библиотекарей, зарегистрировавшихся заранее, они разрешили сделать бесплатным. Было зарегистрировано более семисот участников, половина из которых впервые посетила Нон/Фикшн. Мы сделали большую-большую программу с прекрасными спикерами, пригласили гостей из Германии, из Мюнхенской международной юношеской библиотеки. У нас выступали их директор Кристина Раабе и куратор библиотечного каталога Катя Вибе. Вообще у нас была большая зарубежная программа: география гостей от Аргентины до Японии, французы приехали. Ну и, конечно, много было отечественных авторов и иллюстраторов.

Какое было самое интересное, на твой взгляд, мероприятие? Не на взгляд организатора интересное, а на взгляд участника?

Виталий Зюсько: Мне кажется, очень удачная была встреча с Исоль, аргентинской художницей и писательницей, лауреатом Премии Астрид Линдгрен. Большое спасибо Институту Сервантеса за поддержку, потому что это была очень сложная логистика, и маленькому, очень отважному издательству «Ай». Исоль просто чудесная, и это правда какая-то другая планета.

Кажется, настал подходящий момент, чтобы высказать все накопившиеся благодарности?

Зюсько и Эйхвальд

Виталий Зюсько: Да, нужно сказать отдельное спасибо моей коллеге Наталье Эйхвальд, благодаря которой всё и получилось, потому что ее работоспособность, потрясающее внимание и ко мне, и к моим идеям, и к идеям других участников, - они просто поражают и, конечно, достойны уважения. Еще я хотел бы поблагодарить всех участников-издателей, потому что та поддержка, которая была оказана в течение этого года издателями, она, конечно, поддерживала сильно, окрыляла, мобилизовала. Спасибо, что поверили в меня, поверили в «КомпасГид». Надеюсь, что ни я, ни издательство никого не разочаровали.

Были ли у тебя какие-то книжные открытия за эти ярмарочные дни, вот что ты увидел - ахнул, восхитился?

Виталий Зюсько: У «Белой вороны» - моя любимая история «Как я теперь живу» Мег Розофф. Я познакомился с этой историей через фильм, подростковую антиутопию, и когда мне Таня Кормер сказала: «А у нас книга», и вообще это уже почти классика, я очень удивился, это было для меня событием.

И, конечно же, Илья Бернштейн.


Всё, что делает Илья Бернштейн, — это открытие и большое событие как для читателей, так и для его коллег, и вообще для экспертов детского чтения, библиотекарей.


Бернштейну желаю процветания и прекрасных проектов.

Я так понимаю, что сейчас, когда ты этот весь большой проект сделал, прокурировал, завершил, ты явно себя чувствуешь в силах перевернуть мир. Есть уже идеи, как ты его будешь переворачивать?

Виталий Зюсько: Я жду каникул, это самое основное, потому что с сентября мы с Натальей Эйхвальд не спим. А вот потом… Сейчас я уже понимаю, как делается фестиваль, всю эту внутреннюю кухню, все эти внутренности и механизмы. Мне кажется, в будущем можно повторить опыт с кураторством, но уже на другой площадке.

И нужно сказать о следующем кураторе детской программы Нон/Фикшн, потому что сменяемость очень важна. Я надеюсь, это станет традицией. Я верю, что каждый участник, каждый куратор приносит что-то новое - и это нас обогащает. И очень надеюсь, что в следующем году «Территорию познания» будет курировать издательство «Белая ворона».

Так победим!