Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Артек

Текст: Екатерина Барбаняга
Фото: Живая классика

15 мая на главной сцене международного детского центра «Артек» традиционно прошел Всероссийский финал конкурса юных чтецов «Живая классика». Несколько тысяч школьников, заполнивших трибуны, стали свидетелями захватывающего путешествия в мир ожившей прозы. Девять лучших чтецов получили путевки в суперфинал, который пройдет 2 июня на Красной площади в Москве.

Всероссийский финал в «Артеке» проводится уже в пятый раз. «Это наш совместный юбилей», — отметил со сцены директор МДЦ «Артек» Константин Федоренко. Сам же конкурс юных чтецов «Живая классика» существует с 2011 года, в нем ежегодно принимают участие более 2,5 млн школьников из России и других стран. В 2019 году конкурс проводится под патронатом Министерства просвещения, с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Генеральный партнер конкурса — компания «Норникель», генеральный спонсор — группа компаний «Просвещение».

Директор МДЦ «Артек» Константин Федоренко и основатель конкурса Марина Смирнова открыли мероприятие, прочитав отрывок из эссе писателя Андрея Битова «Текст как текст»: «Судьба большого писателя в России каким-то образом сказывается и на его послесмертии <…> текст его творчества продолжает не только учитываться, но и дописываться».


17 финалистов конкурса дописывали тексты классиков и современников, открывая во время декламации новые смыслы для зрителей, которых было более трех тысяч человек


— все артековцы. Онлайн-трансляцию финала посмотрело еще несколько тысяч человек. Запись трансляции доступна по ссылке. 

В состав жюри Всероссийского финала в этом году вошли: актер Сергей Горобченко и писательница Марина Москвина, а также представители генеральных партнеров конкурса — президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников и директор департамента общественных связей компании «Норникель» Андрей Кирпичников. Жюри возглавила заслуженная артистка России, лауреат Государственной премии, член Союза писателей России Наталья Варлей.

 «Главное, чтобы было вдохновение и чтобы вы читали от всей души и от всего сердца», — обратилась к участникам перед началом финала председатель жюри Наталья Варлей. А представитель компании «Норникель» Андрей Кирпичников поприветствовал участников со сцены такими словами: «Наша компания работает за Полярным кругом, там, где очень холодно, но


мы поддерживаем «Живую классику», поддерживаем всех вас, потому что такие ребята, как вы, способны растопить любой лед и согреть планету теплом».


На разных этапах «Живой классики» не раз звучали произведения Марины Москвиной, которая призналась, что остаться равнодушной к чтению своих рассказов не может. «Детское чтение проникает прямо в сердце», — отметила писательница.

«Очень непросто было оценивать выступающих. Потому что трудно применять какие-то «взрослые» критерии к детям. Поэтому для меня главным и, пожалуй, единственным остается то, что отзывается в душе», — прокомментировал работу член жюри президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников.

По итогам финала победителями стали:

Матвей Михайлов (Республика Карелия) Василий Шукшин «Верую!»
Андрей Хемеляйнен (Республика Карелия) Антон Чехов «Он и она»
Ярослав Зорин (Республика Удмуртия) Михаил Веллер «Кошка»
Михаил Гудков (Красноярский край) Виктор Астафьев «Далекая и близкая сказка»
Екатерина Жигульская (Московская область) Василий Шукшин «Одни»
Антон Новолоцкий (Мурманская область) Татьяна Рик «Бабушкина чернобурка»
Микаил Гайтукиев (Республика Ингушетия) Герхард-Гольц Баумерт «Альфонс Циттербаке. Как я шутил первого апреля»
Георгий Антонов (Республика Коми) Александр Каневский «Я и моя стая»
Рамазан Билалмагомедов (Республика Дагестан) Эрих Мария Ремарк «Триумфальная арка»

Все финалисты получили сладкие подарки от московской кондитерской фабрики «Красный Октябрь», отмечающей в этом году свое 170-летие, сертификаты на онлайн-подготовку к ЕГЭ и ОГЭ от проекта УЦ Годограф «80-ballov.ru» и книги Марины Москвиной  издательства «LiveBook». Члены жюри приготовили специальные призы для тех, кто не вышел в суперфинал. Актриса Наталья Варлей подарила свои книги прозы и стихов, а писательница Марина Москвина, член редколлегии журнала «Мурзилка», привезла финалистам «картуз и майку от самого Мурзилки».

Конкурс активно поддерживают федеральные СМИ. Главные информационные партнеры — Радио «Культура», телеканал «Россия — Культура», «Социальный навигатор» (МИА «Россия сегодня»), портал «Год Литературы», «Комсомольская правда», «Учительская газета».

Суперфинал Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» состоится 2 июня в 11:00 на главной сцене фестиваля «Красная площадь» в Москве.

Текст: Екатерина Барбаняга
Фото: Юлия Елизарова

Всероссийский финал конкурса юных чтецов «Живая классика» 2019 состоится 15 мая в 20:00 на сцене «Арена» МДЦ «Артек». Самые талантливые чтецы страны выступят перед звездным жюри, в состав которого в этом году войдут актриса Наталья Варлей, актер Сергей Горобченко и писательница Марина Москвина.

Трансляцию финала можно будет посмотреть на сайте конкурса. В международном детском центре «Артек» завершились отборочные этапы Всероссийского финала конкурса юных чтецов «Живая классика». 255 участников из 85 регионов России в течение пяти дней выступали на разных площадках, декламируя отрывки из классической и современной прозы.

Яркие, харизматичные выступления ребят в этом году оценивало не только профессиональное жюри — в разных регионах были организованы фан-зоны с прямой трансляцией отборочных этапов. Участники, не занявшие первые места на региональном финале, могли поболеть за своих друзей или выбрать лучшего из числа их соперников. Мнение регионального жюри также принималось во внимание и влияло на результаты соревнований. По итогам выступлений 44 участника вышли в полуфинал, из которых 16 стали финалистами: Денис Федорнак (Краснодарский край); Матвей Михайлов (Республика Карелия); Андрей Хемеляйнен (Республика Карелия); Дарья Яшина (Ямало-Ненецкий АО); Ярослав Зорин (Республика Удмуртия); Екатерина Семенова (Ленинградская область); Вячеслав Шагаров (Ульяновская область); Михаил Гудков (Красноярский край); Екатерина Жигульская (Московская область); Андрей Говорков (Москва); Антон Новолоцкий (Мурманская область); Елизавета Дьяконова (Саратовская область); Микаил Гайтукиев (Республика Ингушетия); Георгий Антонов (Республика Коми); Артём Федотов (Республика Крым); Анастасия Лях (Краснодарский край).

Благодаря поддержке генерального партнера конкурса — компании «Норникель» и генерального спонсора — Группы компаний «Просвещение», в этом году «Живая классика» смогла реализовать целый ряд новых идей, вдохновленных прошлогодним финалом. В 2019 году стартовала серия международных телемостов, был запущен проект «Вслух!» по записи аудиокниг для слепых и слабовидящих детей, «Детская редакция» начала вести собственный интернет-канал о литературе. Конкурс уже второй год осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Впереди у участников самое главное событие смены — Всероссийский финал конкурса юных чтецов «Живая классика» 2019, который состоится 15 мая в 20:00 на сцене «Арена» МДЦ «Артек». Самые талантливые чтецы страны выступят перед звездным жюри, в состав которого в этом году войдут актриса Наталья Варлей, актер Сергей Горобченко и писательница Марина Москвина, а также представители генеральных партнеров конкурса — Президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников и директор департамента общественных связей компании «Норникель» Андрей Кирпичников.  Посмотреть трансляцию можно онлайн на официальном канале проекта, подробная информация будет размещена на сайте. Финалисты получат подарки от партнеров конкурса, в том числе наборы от московской кондитерской фабрики «Красный Октябрь», отмечающей в этом году свое 170-летие, и сертификаты на онлайн-подготовку к ЕГЭ и ОГЭ от проекта УЦ Годограф «80-ballov.ru».

«В этом году стало очевидным, что выбор текстов финалистов и победителей конкурса прошлого года формирует тренды следующего года,-отметила президент фонда «Живая классика» Марина Смирнова. — Особенно это заметно по произведениям, которые участники конкурса до этого никогда не выбирали. Самыми популярными текстами этого года стали произведения суперфиналистов 2018 года: «Жених и невеста» Евгения Лазарева, «Бабушкин праздник» Виктора Астафьева, «Манюня» Наринэ Абгарян, «Моя бабушка — Яга» Оскара Ремеза, «В шкафу» Виктора Голявкина».

И. о. директора МДЦ «Артек» Константин Федоренко назвал конкурс «Живая классика» мощным инструментом популяризации книги и сохранения высоких литературных стандартов в современной среде детей и молодежи: «Для нас аксиома, что книга формирует человека. Герои великих произведений показывают детям глубину окружающего мира и обогащают мир внутренний — это первый шаг к тому, чтобы лучше понимать друг друга. На примере конкурса «Живая классика» мы видим приверженность юных участников из разных стран высоким стандартам литературы и культуры. Слово классической литературы становится универсальным языком взаимопонимания. В этом миссия «Живой классики» — беречь созидающую роль книги и сохранять имена великих авторов для новых поколений. «Артек» как площадка культурной дипломатии всегда будет поддерживать данный проект, у нас конкурсанты всегда получат вдохновение, новый опыт и радость от общения друг с другом». 

Для всех юных чтецов в «Артеке» организованы мастер-классы по актерскому мастерству и сценической речи, встречи с писателями и другие активности. В этом году каждый участник Всероссийских отборочных этапов получит удостоверение наблюдателя конкурса юных чтецов «Живая классика», которое даст ему право посещать любые этапы конкурса в своем регионе и составлять собственный рейтинг чтецов.

 

 

Текст: Елена Кухтенкова/РГ
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Елена-КухтенковаВ Международном детском центре «Артек» состоится вторая профильная смена Института Пушкина по русскому языку для иностранных школьников. Она пройдет с 7 по 28 августа.

Как сообщает пресс-служба Института имени Пушкина, на берег Черного моря  приедут 150 детей из 22 стран Азии, Европы и Северной Америки. Они будут учиться почти бесплатно: участники оплачивают только проезд.

На эту лингвистическую смену школьники отправляются по итогам онлайн-конкурса, организованного Институтом Пушкина. В основном повышать уровень русского намерены иностранные ученики, которые изучают русский язык как иностранный, или наши юные соотечественники, которые будут представлять свои команды, читать стихи, рассказывать об известных в своей стране россиянах.

География победителей конкурса чрезвычайно широка: Армения, Великобритания, Италия, Испания, Канада, Китай, Корея, Киргизия, Норвегия, Сирия, Франция и многие другие страны. ​
Образовательная программа Института Пушкина разработана специально для профильной смены в «Артеке» с учетом уровня знаний русского языка каждого ребенка. В течение трех недель юных гостей «Артека» ждут занятия по русскому языку и культуре, риторике, народным танцам и играм.

Заниматься «великим и могучим» с детьми будут преподаватели Института Пушкина и волонтеры программы «Послы русского языка в мире». Помимо мероприятий Института Пушкина, у участников смены будет насыщенная программа от Международного детского центра «Артек»: увлекательные экскурсии, туристические походы, подготовка номеров для традиционного концерта, на котором дети представляют свои страны.

Победитель конкурса в «Артеке» — лауреат Пушкинского конкурса

Учить русский в «Артек» съехались школьники из разных стран

В «Артеке» прошел Всероссийский финал «Живой классики»

Текст: Елена Кухтенкова/РГ
Фото: Aziza Mirzanazarova/facebook.com

Среди победителей — преподаватель русского языка из Намангана (Узбекистан) Азиза Мирзаназарова, лауреат пушкинского конкурса «Российской газеты».

Выиграв длительный конкурсный забег (Институт Пушкина при поддержке Министерства образования и науки России объявил конкурс в феврале 2017 года), пройдя отборочный этап на портале «Образование на русском», куда поступило более 1400 заявок из 64 стран, она вошла в число 20 финалистов, получивших приглашение в «Артек».

Для зарубежных русистов в «Артеке» была организована программа повышения квалификации «Русский язык в глобальном образовательном пространстве». Ведущие эксперты Института Пушкина провели лекционные и практические занятия, посвященные новым методикам преподавания (в том числе с использованием онлайн-технологий), лингводидактике, активным процессам в современном русском языке.

В финале международного конкурса по русскому языку артековским учителям пришлось написать эссе. Пушкинских педагогов этим не испугать: в этом году участникам 8 Международного пушкинского конкурса пришлось излагать свои мысли на тему «Учить русский? Можно? Модно? Выгодно?». Кроме этого, нужно было интересно провести урок русского со школьниками, а также грамотно проанализировать и покритиковать коллег.


На торжественном закрытии смены всем учителям вручили сертификаты о прохождении программы повышения квалификации. А четырем победителям, среди которых и наша Азиза, — дипломы лучшего преподавателя как иностранного, преподавателя русского языка как неродного (второго родного) и преподавателя дисциплин на русском языке.


«Вот и подошли к концу наши „крымские каникулы“, благодаря которым, я еще раз убеждаюсь: работать преподавателем русского языка и литературы ПРЕСТИЖНО! — написала победительница в своем Facebook и поделилась впечатлениями этого лета. — Я получила не только массу новых знаний, но и сертификат о повышении квалификации, диплом победителя, приобрела навыки в печатной графике, римской мозаике, научилась готовить обереги и т. д, ну а самое главное — приобрела новых коллег, они все разные, но нас объединяет любовь к своей профессии! Люблю свою профессию!»

К слову, в «Артеке» Азиза пообщалась с друзьями по Пушкинскому конкурсу. Среди участников смены — Даринка Крстик из Сербии. А встретиться с подругами к ним приехала еще одна пушкинская учительница, крымчанка Ирина Степанова.

Выложив в сети фотографии теплой встречи пушкинских учителей в «Артеке», Азиза Мирзаназарова прокомментировала: «Вспомнила строки из песни „Через годы, через расстояния…“ Их объединяет русский язык, а познакомил друг с другом Пушкинский конкурс в 2012 году, а меня с ними судьба познакомила в 2014 году на 2 Всемирном фестивале в Санкт-Петербурге. Эти драгоценные минуты встреч дорого стоят! (Пока они беседуют, я невольно продолжаю напевать „Надежда мой компас земной…“ Подпевайте, друзья!»)

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Не верится, но нашей дружбе уже будет в этом году 5 лет, — рассказала „РГ“ Ирина Степанова. — Тогда, в 2012, всеми фибрами души мечтавшая о единой судьбе с Россией, я познакомилась с преподавателем из Сербии Даринкой Крстич. Помню, как поразила меня ее скорбь в голосе и глазах, когда она рассказывала о бомбардировках НАТО. Кстати, и в эту встречу всплыла эта тема, когда Даринка рассказывала о погибших сливах и вишнях в ее саду во время этих бомбежек. Как они с мужем старались их оживить, но даже сильная обрезка и подкормка не дали нужных результатов — деревца чахлые и плохой урожай. Я думаю, очень символично, что познакомил нас именно Пушкинский конкурс. Он не только поддержал энтузиастов-русистов, он наградил нас какой-то волшебной сопричастностью пушкинскому таланту. Например, он одарил нас таким же ощущением дружбы, братства единомышленников, которое связало нас: Даринку Крстич из Сербии, Ларису Дочеву и Анну Деянову-Атанасову из Болгарии, Рустамжона Бадалова из Узбекистана, Ирину Степанову из Крыма. Позже, благодаря Международной методической школе в Московском городском педагогическом университете, в этот круг единомышленников попали замечательные педагоги из Белоруссии, Лариса Лапковская, Ольга Гулич, великолепная Нона Бобохидзе из Грузии, обаятельная Вера Макишева из Казахстана. Мы держали кулачки и болели друг за друга, когда принимали участие в Конкурсе для участия во 2 Всемирном фестивале русского языка в Санкт-Петербурге, безмерно радовались, когда многие из нас встретились там. В наш дружеский, братский союз влились новые люди: Азиза Мирзаназарова, Гюльнара Тахирадзе, Ясминка Мильчич, Людмила Тамащук. Мы поддерживаем друг друга, делимся успехами и огорчениями, радуемся успехам своих учеников, благодаря интернету границы нам не помеха в этом. Теперь это не просто знакомые, а самые близкие по духу тебе, и ты счастлив каждой возможности не просто обменяться мыслями, но и просто увидеться и поговорить с ними, ставшими тебе близкими и родными».

Оригинал статьи:
«Российская газета» — 28.08.2017

Текст: Елена Кухтенкова/РГ
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Елена-Кухтенкова Как сообщает портал «Русский мир», преподавание вели не только дипломированные лингвисты Института Пушкина, но и участники программы «Послы русского языка» — студенты вуза. Организаторы рассказывают, что для этого проекта они приготовили специальную программу, предварительно поэкспериментировав с ней в других российских детских центрах.


В течение трех недель дети будут заниматься русским языком и литературой, участвовать в мастер-классах по ораторскому искусству и даже многочисленных квестах и флешмобах.


 

Одной из самых интересных, судя по количеству присутствовавших, оказалась интерактивная лекция знаменитого русиста Владимира Аннушкина «Русский язык и риторика в жизни общества и личности». Филолог пожелал своим летним студентам «творить чудеса шепотом». В качестве упражнения в такой речи он предложил отрывок из письма Гоголя писателю Аксакову, который в то время начал работать над русской грамматикой. Профессор предложил каждому с выражением прочитать этот текст, после чего подробно разобрал ошибки каждого выступающего и обратил внимание юных слушателей на правильную расстановку пауз и верное использование выразительных средств.

«Если я пытаюсь говорить выразительно, то я должен говорить от себя, а не играть кого-то, — отметил наиболее распространенную ошибку Владимир Иванович, — в этом отличие ритора от артиста». Вдобавок к этому он дал совет детям о том, как правильно нужно двигаться во время своего публичного выступления, какой должна быть поза оратора, жестикуляция и мимика».

Гости «Артека» пробовали себя и в русских народных танцах и музыке. К слову, мастер-класс по музыке им проведет почетный гость — руководитель Лионского музыкального театра Андрей Шевчук из Франции.

Обещает быть увлекательным и занятие по этимологии русских слов, скороговорок, загадок и фразеологизмов — «Семь чудес русского».

Впрочем, сидеть в классах, пусть даже на самых веселых занятиях, артековцам не придется. Для любителей путешествий разработаны экскурсии по уникальным природным, историческим и архитектурным маршрутам Крыма.

Стоит отметить, что если специалисты Института Пушкина передают участникам смены знания посредством традиционных лекций, то волонтеры программы «Послы русского языка в мире» делают упор на игры. Ведь большинство учащихся владеет русским языком на начальном уровне и, чтобы вызвать интерес к его изучению, стоит использовать на занятиях понятные и близкие им вещи. Пример такого подхода — изучение культуры и традиций России. «Послы» в игровой форме рассказывали о российских государственных символах, традиционных музыкальных инструментах. И даже попросили своих слушателей прочитать отрывки из известных литературных произведений, но сделать это под рэп.

Оригинал статьи:
«Российская газета» — 21.08.2017

Текст и фото: Андрей Васянин/РГ

В мае Международный детский центр «Артек» становится литературной столицей молодой России. Вот и в этом году в него приехали школьники из десятков регионов России — победители региональных этапов конкурса «Живая классика» на лучшее чтение мировой прозы.

Несколько месяцев они соревновались в художественном чтении Бунина, Трифонова, Твена и Белова в школах, районных библиотеках, театрах и домах творчества по всей стране. И вот лучшие из лучших получили супернаграду от Минобрнауки и фонда «Живая классика» — поездку в лучший лагерь страны.

Возникший семь лет назад конкурс чтецов, организованный «Живой классикой», обрел наконец место постоянной дислокации, добавив «Артеку», в котором бывали Гайдар и Маршак, Кассиль и Михалков, современной литературной краски. Лагерь в свою очередь приправил «Живую классику» артековским духом — вольным, творческим, созидательным.

За время, прошедшее с присоединения Крыма к России, лагерь изменился до неузнаваемости: среди гурзуфских пальм и кипарисов, как по мановению волшебной палочки, выросли и продолжают расти разноцветные современные корпуса на месте разваливавшихся старых. Двести с лишним чтецов, приехавших в лагерь, переодели в форму их дружин, начали кормить вкуснейшей (сам пробовал!) едой в здешних отстроенных в стиле хай-тек столовых, включили в образовательные программы, увлекли мастер-классами, занятиями в художественных и технических студиях, зарегистрировали в артековской мультимедийной библиотеке…

— «Артек» — это рай на земле! — не сдерживает эмоций Екатерина Крыцина, приехавшая на «Живую классику» из Брянска. Ее чтение со сцены финала отрывка из «Гонения на рыжих» Юрия Яковлева доставало до сердца, захлестывало волнами чувств, взявшихся откуда-то в 16-летней девочке. — Здесь кипит жизнь, это место заряжает тебя свободой.

Финал конкурса, вечером 11 мая проходивший на открытой сцене лагеря «Кипарисный», не был похож на соревнование. Отборщики «Живой классики», писатели и журналисты, за несколько дней отслушали более двух сотен победителей региональных этапов, отобрав 24 лучших из лучших для финала, который вполне можно было бы назвать и смотром будущего нашего чтецкого дела.

Потому что человек, не чувствующий слова, не переживающий за читаемое, не мог бы так напрячь зал актерской паузой, полной тишиной длившейся секунд 20, как это сделал Денис Куруч из Вилючинска Камчатского края, поставивший этим точку в наотмашь трагичном «Не перебивайте» Вадима Соловьева. А член жюри финала актер Иван Стебунов признался, что во время чтения Сашей Глобенко из Ставрополья «Фотографий» Приставкина о детдомовских детях во время войны почувствовал слезы на глазах.

— Если уж ты вышел к людям читать, то нужно выбирать не те отрывки, с которыми легко победить, а те, что будут отзываться в душе, которые ты сможешь прочесть от сердца, — говорил после своего выхода в суперфинал с «Бумажной победой» Людмилы Улицкой юный севастополец Даня Игонин.

Середина мая в этом году выдалась в Крыму прохладной, жюри и артековцы из разных дружин, заполнившие открытый амфитеатр прибрежного «Кипарисного», к финалу программы закутались в одеяла. Но когда, скажем, закончил чтение железняковского «В старом танке» импульсивный красавец в гимнастерке Хасан Нальгиев из Нальчика, то одеяла попадали на пол, весь амфитеатр встал с овацией, равно как и после отрывка из «Молодой гвардии» прочтенного — и пропетого! — краснодарской девятиклассницей Аней Дыбля.

Ни Аня, ни Денис Кучур, ни многие другие достойные ребята в суперфинал, который пройдет в июне на главной сцене книжного фестиваля «Красная площадь», не вышли. Жюри Всероссийского конкурса, в которое в этом году кроме Ивана Стебунова вошли продюсер и сценарист Михаил Марфин, филолог Светлана Друговейко-Должанская и режиссер Екатерина Головня, выбрало десятерых суперфиналистов с большим трудом.

Но, скажем, Денис уже понял, что идет после школы во ВГИК, Екатерина Крыцина должна связать свою жизнь с театром, творческие специальности собираются выбрать себе и другие участники финала.

Спасибо за это «Живой классике». И «Артеку». В котором 21 мая пройдет уже Международный финал конкурса.

КСТАТИ
Суперфиналисты Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика»:
Сударушкин Данила, Санкт-Петербург
Игонин Даниил, Севастополь
Антонова Злата, Ярославская область
Антонова Полина, Санкт-Петербург
Литвинчук Кирилл, Краснодарский край, Абрамцева Наталья «А я кто?»
Нальгиев Хасан, Кабардино-Балкарская Республика
Сорокин Виталий, Костромская область
Глобенко Александр, Ставропольский край
Грошев Павел, Кемеровская область
Крыцина Екатерина, Брянская область

СПРАВКА
Конкурс юных чтецов «Живая классика» — самый масштабный детский литературный конкурс в стране. Конкурс сегодня проходит в 85 регионах России под патронатом Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2013 году в конкурсе приняло участие около 2,5 млн подростков из России, русскоговорящие дети с Украины, из Белоруссии, Молдовы, Киргизии, Казахстана, Армении, Азербайджана, Польши и Турции и других стран.

«Живая классика» — лауреат трех крупных премий: в 2013 году проект получил премию «Гражданская инициатива» в номинации «Духовное наследие», в 2014 году стал лауреатом премии «Ревизор»-2014 в номинации «Чтение XXI века. Лучшие Всероссийские проекты по продвижению книги и чтения» и был признан «Лучшей практикой» Агентства стратегических инициатив.

В приветственной телеграмме к участникам президент России В. В. Путин отметил, что считает реализацию «масштабного, поистине уникального проекта «Живая классика» востребованной, отвечающей духу и запросам времени инициативой, важным вкладом в дело популяризации чтения среди детей и подростков, развитие гуманитарного образования, в укрепление общего русскоязычного пространства».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Марина Смирнова, президент Фонда «Живая классика»:
В этом году в регионах появились клубы «Живая классика», где встречаются дети, участвующие в наших состязаниях. Открылись лагеря «Живая классика» в Болгарии, на Азовском море, в Московской области, дети туда приезжают, занимаются актерским мастерством, там проходят писательские классы, ребята учатся писать рассказы, сценарии, снимают вместе фильмы. Этот год ознаменовался появлением своего рода элиты «Живой классики»: в финале участвовали несколько ребят, которые прежде выходили в наши финалы, держащиеся за этот конкурс, знающие друг друга, имеющие своих болельщиков. И еще одна особенность «Живой классики»-2017 — участники берутся читать современную прозу, не классику, — Искандера, Яковлева, Битова, Улицкую, Рубину, вещи писателей региональных и даже сетевых, никому не известных. Но самыми популярными все равно остаются Тэффи, Зощенко, Чехов.

Иван Стебунов, член жюри конкурса, актер:
Что проще читать — стихи или прозу? Тут рецептов нет. Когда ты понимаешь, о чем говоришь, то все равно, в какой форме ты это излагаешь — в стихотворной или прозой. Главное — понимание смысла, заложенного автором, и насколько точно ты смог донести его до зрителя. Мои ожидания превзойдены на этом конкурсе более чем. И видно, что они личности, и актерские навыки уже у них видны, но главное — их искренность, их понимающие глаза, которые и из зала видны.

Ссылки по теме:
Оригинал статьи на сайте «РГ»
Классики в автобусе — 20.04.2017
«Живая классика» начала прием заявок — 22.12.2016
На Красной площади прозвучала «Живая классика» — 25.06.2016

Текст: Ирина Ивойлова / РГ
Фото: Макс Ветров/ РИА овости, ria.ru

— В классах дети будут проводить не больше 4-5 часов. Остальное время — занятия в музеях, студиях, экскурсии, мастер-классы, квесты, лекции в рамках сетевого партнерства, — рассказала директор школы Наталия Царькова. Сейчас разрабатываются особые образовательные программы, которые учтут возможности и школы, и ее партнеров. Как все это будет выглядеть? Урок по сказкам Пушкина — не в душном классе, пусть и с видом на море, а под тем самым дубом из Лукоморья. Дуб, между прочим, в Гурзуфском парке действительно раскидистый, и находится возле усадьбы, где юный Пушкин гостил вместе с Раевскими в доме дю Ришелье.
Рядом — гостевые дома, которые в конце XIX века построил для царской свиты бывший крепостной Губонин. Тут бывали Шаляпин, Маяковский, Горький, Мицкевич… Вот и урок литературы начала XX века. Во время войны располагался немецкий госпиталь и вам обязательно покажут знаменитый фонтан Рахиль. Местные в те годы называли его «Гречанка» и тем самым спасли от разрушения… Военная история — вообще отдельная увлекательнейшая тема для школьников с 7 по 10 класс.
— Я готова помогать школе проводить уроки изобразительного искусства, пленэры, — говорит руководитель мемориальной комнаты дома творчества Коровина Марина Забродская.
Готов к сотрудничеству и директор дачи Чехова Алексей Костюченко. Правда, дача — миниатюрная и разместить сразу. 20- 25 человек будет непросто. Но можно делить класс на две, три группы. Есть еще одна сложность: к домику ведет крутой спуск, в двух шагах — скалы и море и в плохую погоду проводить занятия тут невозможно. Так что дача Чехова может быть в расписание не круглый год.
— Хотелось бы, чтобы в рамках уроков истории ученики участвовали в раскопках, которые идут сейчас в Херсонесе, Саках, Балаклаве. Но это все же далеко от нас, ищем другие варианты, — пояснила директор школы Наталья Царькова. — Оценок на таких занятиях, скорее всего, не будет. В сетевой школе может быть и безоценочная система, тут важно портфолио, сертификаты, защита проектов, которые выполняют ученики.
Уроки литературы в музее Пушкина уже начались. Пока что — для артековцев-старшеклассников. Но сотрудники музея говорят, что готовы вести занятия и для начальной школы: и помещения, и методические разработки есть.
Конечно, педагоги пока будут разрабатывать программы , учитывающие, что дети к ним приезжают на 21 день, а не на весь учебный год. Как и где Пушкин начал писать «Кавказского пленника», а Чехов — » Три сестры», надо будет рассказывать каждой смене, где есть восьмые или десятые классы. По словам директора лагеря Алексея Каспржака, в ближайшее время могут открыться и круглогодичные смены и тогда рамки эксперимента значительно расширятся. В итоге должны появиться не только особые программы, которые подходят школам в больших лагерях или санаториях, где дети находятся небольшое время, но и конкретные рекомендации всем остальным школам, как строить сетевое взаимодействие.
По мнению экспертов, треть школьных занятий можно проводить в спортклубах, музеях, выставочных залах, парках, ботанических садах и даже на местах археологических раскопок.

Практически в любом уголке страны есть возможности для такого сотрудничества. Но пока нет четкого представления, как может выглядеть модель сетевой школы. Не ясно, как оплачивать труд учителя, если он вместо одного урока пробыл в музее, допустим, три часа? Ставить ли оценки на мастер-классах? Как директору школы отчитываться перед бухгалтерией за пленэр? Кто, собственно, будет вести занятия – учитель, экскурсовод, научный работник, тренер? Будут ли соответствовать требованиям стандарта сетевые уроки?
На эти вопросы предстоит найти ответы в ближайшее время.

Оригинал материала на сайте «Российской газеты»

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ