Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Москва

Текст и коллаж: ГодЛитературы.РФ
На картинке: рисунок Лермонтова

Михаил Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в Москве, неподалеку от нынешней площади Красные ворота. Этой усадьбы больше нет, сейчас на ее месте возвышается высотка, нет и самих Красных ворот, возведенных изначально в честь Полтавской битвы. Но в сквере в глубине площади стоит бронзовый Лермонтов — тот самый «мужик в пальто» из советской комедии. И будет стоять вечно — даже если очередное московское градоначалие распорядится куда-нибудь его передвинуть. Потому что Михаил Лермонтов навсегда вписан в историю Москвы — и в вечное настоящее русской литературы.

Жить быстро, написать «Маскарад». Лермонтов

Текст и коллаж: ГодЛитературы.РФ

10 октября отмечается в мире как День психического здоровья. Поэт Константин Батюшков, страдавший наследственным психическим заболеванием, окончательно лишившим его возможности творить около тридцатипятилетнего возраста — увы, грозное напоминание о том, насколько хрупкая это вещь, психическое здоровье.

Текст: ГодЛитературы.РФ
Иллюстрация: фрагмент картины художника Дэвида Уолкли 

В июле портал ГодЛитературы.РФ запустил конкурс рассказов о первой любви «Любовь, Тургенев, лето», приуроченный к юбилею великого русского писателя Ивана Тургенева. Мы предложили нашим читателям поделиться своей историей о первом чувстве — реальном или вымышленном. 

Результаты оправдали наши ожидания: за два месяца на конкурсную почту поступило без малого 600 работ. Рассказы нам присылали со всей России, а также из других стран: Норвегии, США, Казахстана, Швеции, Украины, Литвы, Сербии и Болгарии. Мы внимательно прочитали все присланные истории и благодарим всех участников за то, что они поделились ими с нами.

Тема нашего конкурса перекликается с названием повести Ивана Тургенева «Первая любовь». Председатель жюри конкурса, журналист и писатель Игорь Вирабов рассказал, почему, по его мнению, это произведение так притягательно.

Игорь-Вирабов«Во-первых, надо понимать, что мы имеем дело с аморальной повестью. В 1860 году, только увидев рукопись, Тургенева пригвоздил Луи Виардо. Он был старше жены Полины на двадцать один год, Тургеневу в отцы годился (был старше на 18 лет) и страшно нервничал, читая эту повесть. Хотя, казалось бы, что он Гекубе, что ему Гекуба. Во французское издание «Первой любви» Луи вставил достаточно корявые поправки и приписки. Тургенев не сопротивлялся — но во всех других изданиях просил всё тихо выкинуть.

А во-вторых, при всём при этом сам


«аморальный» Тургенев до последнего дня повторял, что из всех своих книг он перечитывает только одну — повесть «Первая любовь».


Что он в ней нашёл? Странная повесть, в самом деле. Написана полтора века назад. Конечно же, сегодня никому сюжет уже не покажется «безнравственным»: и не такое видывали в наше время. И всё-таки затягивает страшно.

Повесть писал Тургенев сорокадвухлетний. Он, кстати, в этом возрасте уже был весь седой. То есть, седого «старика» по-прежнему не отпускала давняя история времён его юности. Как же он пережил её подростком?

В книге — как и в жизни — всё происходило в 1833 году, когда ему только-только исполнилось 15 лет (хотя герою повести — шестнадцать). То, что случилось с ним, то, что попало в повесть или же осталось между строк, называлось просто: потрясение.

В двух словах вокруг тургеневской «первой любви». Помните? — юный герой «Первой любви» ничуть не осуждал отца (которого застукал со своей воздушной юной Зинаидой) — наоборот, зауважал сильнее.


И заучил урок: если любовь — то сладким кажется даже удар хлыстом.


Но после тех событий, о которых в повести рассказано, с пятнадцатилетним Ванечкой случилось нечто необычное: за пару месяцев он, тяжело переболев, вдруг сразу вытянулся сантиметров на десять-пятнадцать. Такое редко, но бывает — сбилось что-то в организме, видимо, от нервов.

Всё ведь пошло подряд: любовь любовью, но обожаемый отец скончался, следом поэтка Катя Шаховская (она же Зинаида в повести), маменька была ещё за границей, а приехала — и именно тогда в семье вдруг появилась «воспитанница», малышка Варенька, Биби (есть мнение, что это маменькин «грех», — но есть и версии поинтересней: с Варенькой всё куда сложнее).

Словом, пошли такие фаусты и байронические манфреды — со всем «гнездом» Тургеневых и Лутовиновых. Любовь, обиды, ссоры и жестокости — всё по-семейному. Все страшно мучились и страшно опасались, чтоб только ничего не выплыло. Тайны семьи запрятали надёжно. Но в книгах у Тургенева кругом — их отголоски.

Можно, конечно, не вникать во все эти подробности тургеневской биографии — читатель вовсе не обязан. Он просто открывает повесть. Там в водоворот закручена судьба подростка, судьба отца и матери, судьба прекрасной Зинаиды. Всё ясно и неясно, и затягивает. Окунёшься и не выплывешь. Даже полтора столетия спустя.

Да может ли такое быть — чтобы из потрясений юности выросла загадка на всю оставшуюся жизнь? Ну притупляется же всё со временем. А у Тургенева именно так и вышло: сначала мучился и вроде бы переболел — а всё-таки всё время возвращался, ходил вокруг этой истории кругами. Источник боли, говоря высокопарно, стал источником для вдохновения.

Сколько ни перечитывай его «Первую любовь» — загадка никуда не денется. Каждый читатель может примерять сюжет то к автору, то к самому себе. Пусть для кого-то повесть «аморальна» — но она заманчива, и кружит голову, и от неё светло.

Сложно ли было именно так написать о своей первой любви? Вопросом на вопрос: легко ли было именно так всю жизнь прожить? Тема-то простая. Почесал в затылке, вспомнил, написал. Казалось бы. Но если по Тургеневу судить, то планка выше: у него в сюжете спрятана судьба. Это загадочно, но это не фигура речи.

Среди рассказов, присланных на конкурс, симпатичных очень много. Часть рассказов можно объединить в группу историй «бабушкиных», про что-то давнее, времён советских. Наверное, звучит не очень: «бабушкины» — но на самом деле эти рассказы почему-то теплее других. И даже почему-то лучше выписаны.


Юрка в рассказе «За околицей детства» хочет догнать машину, которая увезла его мечту, и из последних сил кричит ей вслед не пошлое «люблю» — совсем наоборот: «Даша! Я тебя не люблю! Не люблю!»


И это, правда, очень хорошо. Прямо хорошая литература.

Среди рассказов, присланных на конкурс, есть Майки разные. Майка смотрит в окно, упираясь в стекло кончиком носа — как в рассказе «Свет в его окне». Майка может быть чёткой, типа стильной в гардеробе Оли — из рассказа «Крыша». И вообще, в рассказе «Майя»: «Майя — хорошее имя! Хорошее-хорошее-хорошее! И нечего хихикать! А Димка Петухов — дурак». В этом рассказе дышится легко. «От лимонада у Майи щекочет в горле, от секрета — в животе. Сладко». Вот так и у читателя от этого рассказа. Чем плохо? Это хорошо.

Есть группа сказочная. Даже почти научно-фантастическая. Есть чисто школьная. Есть продвинутая, ближе к блогосфере. Многие рассказы будто сливаются в один, перетекают друг в дружку. Это в рассказе «Икс» — или в рассказе «Игрек»? Чтобы вспомнить, надо заново перелистать. Конечно, может быть и так: с читателем не повезло. Но может быть, всё оттого, что не было в рассказах (как бы они ни были прелестны) чего-то — что ни с чем не перепутаешь.

В рассказе от имени школьника — кажется, язык и мысли не его, не школьника. Или предложение: «Первоапрельским вечером кружил по ветру колкий апрельский дождь» — а какой еще, мартовский, майский? И почему «первоапрельский» — чтобы объяснить название рассказа «День дурака»? А отчего название такое? Можно, наверное, притянуть какое-нибудь объяснение, хоть за уши. Хотя рассказ хороший — в нём как раз есть тёмный омут отношений. Да, и среди множества «девчачьих психологий» и непременных бабочек в их животах — тут психология подростка-мальчика.

Не очень-то понятны всё-таки слова в рассказе «Гранатовая девушка»: «Горы не знали, конечно, может ли простая любовь разразить их вековую стать». Наверно, это поэтично. Возможно, это по-восточному цветисто. И всё-таки я бы не рискнул ответить на вопрос: как разразить чью-нибудь вековую стать?


При этом в рассказе прелесть как раз в языке — он такой, с камушками во рту, гортанный, будто голос диковатых горцев.


Может, это и есть свежесть языка — и свежесть чувства. Тут главное есть — колорит!

Можно понять героя рассказа про понедельники: многие вспомнят при желании свои бывшие школьные влюблённости, которые являются потом в кошмарных снах. Многие из присланных рассказов вполне могли быть стать сюжетами для сериалов — ну хотя бы для одной из серий.

Есть жутковатая «Последняя любовь» — затягивает, между прочим. И финал, вполне достойный Голливуда, просто молчание ягнят.

А если говорить о том, что трудно перепутать, — «Троллейбус Марта», этакий добрый «паровозик из Ромашкова». Можно цепляться к стилю, к языку — но ведь запоминается.


Любовь, известно, зла: полюбишь троллейбусшу — сам станешь троллейбусом.


А вот шутить о том, что все троллейбусы, увы, обречены быть рогоносцами, — да-да, шутить об этом глупо. Даже аморально».

А шеф-редактор «Года Литературы» Михаил Визель комментирует прочитанное так:

Михил Визель о Бахтине«Первая любовь была у каждого. Бери да опиши! Переменив имена и спрямив (или усложнив) обстоятельства. Но в жизни часто бывает, что какие-то сюжетные линии непроговорены, скомканы, оборваны. К сожалению, в представленных на суд жюри двадцати коротких рассказах это тоже чувствуется. Прекрасный, как говорят сценаристы, «сеттинг», завязка… и повествование обрывается, не  успев (или не сумев) развязать завязанные узлы. Реже наоборот — повествование в отведенных объемом рамках доведено до конца, но видно, что оно выдуманное, «головное», не пережитое. Если при этом еще хороший, уверенный  язык — то можно читать. Если же сырой, не выработанный — то совсем грустно. Я поставил пятерки тем участникам, где все компоненты совпали — достаточно интересная, необычная и при этом законченная история, написанная хорошим, адекватным сюжету языком. Все они хороши, все хочется отметить, за дальнейшей писательской судьбой всех «пятерочников» хочется проследить».

Писательница Анна Берсенева тоже поделилась своими впечатлениями от конкурсных работ: 

«Мне было интересно читать все рассказы, отобранные экспертами. Даже самые безыскусные из них отмечены искренностью, пусть и наивной. Есть истории с неожиданными сюжетными поворотами, и это уже немалое их достоинство. Всем рассказам присуща трогательность, что и понятно, так уж тема задана. В некоторых из них трогательность обычная, «слезовыжимальная», но встречаются и тонкие формы. Мне хотелось бы отметить рассказ Юлии Феоктистовой «Серега и Ленин» — привлекла способность автора не примитивно говорить о самом сложном — о простых чувствах. Запомнился и рассказ Галины Бабуровой «Троллейбус Марта» — здесь фантасмагоричность не выглядит нарочитой, а является органичной формой, в которую помещена любовь. Повествовательная манера обоих этих рассказов — не дилетантская, чувствуется художественный вкус авторов.

Я желаю всем участникам конкурса не потерять радость, которую приносит творчество».

С рассказами знакомились не только наши ридеры и члены жюри, но и читатели. В народном голосовании за лучший рассказ приняли участие более 900 человек.


Лучшей читатели признали историю Софьи Черных из Берлина «Известия о любви», повествующей о первом чувстве подростков, встретившихся в дачном поселке.


А главные призовые места конкурса рассказов о первой любви «Любовь, Тургенев, лето» распределились так:

1 место — Галина Бабурова, г. Белгород — Троллейбус Марта

2 место — Сергей Кубрин, г. Пенза — Гранатовая девушка

3 место — Татьяна Ильдимирова, г. Кемерово — День дурака


Обладательницей Гран-при конкурса — романтической недели на двоих в 4-звездочном отеле в Красной Поляне (Сочи) и ужина в ресторане «Брунелло» — стала Александра Зайцева из Астрахани, автор рассказа «Майя».


Но это далеко не все сюрпризы. Отдельные рассказы, не вошедшие в тройку победителей, отмечены призами от нашего жюри. Юлия Феоктистова (рассказ «Серега и Ленин») получит подарок от Анны Берсеневой, а Леонид Алексеев (рассказ «За околицей детства») получит приз от Игоря Вирабова. Автор рассказа «Три тысячи четыреста понедельников» Андрей Дансков будет награжден специальным призом от «Года Литературы». 

Все победители и призеры получат подарок от партнера конкурса — книжного магазина Book24 — сертификаты на сумму 1000 рублей. 

Как помнят читатели, у нас есть еще один приз — онлайн-курс лекций в «Литературной мастерской» Андрея Аствацатурова и Дмитрия Орехова. Кому достанется курс, решит Андрей Аствацатуров — сейчас мы ждем от него ответа. 

Церемония награждения победителей и призеров конкурса пройдет после 9 ноября. Точная дата и место проведения церемонии будут объявлены дополнительно.

Текст: ГодЛитературы.РФ
Иллюстрация: Давид Боровский

6 октября в 23:55 завершилось читательское голосование за лучший рассказ из шорт-листа конкурса историй о первой любви «Любовь, Тургенев, лето». В финал вышли 30 рассказов авторов из 17 населенных пунктов России, а также из Германии и Беларуси. 

Мы зафиксировали результаты народного голосования: к моменту его окончания суммарно за все рассказы было отдано 937 голосов. 


Больше всех голосов набрал рассказ Софьи Черных «Известия о любви»: 176 человек поставили ему «лайк».


Автора ждет специальный приз от портала «Год Литературы». 

Мы выражаем благодарность всем финалистам — авторам рассказов и читателям, принявшим участие в голосовании. Подробные результаты голосования таковы:

  • Евгений Казарцев, г. Минск, Беларусь — Это всего лишь дождь — 95 голосов
  • Елена Мельникова, г. Екатеринбург — Свет в его окне — 1 голос
  • Наталья Колмогорова, Самарская обл., ст. Клявлино — Ежик колючий — 11 голосов
  • Татьяна Ильдимирова, г. Кемерово — День дурака — 6 голосов
  • Сергей Кубрин, г. Пенза — Гранатовая девушка — 21 голос
  • Алена Повалюхина, г. Воронеж — Попугайчиковые глаза — 18 голосов
  • Александра Зайцева, г. Астрахань — Майя — 14 голосов
  • Дарья Новакова, г. Москва — Дылда — 33 голоса
  • Юлия Феоктистова, г. Краснодар — Серега и Ленин — 123 голоса
  • Галина Бабурова, г. Белгород — Троллейбус Марта — 115 голосов
  • Лина Новская, г. Санкт-Петербург — Крыша — 2 голоса
  • Олеся Тим, г. Салехард — Рыжий — 8 голосов
  • Мария Шушпанова, г. Ижевск — Два билета до Венеры, пожалуйста — 5 голосов
  • Александра Горовая, г. Норильск — Горячий душ — 1 голос
  • TatianaWitch, г. Москва — Последняя любовь — 3 голоса
  • Ю. Руни, г. Санкт-Петербург — Эти бабочки — 17 голосов
  • Леонид Алексеев, г. Москва — За околицей детства — 2 голоса
  • Владимир Косарев, г. Новосибирск — Не отрывайте крылья мухам — 0 голосов
  • Эвелина Форрест, г. Москва — Год любви — 9 голосов
  • Андрей Дансков, г. Санкт-Петербург — Три тысячи четыреста понедельников — 1 голос
  • Софья Черных, г. Берлин, Германия — Известия о любви — 176 голосов
  • Татьяна Шевченко, г. Калининград — Шпионские игры — 10 голосов
  • Максим Марков, г. Москва — Маяк — 1 голос
  • Лилия Волкова, г. Москва — Ее лучшая фотография — 58 голосов
  • Елена Василенко, г. Тюмень — Пашка — 37 голосов
  • Андрей Плетнев, г. Москва — Солнце встает на востоке — 87 голосов
  • Анатолий Ерошкин, г. Абинск — Ледяная феерия — 5 голосов
  • Ольга Красова, г. Москва — Дарёный конь — 5 голосов
  • Лена Шумная, г. Санкт-Петербург — Вино со льдом — 61 голос
  • Надежда Косолапкина, г. Санкт-Петербург — Путь к сердцу — 12 голосов

Результаты голосования жюри, имена победителей и обладателя Гран-при будут опубликованы 9 октября. 

Текст: Дмитрий Шеваров
Фото: из архива автора
На фото: Василий Сумбатов с отцом

Шеваров Дмитрий ГеннадьевичКнязь Василий Сумбатов родился в Петербурге на закате дворянского ХIХ века. В одиннадцать лет потерял отца: полковник Александр Сумбатов был смертельно ранен во время покушения на Московского губернатора великого князя Сергея Александровича. 

Княжеский род Сумбатовых служил царю и Отечеству со времен Ивана Грозного. Прадед поэта Петр Сумбатов погиб на Бородинском поле.

Будущий поэт учился в Пажеском кадетском корпусе, а затем в частной московской гимназии.


В отрочестве и юности был дружен с великой княжной Ольгой Николаевной, дарил ей стихи, а впоследствии посвятил ей роман.


Статья о Василии СумбатовеС началом Первой мировой вместе с двумя старшими братьями Володей и Павлом (они погибли в конце войны) Василий ушел на фронт, написав великой княжне Ольге: «Как тлеющий опал в червонном медальоне, // Я душу сжал свою оправой из стихов // И приношу тебе, печальной Сандрильоне…»

Служил вольноопределяющимся рядовым в пехотном полку, где получил солдатский Георгиевский крест. После ранения был назначен в 3-й гусарский Елисаветградский полк Великой Княжны Ольги Николаевны. В сентябре 1916 года ротмистр Сумбатов был тяжело ранен и, находясь в одном из киевских госпиталей, около месяца не приходил в сознание. Мать получила известие о его смертельном ранении. Тем временем Василий  был доставлен в Царское Село, в госпиталь, где великая княжна Ольга Николаевна исполняла обязанности ассистента хирурга. Однажды, почувствовав прикосновение княжны Ольги, Василий очнулся от забытья. В марте 1917 года Сумбатова выписали из госпиталя и он отправился к родным в имение Светлое, где его ждало известие о смерти матери.

Зимой 1917—1918 годов ему пришлось скрываться: новая власть объявила за ним настоящую охоту. На родовом доме Сумбатовых в Москве появилось объявление о его розыске. Спас молодого князя директор 4-й Московской гимназии Николай Веригин. Он приютил Сумбатова в своем доме. Здесь юноша влюбился в дочку своего спасителя Елену, и летом 1918 года молодые люди обвенчались, навсегда соединив свои судьбы. Впереди у них было 60 (!) лет испытаний и скитаний, счастья и страданий, перенесенных вместе.

Статья о Василии Сумбатове

Обложка книги Л. Ф. Алексеевой о Сумбатове

В апреле 1919 года Сумбатовы вместе с Добровольческой армией оказались в Крыму. Князь Сумбатов служил помощником начальника Армянско-Перекопского отряда при Отдельном Крымском пограничном дивизионе. Елена ждала ребенка. До родов оставалась неделя или две, когда красные прорвали фронт. Василий посадил жену на тачку и повез ее в Севастополь, где под обстрелом родилась их дочь Наташа. Через несколько дней молодой семье удалось попасть на борт французского парохода. После долгих мытарств Сумбатовым удалось осесть в Риме, где у Елены жил родственник.

Василий зарабатывал себе на жизнь как художник и реставратор, выполняя заказы Ватикана, театров и киностудий. Заведовал русским книжным магазином «Слово» на Piazza del Popolo. Давал уроки русского языка иностранцам. Во время войны укрывал участников Сопротивления. Храня верность православию, Сумбатов был одним из тех, кто устроил встречу советских пленных, бежавших из лагерей, с папой Пием ХII.

В 1947 году Василий Сумбатов дебютировал как киноактер в фильме, поставленном Марио Камерини по пушкинской «Капитанской дочке».


Василий сыграл роль поручика Ивана Игнатьича — того самого «кривого старичка», который посмел бросить Пугачеву в лицо: «Ты, дядюшка, вор и самозванец!..»


Последней пристанью Сумбатовых стал Ливорно. Для русского поэта в том была особая символика. Этот приморский город, огражденный зубчатыми стенами, увековечен в русской поэзии последними строками последнего стихотворения Евгения Баратынского:

Завтра увижу я башни Ливурны, 
Завтра увижу Элизий земной!

Отчего Баратынский так чаял побывать в этом городе, отчего с палубы парохода он так жадно вглядывался в отстроенные флорентийцами средневековые башни Ливорно?

Статья о Василии Сумбатове

Обложка первого сборника стихов Сумбатова

Еще в пятнадцатом веке благородный тосканский герцог Фердинанд I сделал Ливорно убежищем для всех гонимых. Русские эскадры, застигнутые зимней непогодой в море, не раз оставались в Ливорно до весны. Зимовал здесь однажды и предок Пушкина генерал-майор Ганнибал.

В этом доброжелательном городе были православные храмы — один греческий и два русских. На местном православном кладбище был похоронен лицейский товарищ Пушкина 20-летний дипломат Николай Корсаков.

Прекрасно зная все это, Василий Александрович Сумбатов, конечно же, понимал всю промыслительность своего переезда из Больцано в Ливорно. Тринадцать лет, проведенных им здесь, были трудны для старого и почти ослепшего поэта, но его стихи, написанные в Ливорно, — вершина всего им созданного.

Князь Василий Сумбатов скончался в Ливорно 8 июля 1977 года.

Вселенная моя, мне страшно за тебя!

Что станется с тобой, когда меня не будет? —

Кто вечером тебя благословит, любя?

Кто утром ласково тебя разбудит?

Из стихотворений князя Василия Сумбатова

Только осень, горе и простуда,
Только боль и тяжесть пустоты!..
Почему же не случится чудо? —
Ведь про всё на свете знаешь Ты.

Взгляд один, одно перста движенье, —
И уходят ураганы вспять,
И лавины прервано паденье,
И беду сменяет благодать.

Ты всеблаг, Ты облегчаешь, Боже,
Непосильность горестей людских, —
Но за что, за что ко мне Ты строже —
Чем же я отличен от других?

* * *
Нигде никогда не блистаю,
Порой только тенью мелькну, —
Отсталый от родственной стаи,
Давно я ушел в тишину.

Люблю чуть мерцающий, кроткий
Светильник у древних божниц,
Да памяти стертые четки,
Да шелест любимых страниц.

Мне келья моя не наскучит, —
В ней шепчут цветы на окне,
В ней тень мою ветер певучий
Баюкает в ласковом сне.

Нигде никогда не блистаю, —
Я — тень от каких-то вершин,
Но я не тоскую — я знаю,
Что я и один — не один,

Что в жизни холодной и тесной
И тени имеют друзей,
И кто-нибудь милый — безвестный —
Сочувствует тени моей.

* * *
Непришедшее письмо…
Пуст с утра почтовый ящик,
Но глядишь в него всё чаще.
Видишь марку и клеймо, —

Отопрешь, — лежит реклама!
На душе — и злость, и грусть, —
Позабыли? — ну и пусть!
Ну, не пишут! В чем же драма?

— С глаз долой — из сердца вон! —
Вдруг пословицу вспомянешь.
Но — в окно не раз заглянешь, —
Не идет ли почтальон?

Жене
Рука с рукой, плечо к плечу,
Полвека мы шагаем в ногу
И нашу общую свечу
Несем к последнему порогу.

Огонь свечи — тепло и свет
Любви, доверья, пониманья —
Мы сберегли средь русских бед
И средь превратностей изгнанья.

Уберегли и донесем
Огонь до смертного порога,
И лишь о том мы молим Бога,
Чтоб перейти порог вдвоем.

1918—1968

Вниманию издателей

Все, что вы сейчас прочитали о Василии Сумбатове, я узнал из монографии Любови Алексеевой «Василий Александрович Сумбатов — русский поэт ХХ века» (Москва, 2017, тираж 70 (!) экз.). Профессор кафедры русской литературы ХХ века Московского государственного областного университета Любовь Федоровна Алексеева почти четверть века посвятила исследованию жизни и творчества Василия Сумбатова. Недавно Любовь Федоровна подготовила сборник произведений Василия Сумбатова, но на его издание у нее нет средств. Надеемся, что издатели, читающие наш сайт, откликнутся и помогут возвращению имени князя Сумбатова в русскую поэзию.

Текст: Елена Новоселова/РГ
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Елена-НовоселоваВ Бангкокском университете — одном из старейших и ведущих частных вузов Таиланда — прошел День русского языка и культуры. Об этом сообщает сайт Посольства России в Таиланде. Участниками семинара-практикума стали более двухсот студентов, изучающих русский язык.

К слову, не только из Бангкокского, но и из Таммасатского и Рамкамхенгского университетов.

В программе праздника были обучающие игры и викторина на знание русского, которую провели студенты кафедры русского языка Таммасатского университета. А ансамбль народного танца «Катюша» под руководством Екатерины Алексеевой представил публике зажигательные русские и казахские национальные танцы.

Бангкокский университет проявляет большую заинтересованность в обучении своих студентов русскому языку и планирует в ближайшем будущем открыть у себя «Русский центр». Помогать в этом администрации университета будет Центр русского языка и культуры «Матрешка».

Текст и подбор иллюстраций: Ольга Pазумихина

Ольга-Лапенкова

В романтической модели литературы считается, что писатели растут сами, как грибы в лесу: главное, чтобы климат был подходящий, а дальше они всё сами. После чего критики бегут к издателям с воплями: «Новый Гоголь народился!» Современная профессиональная модель предполагает более трезвый взгляд: писателю, как и инженеру, мало одних природных наклонностей, нужно еще и последовательное образование (в широком смысле), и постоянная мотивация, причем главной является общение с читателями. Которых тоже нужно терпеливо взращивать с младых ногтей, показывая, что книжки — это так же круто и прикольно, как и социальные сети. Точнее, они сами по себе большая-пребольшая социальная сеть, в которой «топикстартерами» могут выступать Гомер и Данте, а может — твоя сверстница из такого же, как у тебя, провинциального городка, но с очень прикольными тараканами в голове.

ГодЛитературы.РФ решил узнать, как это практически работает в «РОСМЭНе».

Четыре года назад издательство «РОСМЭН» запустило проект Terra Incognita: виртуальный клуб по интересам, где подростки со всей страны знакомятся и делятся впечатлениями о новых книгах. В апреле 2014 года появилась группа Terra Incognita ВКонтакте, а уже в августе встречи поклонников фэнтези прошли в 25 городах. Сейчас на страничку клуба подписано более 75 000 человек, а некоторые из давних участников и сами становятся писателями.

Мы взяли интервью у руководителя группы продвижения издательства «РОСМЭН» Нины Пушкарёвой, благодаря которой и появилась Terra Incognita, а также пообщались с двумя молодыми писательницами, давними членами клуба, — Милой Нокс, автором популярной серии «Макабр», и Дианой Ибрагимовой, работающей над серией «Сетерра».

Нина Пушкарёва, основатель клуба

Как вам пришла идея создания клуба Terra Incognita? Какие задачи стояли перед вами как перед организатором четыре года назад — и что происходит в клубе сейчас?

Нина Пушкарёва: Желание создать клуб любителей фэнтези от «РОСМЭН» появилось в 2013 году, после успеха наших первых серий — «Часодеи» и «Зерцалия». Фандомы по этим мирам были и остаются потрясающе активными! И мы поняли, что подросткового книжного движения (но не с пресным лицом строгих библиотекарей из 90-х) действительно не хватает.

Мы задумали создать специальную площадку, чтобы рассказывать ребятам о наших новых книгах.


Подросткам ничего нельзя впарить, на них не действует прямая реклама. Но их можно увлечь, сыграв в мир книги.


Поэтому мы изготавливаем вещицы из мира книг (например, письма героев серии «Часодеи» или гадательные шары из «Зерцалии»). Всё это нельзя купить, можно только получить, будучи активным участником клуба.

Сейчас мы стараемся выводить клуб из онлайна в офлайн. Подростки должны знакомиться, находить друзей, разговаривать о книгах со сверстниками, чувствовать себя частью чего-то значимого. У нас есть филиалы клуба Terra Incognita в 40 городах России и бывшего СНГ. Несколько раз в год мы проводим Всероссийские Сходки, их организаторы — это сами читатели. Местные СМИ часто рассказывают о проведении Сходок в своем городе и об их молодых организаторах.


Шутка ли — когда 13-летняя девчонка договаривается с библиотекой о проведении мероприятия, приглашает на него авторов, устраивает онлайн-конференцию, детально продумывает сценарий с таймингом, проводит конкурсы — да еще и обеспечивает посещаемость в полсотни подростков!


Также мы уделяем большое внимание встречам с авторами. У нас проходят десятки презентаций в год. А весной 2017 года мы отправили Екатерину Соболь (автора серии «Дарители») в тур по семи городам России в поддержку финальной части саги — «Сердце бури». Здесь мы опробовали зарубежную модель продвижения: в США новую книгу в большинстве издательств поддерживают в первую очередь поездкой автора по штатам с презентацией новинки. Тогда как в России модель обратная: сначала книга должна стать супербестселлером — и только потом издательство может рассмотреть возможность отправки автора по регионам.

Каков примерный состав клуба? Кого больше — юношей или девушек, какого возраста? Кто проявляет наибольшую активность?

Нина Пушкарёва: В 75-тысячной «Терре» сегодня 82% девчонок и 18% парней. Это нормальный срез всего мирового читающего сообщества — женский пол больше читает книги. И больше пишет, кстати! С гендерным распределением авторов примерно то же самое — 80% к 20% в пользу прекрасного пола.

Однако по активности в клубе такой контраст почти неощутим. У нас много мальчишек пишут комментарии, их полно среди организаторов Сходок и на прочих наших офлайн-мероприятиях. И выходят из клуба они реже, чем девчонки.

Часто ли бывает так, что человек вступает в клуб, скажем, в 12—13 лет, а потом взрослеет и книги жанра young adult становятся ему уже неинтересны?

Нина Пушкарёва: Старые участники наших фандомов сменяются новыми примерно раз в три года. Те, кто участвовал в жизни клуба на протяжении этих трех лет, не отписываются от группы — они просто становятся менее активными. Это происходит потому, что в издательстве «РОСМЭН» выходят в основном книги для подростков. Но в последний год мы расширяем поле деятельности! Создав полку подросткового фэнтези русскоязычных авторов, мы принялись за зарубежные издания, затем за смежные жанры — триллеры и мистику. Уже сейчас читатели могут взрослеть вместе с нашими книгами. А это очень важно, ведь сам клуб Terra Incognita читатели покидают крайне неохотно. Потому что «Терра» — это не только про книги; это про общение, про встречи, про образ жизни.

Какие интересные, странные, трогательные истории происходили в клубе за эти четыре года?

Нина Пушкарёва: Я знаю десятки историй о том, как ребята приезжали на встречи с нашими авторами из других городов, а деньги на проезд и на книги откладывали с обедов в школе. Они везут с собой чемоданы книг, чтобы подписать их у автора, и в тот же день стартуют обратно домой — абсолютно счастливые!

А иногда кто-то приезжает издалека, чтобы побывать в издательстве. В прошлом году до нас добрался организатор Сходок в одном из городов с бабушкой. Мы прошлись по издательству, заглянули во все кабинеты, показали им, как что работает. И это не единичный случай.

А есть участники, которые подросли и устроились в «РОСМЭН»?

Сейчас в моём отделе работает девушка, которая знакома с нашим фэнтези с самой первой книги «Часовой ключ», вышедшей в 2011 году. Девушка всегда была активисткой нашего фандома — устраивала встречи по «Часодеям», рисовала арты по книгам… После окончания института она попросилась к нам, сначала на практику, а потом и на работу. Есть еще молодой человек из Екатеринбурга, преданный поклонник всех книг Евгения Гаглоева, — он пишет статьи для нашего портала «Полуночный экспресс» по мирам Евгения.

Но даже те ребята, которых мы не знаем лично, вносят существенный вклад в развитие нашего направления. У нас есть закрытая группа «Экспертный совет», где мы даем подписчикам почитать неизданные рукописи и просим оценить их. Ребята читают, пишут рецензии, а мы внимательно изучаем их отзывы. Частенько мнения из этой группы становятся решающими в судьбе какой-то истории: издать или не издать.

Мила Нокс и Диана Ибрагимова стали лауреатами премии издательства «РОСМЭН» — «Новая детская книга». Познакомимся ли мы в ближайшее время с новыми авторами, которые, как и эти девушки, активно участвуют в жизни «Терры»?

Нина Пушкарёва: Посмотрим, какие результаты принесет нынешний сезон. Мы каждый год находим ряд действительно выдающихся историй от русскоязычных авторов. Все победители в номинации «Мир фэнтези» последних лет — авторы «Дарителей», «Макабра», «Сетерры» — это талантливые девушки. И с каждым годом победители всё моложе и моложе. Представьте: Диане Ибрагимовой на момент победы «Сетерры» было всего 23 года! Хотя


когда мы читаем рукописи, пришедшие на конкурс, мы не знаем ни возраста автора, ни его имени, ни прочих данных, которые могли бы повлиять на объективность оценки. Перед нами только история — и победу одерживает только она.


Статья о проекте Terra Incognita в издательстве РОСМЭНМила Нокс, автор серии «Макабр»

«Макабр» — лучшая книга 2016 года в жанре фэнтези по мнению жюри конкурса «Новая детская книга» — это история о подростке Теодоро Ливиану, который живет в средневековой Румынии. Весь мир для него окутан тайнами: он не понимает, почему его родители поселились возле курганов и стараются не попадаться на глаза обычным людям, что за таинственные обряды проводит его отец — и почему он сам, Тео, каждый год в один и тот же день забывает всю свою жизнь. В поисках ответов на эти вопросы Ливиану придется столкнуться с жестокостью простых смертных, найти общий язык с мертвецами и выйти победителем из игры, которую задумала сама Смерть.

В апреле 2018 года серия «Макабр» была закончена, а уже летом Мила Нокс поделилась с читателями, что работает над спин-оффом серии — трилогией «Миднайт».

Вы стали первым автором из клуба Terra Incognita, который победил в конкурсе «Новая детская книга» и опубликовался в издательстве «РОСМЭН». Как вы пришли к тому, что хотите написать собственную историю? Как рождался «Макабр»?

Мила Нокс: Всё началось в далеком 2011 году, когда я только пробовала себя на писательском поприще. Мне захотелось услышать мнение заинтересованных людей по поводу того, что я пишу, и я решила отправить какой-нибудь рассказ на конкурс. Наткнулась на объявление о конкурсе «Новая детская книга» и отправила сказку буквально за пару минут до дедлайна. Сначала даже не была уверена, что пройду, хотя бы из-за времени, — но затем увидела в шорт-листе свое имя.

То, что моя работа появилась в числе десяти лучших, меня воодушевило. Ведь читали профессиональные судьи! Значит, я чего-то стою! И хотя этот рассказ публикации не дождался, я решила попробовать снова. В следующий раз мой рассказ про песика, которого лечили докторской колбасой, снова вошел в число лучших, и на этот раз мне предложили напечатать его в сборнике.

На площадке «Новой детской книги» мы начинали одновременно с Евгением Гаглоевым — он участвовал со мной в один год, но добился публикации раньше. Я активно общалась в группе НДК много лет, перезнакомилась с кучей людей, видела, как они один за другим выпускают книги… Немного огорчало, что у меня пока было не так, но я знала, что это моя вина. Я должна была написать роман, а не рассказик. В итоге я созрела — и в 2016 году села за черновик «Макабра». Работала без остановки, на одном дыхании. Закончила в день дедлайна и отправила книгу за 15 минут до окончания приема работ. О да, я рисковый человек!

Я была довольна своей работой и очень надеялась на шорт, а потом — на победу. Так и вышло. К тому моменту меня поддерживали друзья по НДК. С кем-то мы дружим аж с того самого 2011-го. Во время читательского голосования познакомилась еще с Аллой Вологжаниной, Мариной Дробковой. Теперь поддерживаем связь.

Чем участие в клубе Terra Incognita полезно для начинающего писателя?

Мила Нокс:


«Терра» дает возможность найти единомышленников, здесь не чувствуешь себя одним воином в поле.


Обычно начинающие писатели не получают поддержки от окружающих. Сколько авторов слышат: «Аа-а, пишешь книгу? Ясно… Ну да, хобби — это неплохо, но ты же знаешь, что издать ее сложно?» И начинаются разговоры людей, которые очень далеки от темы, но хотят поумничать: «Там всё проплачено», «Писатели — нищие», «Да никто сейчас не читает»… Так что быть окруженным теми, кто тебя понимает, — важно. Тем более на этапе участия в конкурсе.

А еще на площадке НДК можно обменяться рукописями и получить отзыв, что тоже очень полезно! И заодно оценить то, что пишут другие.

Мир, где происходит действие книжной серии «Макабр», особенно понравился любителям ужастиков. Еще бы — оборотни, мертвецы, темная магия… Вам самой в этом мире не бывает иногда страшновато?

Мила Нокс: Я пишу о вещах, которые в реальной жизни меня заставляют содрогаться. К примеру, в «Макабре» часто встречаются змеи, а в «Миднайте» (серии, над которой я сейчас работаю, и которая будет еще «темнее» предыдущей) — сплошь эстетика великанских жуков: все эти усики, хитиновые панцири… Бр-р!


Вообще-то я невероятно трусливый человек и с воплем убежала бы на другой конец улицы, едва заметив маленького ужика, но при работе над книгой всё наоборот — я пишу о чудовищах с удовольствием.


Наверное, причина в том, что, когда я пишу, я могу не только управлять своими страхами, но и сама превращаться в ужасного монстра или гигантское плотоядное насекомое. Я люблю становиться предметом своего страха — так я ощущаю над ним власть. Сплетая свои тень и свет в единое целое, я создаю мир, в котором мне находиться комфортно.

В Сети пишут, что ваши герои приходят к вам во сне и сами рассказывают о своей жизни. Это правда?

Неправда. Многие авторы утверждают, что герои к ним являются, в том числе во сне, и всё «надиктовывают», но ко мне персонажи не приходят. Каждый мой герой — от Теодора Ливиану, главного действующего лица «Макабра», до последней сороконожки — это я. И это я ими рулю, а не наоборот. Я очень деспотичный автор!

В ваших работах можно проследить влияние мифов и легенд различных народов, найти параллели к книгам современных авторов… В наше время писатель может создать что-то принципиально новое? Или его судьба — бесконечно пересобирать уже существующие элементы?

Мила Нокс: Этот вопрос вызывает много споров, и не только в литературных кругах. Я думаю, что об этом волноваться вообще не стоит — надо просто делать своё дело хорошо, показывая ту грань жизни, что открыта нам.

Я считаю, что каждый век добавляет новую страницу к фолианту под названием «жизнь», из которого мы черпаем материалы для историй. Вопрос, можно ли создать новое, если берешь из этого фолианта, можно было задать и Гомеру, и Данте Алигьери, теперь очередь Милы Нокс, потом будет отвечать кто-то еще.

Статья о проекте Terra Incognita в издательстве РОСМЭНДиана Ибрагимова, автор серии «Сетерра»

В 2017 году первая часть серии — «Сетерра. Шепот пепла» — была признана лучшей рукописью VIII сезона конкурса «Новая детская книга». 13 сентября 2018 года вышел второй том — «Сетерра. Тайнопись видений». В данный момент Диана Ибрагимова работает над заключительным томом трилогии.

Действие серии романов «Сетерра» разворачивается во вселенной, где большинство людей утратило представление о морали и сочувствии. Иногда среди них рождаются дети с особой Целью: одни не могут поступать наперекор совести, другие боятся причинить боль ближним, третьи говорят только правду… Такие люди становятся изгоями, а не убивают их только потому, что боятся гнева черного солнца. Почти никто из сетеррийцев не задумывается, почему всё в мире сложилось именно так, и только немногочисленные примали — люди, наделенные магическими способностями — пытаются проникнуть в тайны планеты, а также помочь отверженным — и пробудить человечность во всех остальных.

На днях вышел второй том «Сетерры», сейчас вы работаете над заключительной книгой. Чего нам ждать от третьей части серии?

Диана Ибрагимова: Я готовлю очень большие сюрпризы для читателей. Мы лучше узнаем мир «Сетерры», увидим новые материки и острова, окунемся в культуру таинственных стран. Окончание этой истории станет настоящим катарсисом. Оно обернется раскрытием всех тайн, местами шокирующих, местами переворачивающих представление о тех моментах, которые подавались в начале истории под соусом догадок и мифов самих сетеррийцев.

Чем дальше уходишь в эту историю, тем более взрослой она становится — и тем чаще волшебство объясняется чем-то совсем простым, а то и вовсе оказывается выдумкой. И мы начинаем догадываться, что Сетерра гораздо ближе ко всем нам, чем можно подумать.

Как вы узнали о клубе Terra Incognita и чем он вас заинтересовал?

Диана Ибрагимова: Во время поиска возможностей для публикации я увидела «Новую детскую книгу». И прошла мимо: думала, это не мое. Но что-то дернуло меня вернуться, узнать об этом конкурсе подробнее. И я нашла группу «РОСМЭН» ВКонтакте, а оттуда вышла на тогда еще молодую «Терру». Ей было года полтора или даже меньше. И я поразилась наполнению этой группы.


Тому, что здесь есть ребята, которым действительно интересны книги.


Более того, им интересны авторы. Я не могла представить, что вообще бывает такое. Мне казалось, что, когда издают твою книгу, ничего больше не происходит. И в лучшем случае ее покупают, а про автора, кроме имени, никто и не знает.

Когда я увидела то, что происходит в «Терре», то заразилась ее энтузиазмом и стала постоянно там бывать. Правда, в первый год не вступала. Я-то уже не подросток. Но чем дольше я наблюдала за группой, тем крепче становилось мое желание стать ее частью — в качестве автора. Да и сама я скупила немало книг издательства «РОСМЭН», так что, думаю, являюсь полноценным участником группы.

Появились ли у вас благодаря клубу Terra Incognita единомышленники, приятели? Или даже те, кого вы теперь можете назвать настоящими друзьями? Делитесь ли вы с ними своими замыслами?

Диана Ибрагимова: Я была скорее теневым участником клуба. Всё читала, за всем наблюдала, но ни с кем не общалась. Вообще я девять лет писала с претензией на публикацию, и «Сетерра» — моя десятая крупная рукопись и первая, которая нашла читателей еще на этапе написания. Но это не были ребята из клуба: пробиться в «Терру» я надеялась уже в качестве официального писателя издательства «РОСМЭН».

А вот сейчас, когда вышла моя первая книга, я постоянно общаюсь с ребятами из «Терры». Но замыслами я делюсь только с коллегами-писателями по цеху и самыми близкими людьми.

Что вы обсуждаете с ребятам из «Терры» сейчас, когда стали признанным автором?

Если не считать отзывов на книгу, в основном я получаю сообщения от ребят, которые начинают писать. Они просят советов, спрашивают о конкурсе. Говорят, что их вдохновляет мой путь и что им тоже очень хочется стать авторами «Терры». Я замечаю прогресс в их работах и часто сама организую конкурсы для читателей своей серии, обязательно выделяя несколько номинаций для писателей и поэтов. Я думаю, участие в таких конкурсах помогает ребятам раскрыться и понять, действительно ли писательство — их призвание.

Классикам придется подвинуться

Фото предоставлены издательством

 
Текст: Елена Кухтенкова/РГ
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
 
Елена-КухтенковаМинпросвещения РФ продолжит поддерживать русский язык за рубежом и в России. Для этого будет направлено более 170 млн рублей на гранты в поддержку русского языка, сообщает ТАСС. В ведомстве добавили, что одно из обязательных требований к участникам конкурса — наличие опыта выполнения масштабных программ и проектов в области защиты, поддержки и продвижения русского языка.
 
«Минпросвещения России объявило о старте открытого конкурса для юридических лиц на предоставление грантов в рамках государственной программы «Развитие образования». Гранты на общую сумму более 170 млн рублей будут направлены из федерального бюджета в форме субсидий», — уточнили в пресс-службе.
 

Также одно из обязательных требований к участникам конкурса — наличие опыта выполнения масштабных программ и проектов в области защиты, поддержки и продвижения русского языка.


 
К слову, «гранты обеспечат развитие и совершенствование электронных образовательных ресурсов на русском языке, проведение установочных и обучающих семинаров и образовательно-просветительских мероприятий, продвижение открытых русскоязычных образовательных ресурсов в России и за рубежом, а также разработку и продвижение в социальных сетях обучающих интерактивных игр», — отметили в министерстве.
 
Напомним, что ранее на поддержку программы развития на конкурсной основе министерством были разыграны средства в размере 150 млн рублей, таким образом, общая поддержка составит свыше 320 млн рублей.

Текст: ГодЛитературы.РФ
Изображение: фрагмент иллюстрации Лидии Тимошенко

9 сентября закончился прием работ на конкурс рассказов о первой любви «Любовь, Тургенев, лето». За два месяца мы получили около 600 работ. География, как всегда, оказалась весьма обширной. Рассказы приходили не только от москвичей и из Северной столицы (жители Санкт-Петербурга прислали на конкурс более 80 работ!), но и из Пензы, Саратова, Волгограда, Белгорода, Якутска, Владивостока, Норильска, Читы, Липецка, Краснодара и Майкопа. Активное участие в конкурсе приняли наши читатели, живущие за границей: нам присылали работы из Казахстана, Узбекистана, США, Украины, Беларуси, Турции, Германии, Франции, Норвегии и Литвы. Нам было приятно получать работы из национальных республик — Дагестана, Удмуртии, Хакасии, Башкортостана, а также небольших сел и деревень.

Большинство присланных работ порадовали нас своим разнообразным подходом к заявленной теме. Первая любовь представала в рассказах то по-детски трогательной и невинной, то бурной и страстной, то тихой и лирической. Финал историй порой заставлял нас печально вздыхать или, напротив, радоваться за героев. Кто-то подошел к теме совсем творчески, рассказав про любовь не к человеку, а к неодушевленным, на первый взгляд, предметам. И это лишний раз подтверждает: фантазии нашим авторам не занимать. 

Все поступившие на конкурс рассказы были прочитаны. Полный список поступивших работ можно найти здесь. Составлять шорт-лист было непросто, так как нам приходилось выбирать сразу между несколькими одинаково хорошими историями. В итоге мы решили включить в шорт-лист десять дополнительных рассказов, которые не будут оцениваться жюри, однако поборются за приз читательских симпатий наравне с остальными работами. 

В шорт-лист конкурса «Любовь, Тургенев, лето» вошли тридцать рассказов (десять рассказов, участвующих только в читательском голосовании, расположены последними):

  • Евгений Казарцев, г. Минск, Беларусь — Это всего лишь дождь
  • Елена Мельникова, г. Екатеринбург — Свет в его окне
  • Наталья Колмогорова, Самарская обл., ст. Клявлино — Ежик колючий
  • Татьяна Ильдимирова, г. Кемерово — День дурака
  • Сергей Кубрин, г. Пенза — Гранатовая девушка
  • Алена Повалюхина, г. Воронеж — Попугайчиковые глаза
  • Александра Зайцева, г. Астрахань — Майя
  • Дарья Новакова, г. Москва — Дылда
  • Юлия Феоктистова, г. Краснодар — Серега и Ленин
  • Галина Бабурова, г. Белгород — Троллейбус Марта
  • Лина Новская, г. Санкт-Петербург — Крыша
  • Олеся Тим, г. Салехард — Рыжий
  • Мария Шушпанова, г. Ижевск — Два билета до Венеры, пожалуйста
  • Александра Горовая, г. Норильск — Горячий душ
  • TatianaWitch, г. Москва — Последняя любовь
  • Ю. Руни, г. Санкт-Петербург — Эти бабочки
  • Леонид Алексеев, г. Москва — За околицей детства
  • Владимир Косарев, г. Новосибирск — Не отрывайте крылья мухам
  • Эвелина Форрест, г. Москва — Год любви
  • Андрей Дансков, г. Санкт-Петербург — Три тысячи четыреста понедельников
  • Софья Черных, г. Берлин, Германия — Известия о любви
  • Татьяна Шевченко, г. Калининград — Шпионские игры
  • Максим Марков, г. Москва — Маяк
  • Лилия Волкова, г. Москва — Ее лучшая фотография
  • Елена Василенко, г. Тюмень — Пашка
  • Андрей Плетнев, г. Москва — Солнце встает на востоке
  • Анатолий Ерошкин, г. Абинск — Ледяная феерия
  • Ольга Красова, г. Москва — Дарёный конь
  • Лена Шумная, г. Санкт-Петербург — Вино со льдом
  • Надежда Косолапкина, г. Санкт-Петербург — Путь к сердцу

На портале ГодЛитературы.РФ стартует читательское голосование за лучший рассказ. Оставить свой голос за понравившуюся историю можно до 6 октября (до 23:55). Для того чтобы проголосовать, необходимо авторизоваться в сети Facebook. Найти все работы финалистов можно здесь.

Имена троих победителей по мнению жюри, а также обладателей приза читательских симпатий и Гран-при конкурса «Любовь, Тургенев, лето» будут опубликованы не позднее 10 октября.

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ