Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Псков

Текст: Светлана Мазурова/РГ, Санкт-Петербург — Псков
Фото: Андрей Кокшаров/предоставлены организаторами фестиваля

В программе «Современный писатель на современной сцене» представлено три спектакля — по произведениям прозаика (Дмитрий Данилов), поэта (Елена Шварц), драматурга (Олег Михайлов). Эти писательские ипостаси были одинаково подвластны Пушкину.

О нашем равнодушии

«Театр на крыше» из Красноярска, независимый творческий проект, привез в Псков спектакль «Свидетельские показания» по пьесе Дмитрия Данилова. Это первая постановка пьесы, осуществил ее петербургский режиссер Семен Александровский. И третья по счету пьеса писателя («Человек из Подольска», «Сережа очень тупой»).


За «Человека из Подольска» Данилов получил «Золотую маску» в номинации «Лучший драматург», сегодня пьеса поставлена более чем в 20 городах России, в ближнем и дальнем зарубежье.


Спектакль «Свидетельские показания» о нашем равнодушии, жестокости людей. Человек выбросился из окна. Самоубийство молодого, успешного. Почему? Что случилось? Он жил среди людей, были соседи, девушка, коллеги по работе, одноклассники. Никто ничего не знает. «Ничего не могу о нем сказать», — все как один. «Нет, не общались, не дружили», «Не очень понятный был человек», «Обычный парень. Спокойный, не агрессивный».

свидетельские показания Артисты — их четверо — находятся прямо среди публики, по очереди встают и рассказывают о погибшем, выступая в роли свидетелей. Герой-фантом, мы не видим его, на сцене он не появляется. Не видим и следователя, ведущего дело, который допрашивает тех, кто знал парня.

«Конструирование образа в его отсутствие — это такое увлекательное исследование, — отметил режиссер. — Пьеса Данилова — просто подарок! Главная тема здесь — то, как мы воспринимаем другого человека, как работает наше воображение. Облик отсутствующего главного героя формируется через показания знакомых с ним людей. И то, что они о нем говорят, в большей степени говорит о них самих, чем об этом человеке».

Спектакль поставили летом прошлого года, играли его действительно на крыше, под открытым небом, начинали на закате солнца, заканчивали уже в темноте (такая задумка). Участвуют в нем актеры Красноярского академического театра драмы им. А. С. Пушкина. Постановку возили на фестивали, играли на разных площадках. В Пскове ее сыграли в Приказных палатах Кремля.

Дмитрий ДаниловДмитрий Данилов, впервые смотревший «Свидетельские показания», рассказал:

— До недавнего времени я был совсем не театральным человеком, да и сейчас не могу сказать, что хорошо разбираюсь в театре. До 2016 года писал прозу и стихи, и вот захотелось освоить новую для себя территорию. Меня увлек пример моих друзей Андрея Родионова и Кати Троепольской, которые буквально на моих глазах стали известными драматургами. Я увидел, что современный театр — это очень интересный, бурлящий мир, и мне захотелось в этом поучаствовать. Мою первую пьесу, «Человек из Подольска», поставил ушедший от нас в прошлом году Михаил Угаров, художественный руководитель Театра.doc, идеолог движения «Новая драма». С этого все и началось. Пьесу «Свидетельские показания» я тоже сначала отправил Михаилу Юрьевичу, она ему понравилась, были планы ее постановки в Театре.doc, но осуществить их он не успел. И первой постановкой оказался спектакль «Театра на крыше» в Красноярске. К режиссерским решениям, связанным с отклонениями от авторского текста, я отношусь нормально, если, конечно, не происходит обессмысливания изначального замысла. Не требую, чтобы мой текст воспроизводился в спектакле слово в слово. Из всех постановок моих пьес, которые я видел, пока только одна вызвала у меня некоторое недоумение, не буду говорить, какая именно, это не так важно.

Премия или дочь?

И еще один суицид молодого человека.

На фестивале состоялась премьера Псковского театра драмы имени А. С. Пушкина «Гробница малыша Тутанхамона» по пьесе молодого американского автора Оливии Дюфо. Это первая постановка в России и в Европе пьесы драматурга, известного еще и как автор сценария телесериала «Проповедник» («Пастырь»). Впервые «Гробницу» поставили в 2016 году в Нью-Йорке, в театре Clubbed Thumb.

Псковский спектакль родился как эскиз на прошлом Пушкинском фестивале в рамках лаборатории «Маленькие трагедии (и комедии) XXI века». Постановка и художественное оформление Елизаветы Бондарь. Ее спектакли идут в московской «Практике», Красноярском театре оперы и балета, Новосибирском театре музыкальной комедии, Русском театре Эстонии.

гробница спектакль

Перед показом генеральный продюсер Пушкинского фестиваля и художественный руководитель театра Дмитрий Месхиев обратился к зрителям:

— То, что вы увидите, это не попса, не «развлекуха», здесь нужно думать, чувствовать, нужно успевать за мыслями автора. Надеемся, спектакль не оставит вас равнодушными.

Художница Джейн Хейли работает круглые сутки, не обращая внимания на жизнь вокруг, на семью, 16-летнюю дочь с ее подростковыми проблемами. Дочкой она недовольна. «А мамы всегда видят в дочерях только плохое». Однажды в жизни Джейн происходят два важных события. Ее номинируют на самую престижную премию для авторов комиксов в Новой Англии, о которой она мечтает. В тот же день она теряет свою единственную дочь — произошло самоубийство. Похоронами занимается отчим девочки. А Джейн продолжает рисовать и собирается на важное для нее собеседование с гуру комиксов. Бесчувственная? Закрывается от реальности?

По словам режиссера, нам показали совершенно новое произведение, не тот эскиз, который был вначале. В оригинале нет Ленина, Сталина и Гитлера, а здесь есть — окарикатуренные. Текст пьесы претерпел изменения, добавили шуток, убрали мат. Правда, бранной лексики тут немало, но, как сказано в программке, это «только те слова и выражения, которые не запрещены к публичному исполнению законами Российской Федерации».

КСТАТИ
Спектакль «Свидетельские показания» вошел в лонг-лист лучших спектаклей России Национальной театральной премии «Золотая маска» и стал участником внеконкурсной программы «Маска Плюс» (26 февраля).

Спектакль «Гробница малыша Тутанхамона» покажут 2 марта в Петербурге на Новой сцене Александринского театра — в рамках офф-программы театральной премии для молодых «Прорыв».

Юлия Линде, г. Москва. Энск капитана Саньки

А был ли мальчик?

Как не было? А кому тогда памятник в центре Пскова? А почему свежие цветы всё время лежат? А музей тогда зачем? Пока я фотографировала, человек пять подошло и затеяло традиционную дискуссию: «Да вы что? Разве их не было на самом деле?» — «Не было, не было. Два капитана — это герои из книги Каверина». — «А где тогда Каверину памятник?» Да, народ читательский готов скорее усомниться в существовании автора, чем его героев — Александра Григорьева и Ивана Татаринова, тем более что памятника автору в его родном Пскове нет. Правда, есть мемориальная табличка… на здании почтамта: «Здесь когда-то был дом Каверина» и ещё одна — на здании гимназии, где он учился.

Впрочем, памятником писателю можно считать и скульптуру «Два капитана», которая находится напротив входа в библиотеку имени Каверина. Тут же и музей, посвящённый «Двум капитанам» (правда, сейчас библиотека переехала в связи с долгосрочным ремонтом).

Почему кажется, что капитан Александр Григорьев был на самом деле? Одна из причин — каверинская точность в деталях, в том числе в описании отрочества Саньки в городе Энске, под которым скрывается Псков каверинского детства. Любой пскович вам покажет места, упомянутые в романе. Далеко ходить не нужно: посмотрели на скульптуру? А за ней тот самый губернаторский дом, который вспоминает Санька. Надеюсь, библиотека туда ещё вернётся…

места двух капитанов

Письмо и голубой рак

Помните, с чего начинается роман? Правильно: с появления загадочной сумки с письмами, которую нашла тётя Даша на берегу реки после половодья, одно из писем — о судьбе шхуны «Святая Мария». Санька жил в одном из «низких домиков, обнесённых забором». Домики на берегу Псковы и сейчас есть, только теперь это элитные коттеджи и гостиница…

места двух капитанов

Теперь идём по набережной в сторону кремля и оказываемся на пересечении двух рек: Пскова впадает в Великую (у Каверина это Песчинка и Тихая), в этом месте обычно сидят рыбаки. Вполне возможно, кто-то из них до сих пор ловит заветного голубого рака, которого Санька пытался поймать на кусок гнилого мяса.

Башни с чертями

Здесь же, на пересечении рек, стоят друг напротив друга две башни — Плоская и Высокая (Покровская и Спасская, по Каверину). Как утверждал Петька Сковородников, «прежде в Спасской башне жили черти и он сам видел, как они перебирались на наш берег, — перебрались, затопили паром и пошли жить в Покровскую башню. Он уверял, что черти любят курить и пьянствовать, что они востроголовые и что среди них много хромых, потому что они упали с неба. В Покровской башне они развелись и в хорошую погоду выходят на реку красть табак, который рыбаки привязывают к сетям, чтобы подкупить водяного». Слева Плоская (Покровская), а справа — Высокая (Спасская). Теперь посмотрим на Троицкий собор. Если вы войдёте в кремль, то за собором увидите лужайку. Здесь до Великой Отечественной войны был сад. Сейчас от него осталась пара старых деревьев, но вполне вероятно, что под одним из них и была дана «кровавая клятва дружбы», знаменитое «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

места двух капитанов_

Церковь, которую зарыл Пётр

«Вот Афонина горка, про которую в городе говорили, что это засыпанная церковь и в пасхальную ночь из-под земли слышится пение». И не сомневайтесь: горка действительно существует, только называется Лапиной. По распоряжению Петра I, здесь была закопана церковь Никольского монастыря. Зачем зарыл? Бастион устраивал, мало ли что… Северная война, как-никак.

места двух капитанов

Ленин и кадеты с матрацами

«Вот кадетский корпус; возы с матрацами стоят во дворе, и люди в светлых шинелях, не то офицеры, не то гимназисты, зачем-то тащат матрацы, закладывают ими окна во втором этаже». Сейчас матрацев на окнах вы, конечно, не увидите, поскольку в этом здании находится Администрация Псковской области, зато вместо кадетов можно встретить губернатора и крошечного Ленина на постаменте — прижился, видать. Ленин за деревом притаился, ну его…

места двух капитанов

Поганкин и его клад

Если верить Петьке Сковородникову, то здание это «набито золотом, а в подвале замурован сам купец Поганкин и кто войдёт в подвал, того он задушит». А если серьёзно, то Поганкины палаты — памятник архитектуры XVII века, задолго до рождения Каверина и Саньки здесь обосновался историко-художественный и архитектурный музей-заповедник. Кстати, золото действительно водится, и не только оно: сокровищ в палатах хоть отбавляй! Добро пожаловать на выставку «Золотая кладовая».

места двух капитанов

Это, конечно, далеко не все «капитанские» места, но самые интересные. Приезжайте во Псков, включайте навигатор — и вперёд!

Все работы шорт-листа здесь.

Текст: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ
Фото: фрагмент обложки, представлено издательством Corpus

Vulf-Dnevniki-1000

Здравствуй, Вульф, приятель мой!
Приезжай сюда зимой,
Да Языкова поэта
Затащи ко мне с собой…

Такими бодрыми строками 25-летний Пушкин приветствует 19-летнего студента Вульфа. Пушкин в это время работает над «Борисом Годуновым» — но в дружеском послании об этом ни слова. Пушкин знает — его адресат не оценит.

Псковскому дворянину Алексею Николаевичу Вульфу очень повезло и очень не повезло. Повезло — потому что Тригорское, имение его матери, оказалось ближайшим к Михайловскому, имению Пушкиных, в котором опальный поэт изживал ссылку 1824–1825 годов. Благодаря чему два молодых человека, едва ли обменявшиеся в Петербурге парой слов (хотя бы потому, что Пушкин был шестью годами старше Вульфа, что на третьем десятке не мелочь), довольно близко подружились.

Так люди — первым каюсь я —
От
делать нечего друзья.

Мы все помним эти строки из «Онегина». К тому же Вульф учился в немецкоязычном (в то время) Дерптском (Тартусском) университете, так что ироничное замечание «с душою прямо геттингенской» к нему тоже вполне применимо. Но Вульф, разумеется, так же не Ленский, как Пушкин — не Онегин. Во-первых, он никогда не писал стихов. Во-вторых, никогда не отличался «восторженной речью». Да и «кудри черные до плеч» в этой паре приятелей скорее были свойственны Пушкину…

Но самое главное — Вульф, со всем его дворянским воспитанием, университетским образованием и литературными знакомствами (он был однокашником поэта Языкова, с которым и познакомил Пушкина, а через Языкова оказался коротко знаком с Дельвигом и даже приударял за его женой) и недолгой офицерской службой был человеком абсолютно заурядным. И в этом состоит главное его невезение. И это же придает его «Дневнику», который он начал вести по настойчивому предложению Пушкина, уникальное свойство «машины времени». Мы видим Пушина, Дельвига, слышим толки о важнейших событиях того времени — и видим и слышим их неискаженными, словно записанными чувствительной видеокамерой, одинаково фиксирующей беседы с Пушкиным и этапы обольщения всех барышень (и замужних дам), до которых «носитель» этой «видеокамеры» только может досягнуть.

Именно любвеобильность Вульфа — а если называть вещи своими именами, его разврат из «спортивного интереса», — долгое время препятствовала полной публикации дневников «прототипа Ленского». Читать их было неприятно даже пушкинистам. Точнее, в особенности пушкинистам — потому что они с досадой убеждались, что пока их кумир писал барышням и дамам — той же Анне Петровне Керн — восторженные стихи, его младший приятель действовал куда проще и эффективнее.

Но время, как известно, лучший судья и лучший врач. По прошествии двухсот лет обида испарилась, остался ценнейший документ. Запечатлевший не только «любовный быт пушкинской эпохи», но и просто — дух эпохи. И доносящий его до нас точнее, чем костюмные сериалы, в которых герои носят русские имена, но щеголяют английскими мимическими морщинами.

Фрагмент книги и обложка предоставлены издательством Corpus
Текст дневника Вульфа воспроизводит особенности его орфографии и пунктуации.

1827

16 сентября

Вчера обедал я у Пушкина в селе его матери, недавно бывшем еще месте его ссылки, куда он недавно приехал из Петербурга с намерением отдохнуть от рассеянной жизни столиц и чтобы писать на свободе (другие уверяют, что он приехал от того, что проигрался).
По шаткому крыльцу взошел я в ветхую хижину первенствующего поэта русского. В молдаванской красной шапочке и халате увидел я его за рабочим его столом, на коем были разбросаны все принадлежности уборного столика поклонника моды; дружно также на нем лежали Montesquieu с Bibliothéque de campagne и “Журналом Петра I”, виден был также Alfieri14, ежемесячники Карамзина и изъяснение снов, скрывшееся в полдюжине альманахов; наконец две тетради в черном сафьяне остановили мое внимание на себе: мрачная их наружность заставила меня ожидать что-нибудь таинственного, заключенного в них, особливо когда на большей из них я заметил полустертый масонский треугольник.
Естественно, что я думал видеть летописи какой-нибудь ложи; но Пушкин, заметив внимание мое к этой книге, окончил все мои предположения, сказав мне, что она была счетною книгой такого общества, а теперь пишет он в ней стихи; в другой же книге показал он мне только что написанные первые две главы романа в прозе, где главное лицо представляет его прадед Ганнибал, сын Абиссинского эмира, похищенный турками, а из Константинополя русским посланником присланный в подарок Петру I, который его сам воспитывал и очень любил.
Главная завязка этого романа будет — как Пушкин говорит — неверность жены сего арапа, которая родила ему белого ребенка и за то была посажена в монастырь. Вот историческая основа этого сочинения. Мы пошли обедать, запивая рейнвейном швейцарский сыр; рассказывал мне Пушкин, как государь цензирует его книги; он хотел мне показать “Годунова” с собственноручными его величества поправками. Высокому цензору не понравились шутки старого монаха с харчевницею. В “Стеньке Разине” не прошли стихи, где он говорит воеводе астраханскому, хотевшему у него взять соболью шубу: “Возьми с плеч шубу, да чтобы не было шуму”. Смешно рассказывал Пушкин, как в Москве цензировали его “Графа Нулина”: нашли, что неблагопристойно его сиятельство видеть в халате! На вопрос сочинителя, как же одеть, предложили сюртук. Кофта барыни показалась тоже соблазнительною: просили, чтобы он дал ей хотя салоп.
Говоря о недостатках нашего частного и общественного воспитания, Пушкин сказал: “Я был в затруднении, когда Николай спросил мое мнение о сем предмете. Мне бы легко было написать то, чего хотели, но не надобно же пропускать такого случая, чтоб сделать добро. Однако я между прочим сказал, что должно подавить частное воспитание. Несмотря на то, мне вымыли голову”.
Играя на биллиарде, сказал Пушкин: “Удивляюсь, как мог Карамзин написать так сухо первые части своей “Истории”, говоря об Игоре, Святославе. Это героический период нашей истории. Я непременно напишу историю Петра I, а Александрову — пером Курбского. Непременно должно описывать современные происшествия, чтобы могли на нас ссылаться. Теперь уже можно писать и царствование Николая, и об 14-м декабря”.
<…>

1834

18 февраля. Село Малинники

Я руки в боки упираю
И вдохновенно восклицаю:
“Здесь дома я, здесь лучше мне!
Вот так-то мы остепенимся!”

Вот эпиграф к настоящему моему быту из последнего послания ко мне возлюбленного Николая Михайловича. На пути из Псковской губернии в сию заезжал я на несколько дней в Петроград, чтобы в день именин Анны Петровны навестить ее, и нашел у А. Пушкина, что ныне камер-юнкер, послание ко мне, про существование коего мне и не снилось. Эти четыре стиха я выписал из оного.

19 февраля. Понедельник

Кроме удовольствия обнять Анну Петровну после пятилетней разлуки и найти, что она меня не разлюбила, несмотря на то что я не возвращался с нею к прежнему нашему быту, имел я еще и несколько других, а именно: познакомился с двумя братьями моего зятюшки Бориса — с баронами Михаилом Сердобиным и Степаном Вревским, людьми очень милыми в своем роде; потом представлялся я родственницам и приятельницам матери — госпожам Кашкиным, на свидание с коими мать теперь поехала туда же; рад я был видеть и недоступных Бегичевых, из коих старшей я подрядился чинить перья; наконец, у стариков Пушкиных в доме я успел расцеловать и пленившую меня недавно Ольгу. Вот перечень всего случившегося со мною в столице севера, если я прибавлю еще то, что видел моего сожителя варшавского Льва Пушкина, который помешался, кажется, на рифмоплетении; в этом занятии он нашел себе достойного сподвижника в Соболевском, который по возвращении своем из чужих краев стал сноснее, чем он был прежде.
Я было и забыл заметить также, что удостоился я лицезреть супругу А. Пушкина, о красоте коей молва далеко разнеслась. Как всегда это случается, я нашел, что молва увеличила многое. Самого же поэта я нашел мало изменившимся от супружества, но сильно негодующим на царя за то, что он одел его в мундир, его, написавшего теперь повествование о бунте Пугачева и несколько новых русских сказок.
Он говорит, что он возвращается к оппозиции, но это едва ли не слишком поздно; к тому же ее у нас нет, разве только в молодежи.

1 апреля

Две недели тому назад познакомился я с родственницами, довольно дальними, с которыми бы можно было даже законно сблизиться священными узами: с девицами Бакуниными. Числом их шесть сестриц, очень милые, кажется, к тому же и певицы, и плясавицы, но всё это никак не манит меня к супружеской жизни. Отец их — препочтенный и преобразованный старик, которого я очень полюбил; и хозяйка, настоящая-то родственница наша, — прелюбезная женщина, которая меня обласкала, как истинно родного.

23 августа

Шесть месяцев, что я живу в одиночестве здесь, прошли так быстро, что я их не заметил. Ежедневный надзор за хозяйством оставлял мне мало времени для других занятий, а еще менее — для жизни умственной с самим собою. Физическая деятельность и отдых после оной сменялись только разъездами к почтенной моей родне.
Заехав однажды, в Троицын день, в Тверской уезд, в дом Ушаковых (они родня моей родне, а у сына их я служил три года в эскадроне), нашел я там, кроме трех премиленьких девочек (хозяйка дома — одна, а две — мои здешние соседки Ермолаевы), очень приятное общество и молодежь нынешнего и прошлого века, так что три дня, которые там я провел, кажутся мне теперь столь приятными, как редко я их проводил. С Ермолаевыми я врал и нежничал, а с одним юношею-поэтом, князем Козловским, твердил стихи Языкова; это первого встречаю человека, который, не знав Языкова, знал бы наизусть столько же стихов, сколько и я их знаю. Чего же мне нужно более? Потом я встречался опять с некоторыми из лиц, там бывших: с двумя темно-русыми сестрицами Ермолаевыми, но всё мне не казалось столь приятным их общество, как в первый раз это было. Они пленяли меня в разных видах и уборах и песнями, и плясками, но очарование новизны исчезло, точно так и надежды на быстрые успехи, которые всегда сначала мне льстят…

Текст: Наталья Соколова/РГ, Пушкинские горы
Фото: pushkin.ellink.ru

Увидеть Михайловское и… Эту фразу каждый может закончить по-разному. Увидеть Михайловское и влюбиться в рассветы, увидеть Михайловское и обрести покой в душе, увидеть Михайловское и вернуться сюда снова. Посетить это место хотя бы раз в жизни должен каждый.

Поэтическая родина Александра Пушкина возвращает нас к своим корням и позабытым традициям. Это место в 100 км от Пскова в 1899 году стало поистине народным достоянием. Деньги на то, чтобы выкупить усадьбы и земли у потомков Пушкина, собирали всем миром — по копеечке при помощи кружечного сбора. Михайловское было первым литературным музеем-заповедником. Это потом появились толстовские, тургеневские, блоковские места. Оно стало энциклопедией русской усадебной жизни, местом, хранящим память о том, как надо жить в России. Здесь время застыло, а рассказы экскурсовода возвращают нас в те времена, когда никуда не спешили, когда в природе искали вдохновенье, когда полуденное чаепитие могло затянуться до глубокого вечера.

Судьба Михайловского, как и большинства дворянских усадеб, была незавидной.


В 1918 году крестьяне окрестных деревень разграбили и сожгли пушкинские усадьбы. В 1937 году к столетию со дня гибели поэта был восстановлен Дом-музей Пушкина в сельце Михайловском.


Пушкин Михайловское

Инфографика: Леонид Кулешов/ Наталья Соколова/ РГ

Но в июле 1941 года территория музея-заповедника была оккупирована фашистскими войсками. В 1944-м немцы, отступая, сожгли все, что с таким трудом восстанавливалось годами. Но Михайловское снова возродилось: под руководством известного филолога, пушкиниста Семена Гейченко в 1947–1949 годах были восстановлены родовое имение матери Александра Пушкина Михайловское и Святогорский монастырь, в 1962 году — имение друзей Пушкина Осиповых-Вульф Тригорское, в 1977-м — имение предков поэта Ганнибалов Петровское. Зато заливные луга реки Сороти, теряющиеся далеко за горизонтом поля, бесконечное небо — это тот самый пейзаж, который видел Пушкин, приехав сюда впервые в 1817 году. В Михайловском поэт написал трагедию «Борис Годунов», центральные главы «Евгения Онегина», поэму «Граф Нулин», здесь он провел два года ссылки.


Сегодня музей-заповедник «Михайловское» — это комплекс из трех усадеб, расположенных друг от друга на небольшом расстоянии, которое сам поэт преодолевал пешком. И чтобы осмотреть его весь, нужно как минимум три дня. Посетив Михайловское, захочется узнать Тригорское и заглянуть в гости к прадеду поэта в Петровское, а на обратном пути поклониться могиле поэта в Святогорском монастыре.


Пушкин в Михайловском. Художник П. Кончаловский

Пушкин в Михайловском. Художник П. Кончаловский

Искать повод, чтобы приехать сюда, не нужно: Михайловское очаровывает в любое время года. Но уж если и приурочить свою поездку к какому-нибудь событию, так это к Пушкинскому празднику поэзии, который пройдет здесь с 3 по 6 июня в пятидесятый раз. Основная площадка — поляна при въезде в Михайловское. Некоторые мероприятия пройдут в Пскове и Пушкинских горах — поселке, когда-то возникшем вокруг древнего Святогорского монастыря и называвшемся сначала Святые горы.

Отпраздновать день рождения Пушкина в Михайловское всегда приезжали лучшие писатели, поэты, певцы, Большой театр привозил свою оперу «Борис Годунов». Михайловская поляна превращалась в литературную гостиную под открытым небом, здесь общались, спорили, читали стихи, пели романсы, танцевали под музыку XIX века. В этом году гостей ожидает не менее яркий праздник. Вести фестиваль будут два поэта Геннадий Красников и Владимир Костров.

В Михайловское в эти летние дни нужно ехать, чтобы услышать выступление Государственной академической хоровой капеллы им. А. А. Юрлова, увидеть фотовыставку, рассказывающую об истории этого места, покататься в конной упряжке, поучаствовать в квесте по пушкинским местам, попробовать блюда исторической кухни, популярные в пушкинские времена, — на празднике будут работать специальные павильоны кулинарии, сделать своими руками поделку в городке народных ремесел, к примеру, сшить тряпичную куклу, наполненную травами с лугов Михайловского, и увезти частичку этого места с собой.


Центральным событием праздника станет ежегодный фестиваль молодежных театров со всего мира.


Русская театральная школа из Эстонии покажет спектакль «Онегин. Глава VIII. Объяснение в любви», Санкт-Петербургский кукольный театр сказки представит «Сказку о царе Салтане». Спектакль «О, женщины!» псковского молодежного театра «Гротеск» расскажет о том, как серьезно, а иногда и очень легкомысленно Пушкин относился к науке любви. А ижевский театр «Молодой человек» привезет необычный спектакль по одноименной пьесе Ксении Драгунской «Навсегда-навсегда». Он любит Ее, а Она любит другого — вечная трагедия. Особенно если другой — Поэт Александр Пушкин.


 

Как добраться до Михайловского?

Автомобилем (7–8 часов). Михайловское находится в 700 км от Москвы и 420 км от Санкт-Петербурга. Припарковаться можно на автостоянках музеев-усадеб. Пропуск на парковку приобретается в Научно-культурном центре Пушкинского заповедника в Пушкинских горах (Новоржевская улица, д. 21). Экскурсии можно заказать там же.
Поездом (чуть менее 12 часов). Самый удобный поезд № 10 Москва — Псков отходит от Ленинградского вокзала в 20:23, прибывает в Псков в 08:05. Далее автобусами: Псков — Новоржев, отправление в 10:25, Псков — Великие Луки, отправление 11:30, Псков — Пушкинские горы, отправление в 12:30.
Музеи-усадьбы «Михайловское», «Тригорское», «Петровское», музей «Пушкинская деревня», «Центр творческих музейных программ», выставочный зал «Музейная почта» в деревне Бугрово открыты для посетителей с 10:00 до 17:00, кассы музеев работают до 16:30.

Где остановиться?

В первую очередь, в гостевых домах в Петровском и Михайловском. Они находятся в непосредственной близости от усадеб и позволяют совершать прогулки по паркам ранним утром или поздним вечером — в это время усадьбы приобретают особенное очарование. А музей не закрывает парки на ночь.
Отель «Арина Р.» находится в деревне Бугрово на расстоянии чуть более 1 км от Михайловского. Действуют велопрокат и баня.
Усадебный комплекс «Имение Алтунъ» расположен на берегу озера Алтун в 15 минутах езды от заповедника в старинном парке на месте усадьбы помещиков Львовых. На средства Ивана Львова был построен в 1776 году южный придел Успенского собора Святогорского монастыря, в котором в ночь с 5 на 6 февраля 1837 года стоял гроб с телом поэта. Предводитель псковского губернского дворянства Алексей Львов осуществлял надзор за ссыльным Пушкиным. Действуют велопрокат и баня.

Вкусно ли кормят в Пушкинских горах?

Известно, что Александр Пушкин любил простую пищу. «Пушкин вовсе не был лакомка», — писал его друг, поэт Петр Вяземский. Из самых любимых его блюд — моченые яблоки, печеный картофель, клюква в сахаре. Попробовать блюда, созданные по старинным рецептам, можно в ресторане «Амбар под дубами», в 12 км от Михайловского рядом с отелем «Имение Алтунъ». Из чего состоит «Алтунский обед на пушкинский лад»? Гостям подают: ассорти солений; суп; большую рубленую котлету из телятины или говядины со шпинатом с гарниром из жареного картофеля; брусничную воду; яблочный пирог по рецепту Вульфов — друзей и соседей Пушкина по Михайловскому; старинный десерт бланманже. Рассказ о традициях усадебной кухни прилагается.

Что еще посмотреть?

Пушкин Михайловское

«Пушкинская деревня» в деревне Бугрово

Кроме усадьбы, стоит посетить музей деревянного зодчества под открытым небом «Пушкинская деревня» в деревне Бугрово. Здесь работает кабинет русского исторического письма, в котором всего за час вас научат писать пером, писать на бересте, решать задачки по арифметике XIX века. Там же работает ремесленный центр с многочисленными мастер-классами по изготовлению кукол. Также здесь открыт самый большой сувенирный магазин в Михайловском. Неподалеку от Музея зодчества работает «Музей-мельница». Здесь можно узнать о том, как устроена старинная водяная мельница, а в подарок каждый гость получает сувенирный пакетик со свежемолотой мукой из Михайловского.

Ссылки по теме:
50-й Пушкинский праздник поэзии в Михайловском — интервью с директором музея «Михайловское» Георгием Василевичем, 14.05.2016
К Пушкину в гости, 15.04.2016
О Пушкине и Олениной, 14.04.2016

Оригинал статьи:
«Российская газета» — 19.05.2016

Текст и фото: Наталья Соколова/РГ

На четыре дня, с 3 по 6 июня, поляна перед усадьбой превратится в литературную гостиную под открытым небом. Праздник был учрежден первым директором «Михайловского» Семеном Гейченко и во все времена собирал лучших писателей, поэтов, чтецов, актеров со всего мира. Вчера в псковском историко-художественном музее прошло заседание оргкомитета по проведению праздника во главе с советником президента РФ по культуре Владимиром Толстым, на котором обсуждались организационные вопросы — программа, приезд, размещение гостей. О том, почему сегодня нужно ехать в заповедное «Михайловское», рассказал директор музея Георгий Василевич.

Пушкинский праздник, старейший в России, по-прежнему собирает много гостей?
Директор МихайловскогоГеоргий Василевич: В лучшие годы во Всесоюзном пушкинском празднике поэзии участвовали до 90 тыс. человек. Это было время, когда звучащее слово собирало большие залы и стадионы. Праздник объединял, был местом общения, литературной гостиной под открытым небом. Сюда приезжали «властители чувств и умов»: поэты, писатели, артисты. Все те, кого можно было увидеть только по телевизору, в театре, в кино. Весь цвет советской многонациональной литературы, поэты из Европы, Африки, Америки с 1967 по 1991 год побывали в Михайловском. На праздниках пели романсы и арии на стихи Пушкина Иван Козловский и Евгений Нестеренко. Великих имен было много, много живой и яркой поэзии. Потом наступило время перемен. Изменилось отношение к поэтическому слову. Тем не менее, когда Олег Митяев вместе с Вениамином Смеховым и Давидом Тухмановым представили программу песен на стихи Пушкина, стало ясно, что поэт современен, а песенная поэзия вызывает живой отклик в сердцах.

Что будет происходить в этом году?
Георгий Василевич: В этом году мы выходим на праздничную поляну Михайловского с различными творческими проектами. Откроет праздник по сложившейся традиции лития на могиле Пушкина в Святогорском Свято-Успенском мужском монастыре и выступление Государственной академической хоровой капеллы им. А.А. Юрлова. Вести литературный праздник будут два поэта — Геннадий Красников и Владимир Костров. Пройдет презентация книги «Повести покойного И.П. Белкина» с иллюстрациями художника Игоря Шаймарданова. В программе праздника 12 спектаклей фестиваля молодежных театров. Юных гостей пригласят на конкурс детского рисунка на асфальте. Особую программу представит Псковский симфонический оркестр. На выставках покажут документы и фотографии из пятидесятилетней истории пушкинского праздника поэзии. Откроет свои двери музейный городок с десятками игровых программ. Посетителей пригласят в город ремесленников и на специальные праздничные экскурсии в Михайловском.


Главная идея 50-го праздника: встреча с прекрасной русской поэзией в пушкинском уголке России в незабываемой атмосфере дня рождения Поэта.


Литературный музей-заповедник — явление по большей части российское?
Михайловское Пушкин

Георгий Василевич: Наш музей появился в 1899 году, тогда вся страна собрала средства для его создания посредством пожертвований, «кружечного сбора». Собрали нужную сумму добровольно по копеечке по всей России, чтобы выкупить усадьбу у потомков Пушкина в государственную собственность. Литературные усадьбы присутствуют в разных странах Европы. Но, поскольку существуют различия в культуре, укладе жизни таких мест, они отличаются от наших. Мы мыслим свой мир все еще в категориях «одной шестой части суши». Для русского человека нормально, когда перед глазами не забор, а леса, поля, река, «простор и воля». Иным народам привычны другие масштабы, потому что они всегда жили более кучно. Сегодня вопреки здоровому национальному чувству мы загоняем себя в такие жилые резервации, в которых можно лишь временно существовать. Опыт музеев-заповедников, сохранивших исторические примеры обустройства сельской жизни, начинает использоваться.


Появляются подвижники, которые частным образом возрождают места бывших усадеб, поселяются в них и учатся вновь жить дома по-русски.


Если мы хотим жить в соответствии со своим культурным кодом, мы неизбежно вернемся в деревню. И заповедник «Михайловское» — это нечто большее, чем просто красивый кусочек России. Пушкинский заповедник — живая энциклопедия русской жизни, которую мы получили в дар от поэта, место, где продолжается пушкинская жизнь.

Михайловское Пушкин

Во время «Делового завтрака» в «РГ» вы не раз говорили о том, что ландшафт, который видел Пушкин, из-за недобросовестных застройщиков неизбежно меняется. Нувориши строят неуклюжие дома за высокими заборами. И если незаконное строительство не прекратится, то несравнимый по своей красоте пейзаж Михайловского изменится до неузнаваемости. Строительство велось из-за того, что границы заповедной зоны не были четко определены. Что происходит сейчас?
Георгий Василевич: Была проделана большая работа специалистами научных институтов и Минкультуры России, музейщиками и представителями других профессий. Это позволило определить границы, способы и инструменты сохранения пушкинского ландшафта. На территории нашего музея более двух тысяч владельцев земли, с каждым из которых ведется работа, выдаются предписания, утвержденные на государственном уровне, включенные в земельный кадастр.

Как изменилось количество посетителей в последние годы?
Георгий Василевич: В советское время, в 70-80-е годы, посетителей было около 700 тысяч. В начале 90-х — чуть более 35 тысяч.


В последние годы ежегодный прирост составляет от 50 до 80 тыс. человек и приближается к полумиллиону.



Известно, что многие директора музеев-заповедников хотели бы получить автономию — хозяйствовать сами, зарабатывать сами, быть освобожденными от бумажной волокиты. Хотели бы вы получить такую автономию?

Георгий Василевич: Это иллюзия, что музеи-усадьбы могут существовать сами по себе. Опыт подобного типа «музейного хозяйствования» ограничен и далеко не во всем успешен. Обязательные затраты для музеев-заповедников, включающие в себя расходы на обустройство земли, значительны. Есть основные виды деятельности для любого из музеев: пополнение, изучение и представление коллекции, работа с посетителями, просветительская и научная деятельность.


Но для музеев, живущих в историческом ландшафте, столь же обязательной является деятельность по содержанию хозяйства, исторических парков и садов.


Сегодня эта область музейного дела находится в стадии становления, требует внимания, исследований и затрат, которые не вписываются в границы «автономии». Автономия на нынешнем этапе национальной экономики — это путь в «военный коммунизм». Можно «автономизироваться» от части бумажной работы, но никто не гарантирует, что завтра границы автономии не будут видоизменены, а возможности не будут «оптимизированы» путем усечения.

Сколько денег в год государство выделяет вам?
Георгий Василевич: Около 200 млн рублей, при реальной потребности в 1,5 млрд. Есть набор обязательных работ, которыми пренебрегать можно лишь до поры. Исторические парки пушкинского времени, пережившие годы войны, требуют ежегодной работы по уходу, ремонту и реставрации. Парки — это парадные залы усадеб. Их состояние — часть основного впечатления, которое уносит с собой каждый из полумиллиона посетителей Пушкинского заповедника.
Михайловское Пушкин

На чем музей может зарабатывать?
Георгий Василевич: На создании реплик наиболее значимых предметов своей коллекции — книг, произведений искусства. Чаще всего сегодня зарабатываем на издании и продаже книг стихов Пушкина, написанных в Михайловском. Востребованы путеводители, альбомы с работами художников, пишущих пушкинские пейзажи. Воссоздаем народные праздники псковских крестьян, дни рождения литературных героев и хозяев усадеб Пушкиных, Ганнибалов, Осиповых, музейный кукольный театр. Взрослые и дети посещают уроки исторического письма и русской литературы, которые проводятся сотрудниками музея в классе русской словесности в деревне Бугрово. Там можно научиться писать пером, писать на бересте, решать задачки по арифметике XIX века. Посетители создают сувениры в соответствии со старинными народными традициями.

Хотелось бы, наверное, большего — открыть, к примеру, свою экоферму и продавать продукцию под брендом «Михайловского»?
Георгий Василевич: Потенциал огромен. Действительно, если брать во внимание мировой опыт, мы могли бы производить экологически чистые продукты, устраивать прогулки на лошадях, привлекать местных жителей, которые бы водили экскурсии по окрестностям музея-заповедника, по «своим» деревням и хуторам. Но это все будет возможно, когда мы преодолеем кризис, когда жизнь вернется в свое нормальное размеренное русло. Боюсь, что это вопрос далеко не сегодняшнего дня. Почему?


Не хватает людей и средств. Но прежде всего — специалистов.


Жизнь ограничивает нас. В округе Михайловского, в Пушкиногорском районе, в 90-е годы XX века появилось более ста фермерских хозяйств, но они оказались убыточными и исчезли еще до начала нового века. Просто взять чью-то технологию и перенести ее на свою почву, увы, не всегда возможно. Опыт и знания, желание и согласие человека много работать, относиться к делу с любовью — все это было хорошо знакомо пушкинским современникам, крестьянам.

Спонсоры неохотно соглашаются помочь?
Георгий Василевич: Спонсоров у нас нет как постоянного явления. Есть отдельные примеры благотворительности. Георгиевская церковь построена на частные деньги. Ремонт гостевого дома в Михайловском осуществлен на средства одного из банков. Но это малая толика того, в чем очень нуждается музей. Есть готовый проект парка сказок А.С. Пушкина. Этот проект изменил бы в принципе возможности района и музея по работе с посетителями. Но 18 миллиардов кредитных денег с последующей отдачей найти пока не удается. А между тем проект окупаемый. Это признают те, кто готов профинансировать его для Санкт-Петербурга.

Вы и ваши сотрудники много общаетесь с молодым поколением. Каково их восприятие Пушкина и его поэзии?
Георгий Василевич:


Есть посетители, которые, увы, вообще не знают, кто такой Пушкин.


Имя-отчество путают, где родился и когда жил, не помнят. Это кажется невероятным, но факт. Но обратных примеров больше.

Ссылки по теме:
К Пушкину в гости, 15.04.2016
250 лет со дня рождения Василия Львовича Пушкина, 26.04.2016
Письмовник. Пушкин — жене, 24.04.2016

Оригинал статьи:
«Научиться жить по-русски»  —  «Российская газета», 13.05.2016

Текст: Наталья Соколова/РГ
Фото: из официальной группы «ВКонтакте» Государственного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское»

Как вернуть Михайловскому былую славу и превратить пушкинские места в популярный туристический маршрут, об этом говорили на заседании оргкомитета по подготовке и проведению 50-го Пушкинского праздника поэзии. На нем советник президента по культуре Владимир Толстой собрал губернатора Псковской области Андрея Турчака, директора Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» Георгия Василевича, кинорежиссера Дмитрия Месхиева и других.

Как рассказал Георгий Василевич, в 1899 году, в столетнюю годовщину со дня рождения А. С. Пушкина, Михайловское было выкуплено у наследников поэта в государственную собственность на народные пожертвования. Это место давно стало народным достоянием. Праздник поэзии, старейший в России, здесь проводится ежегодно с 1967 года в первые выходные июня. В числе его учредителей были известные литературоведы, пушкинисты: Ираклий Андроников, Павел Антокольский, Семен Гейченко. Гейченко называл Михайловское «приют, сияньем муз одетый…». На фестиваль поэзии в Михайловское приезжали не только со всего Советского Союза и стран соцлагеря, но и из Франции и даже США.

Пушкин Михайловское старинная гравюра

Усадьба Михайловское в 1837 г., литография П. А. Александрова по рисунку И. С. Иванова

Это место, вдали от шумных городов, затерянное в лесах древней псковской земли, справедливо называли «поэтической родиной» А. С. Пушкина еще при жизни поэта. С 1817 по 1836 годы здесь, в имении матери поэта, были созданы более ста произведений: трагедия «Борис Годунов», центральные главы «Евгения Онегина», поэма «Граф Нулин». Святогорский монастырь недалеко от Михайловского стал последним земным приютом Пушкина.

Стол, за которым работал Александр Сергеевич Пушкин. Дом-музей Ганнибалов в селе Петровском

Стол, за которым работал Александр Сергеевич Пушкин. Дом-музей Ганнибалов в селе Петровском/ru.wikipedia.ru

В большой литературной гостиной под открытым небом, в которую каждый год превращаются Михайловское и его окрестности, собираются поэты, писатели, художники, музыканты, режиссеры и просто любители русской поэзии. Цель фестиваля, который в этом году пройдет с 3 по 6 июня, — собрать в Михайловском как можно больше друзей. Пушкинский праздник пройдет в обновленном формате и превратится в масштабный фестиваль, на котором объединятся все виды искусства — литература, живопись, театр, кино, музыка, современные технологии. Гостей ждут не только чтения стихов, в том числе молодых современных поэтов, и выставки, но и интерактивные пешеходные квесты, образовательные форумы, спортивные состязания, театрально-музыкальные представления. Среди участников фестиваля этого года ожидаются литераторы из России, Белоруссии, Эстонии, Сербии.

Пушкин

Михайловское — аллея Керн в парке

Как отметил на заседании Дмитрий Месхиев, который будет готовить театральную программу торжеств, на празднике в Михайловском «всегда были колбаса, апельсины, книги». Зачем нужно ехать в Михайловское сегодня? Снова — за дефицитом: хорошего русского слова, неповторимой атмосферы близости к природе, культурной солидарности. В Пушкиногорье сейчас есть все условия, чтобы остаться там на все время праздника. И кто знает, может быть, праздник соберет не меньшее число гостей, чем выставка Валентина Серова в Третьяковке.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Зачем сегодня ехать в Михайловское?
Георгий Василевич, директор Пушкинского заповедника:
Прежде всего, если вы не бывали, увидеть это удивительное место, в которое больше ста лет приходят люди и возвращаются сюда снова и снова. Во-вторых, чтобы принять участие в 50-м, юбилейном празднике. В-третьих, чтобы попытаться ответить для себя на вопросы — устарел Пушкин или нет, нужен он или нет, слышу я его или нет, и почему так много людей собирается в его честь на поляне Михайловского, преодолевая большие расстояния от Москвы и Петербурга. У каждого поколения свой Пушкин. Праздник в Михайловском — уникальная возможность создать современные комментарии к нашему пониманию творчества и жизни поэта.

Ссылки по теме:
«Пушкин в другом Михайловском», 06.05.2015
Интриги пушкинской поры, 22.01.2016

Текст: Ульяна Вылегжанина/РГ
Фото: Казимир Малевич «На сенокосе», «Уборка ржи»/www.museum-online.ru

Вечером 24 апреля посетителей Центральной городской библиотеки Пскова ждет немало сюрпризов, сообщает сайт акции «Библионочь» в Пскове. Откроется она в 18:00 показом фильма Вуди Алена «Любовь и смерть» — травестийной рефлексии знаменитым режиссером классической русской литературы. Затем в 20:00 псковичей погрузят в атмосферу знаменитого арт-кафе «Бродячая собака» — одного из центров культурной жизни Серебряного века. Гостей ждут спонтанные театральные постановки, читки стихов и даже скандалы.

На 21:00 запланирована литературная встреча по скайпу со студентами немецкого города Йены. В 21:30 стартует перформанс «Русский футуризм». Все участники «Библионочи» смогут попробовать себя в роли футуристов, авангардистов, стать Хлебниковым, Татлиным, Бурлюком, написать свою книгу, создать коллективное полотно.

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ