Фото: Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917—1918 годов/newsvo.ru
Мы решили продолжить нашу рубрику и в новом году, ведь события революции не только не были исчерпаны 1917 годом, но и развивались по нарастающей. На происходившие тогда события мы по-прежнему будем смотреть глазами их современников - взрослых и подростков, детей и стариков, верующих и неверующих, известных деятелей культуры и безвестных обывателей... И по-прежнему мы не будем давать комментариев их свидетельствам - не хочется задним числом невольно поправлять или поучать тех, кто жил в одну из самых трагических эпох русской истории.
Как и в прошлом году, лаконичные фрагменты из личных дневников будет отбирать для вас Дмитрий Шеваров. За возможность таких публикаций мы благодарим создателей уникального интернет-ресурса «Прожито» - мультиязычной библиотеки подневных записей.
10 февраля
Никита Окунев, 54 года
Вчера за всенощными бдениями, а также сегодня во время обеден в православных храмах Москвы читались воззвания Патриарха и Церковного Собора и говорились проповеди по поводу начинающихся гонений советской власти на Церковь. Многие исповедовались и причащались, чтобы сегодня закончить это религиозное торжество участием во всенародном крестном ходе из всех московских православных церквей на Красную площадь. Грешный человек — я в церкви ни вчера, ни сегодня не был, но на крестный ход пошел вместе с дочерью и без лицемерий говорю, что не из любопытства, а по душевному побуждению — погрустить и молитвенно вздохнуть в единении с верующими, — погрустить и вздохнуть об угнетении нашей Церкви... Приближаясь к Красной площади, я примкнул к одной из бесчисленных процессий и так дошел до Лобного места, где в первом часу дня Патриарх отслужил молебен. В ожидании его выхода из Спасских ворот, в предшествии многочисленных хоругвей, икон и сонма духовенства, на Красной площади (как и в пути до нее, и по окончании крестного хода, в пути по церквам) духовенством и народом распевались разные песнопения и между прочим «Христос Воскресе». Все чувствовали себя, безусловно, благоговейно, но вместе с тем и нервно.
...В общем, народу для Красной площади вполне достаточно, но все-таки это была далеко не вся Москва. И не только мало было простого народа и солдат, не много было и «капиталистов и помещиков», и были, стало быть, в подавляющем количестве «их прислужники», вроде меня, да богобоязненные кухарки и мастеровые старого типа. Вот наше русское несчастье: неуменье объединиться в чем-нибудь отменно-благородном. Либо боимся, либо сидим дома, потому, мол, «моя хата с краю».