САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Кэролайн Грэм — заблудившаяся без Кристи

Как проще всего похвалить детективистку? Правильно: сравнив ее с Агатой Кристи. Между тем у Кэролайн Грэм отношения с творчеством королевы детектива напряженные

Грэм-Написано-кровью
Грэм-Написано-кровью
Петр-Моисеев

Текст: Петр Моисеев

Коллаж: ГодЛитературы.РФ;

Обложка взята с сайта издательства

Напомню: Грэм — это та самая дама, по романам которой был снят первый сезон «Чисто английских убийств» (в буквальном переводе - «Мидсомерских убийств», по названию графства). После первого сезона сериал зажил своей жизнью, поскольку Грэм написала о старшем инспекторе Томе Барнаби не так много — всего семь романов, четвертый из которых - «Написано кровью» - только что впервые вышел по-русски.

Барнаби расследует очередное дело об убийстве, в котором есть три небольшие загадки. Первая: убитый Джеральд Хэдли последние десять лет прожил в маленькой деревушке и друзей не завел — закрылся, как устрица. Но вот поди ж ты — чуть не в первые дни своей жизни в Мидсомер-Уорти оповестил всех, что очень, просто очень переживает смерть любимой жены. Для устрицы что-то слишком откровенно. Загадка номер два: накануне убийства у будущей жертвы угоняют автомобиль, а он, вместо того, чтобы опрометью броситься в полицию, зачем-то сначала добирается до дома, и лишь оттуда сообщает обо всем стражам порядка. Ну и третья проблема — мотив: вроде бы его ни у кого не было; хотя потенциальные убийцы в деревне имеются.

Разумеется, Барнаби все распутает — иначе зачем было огород городить. Причем, если первая загадка довольно немудреная, то вторую и третью разгадать будет труднее. Беда в том, что, занимаясь прямым своим делом, сыщик не упускает случая пнуть исподтишка Агату Кристи:

« — Что-что? — с веселым недоверием спросил Барнаби. Аудитория, получив разрешение свыше, тихо захихикала. — Похоже, вы недавно пообщались с Агатой, Йен. Или посмотрели фильм про Пуаро по телевизору? Так, — продолжал он. — Если ни у кого больше нет занятных фантазий, думаю, мы на этом закончим».

Такие булавочные уколы — или, лучше сказать, дробинки для слона — у Грэм повторяются в каждом романе о Барнаби. С одной стороны, ну что ж такого? Как говорил Макар Девушкин, точно все и должны уж так непременно чай пить! Ну и Кристи тоже любить никто не обязан. Интересно другое: на нее не нападали ни Энтони Беркли, ни Рональд Нокс, ни Дороти Сэйерс, которые, к слову сказать, очень хорошо умели  писать детективы. Только годов с 60-х (а Грэм и вовсе писала с 80-х до начала 2000-х)


собратья по жанру, причем именно из числа соотечественниц Кристи, нет-нет да и подденут бедняжку: то Ф. Д. Джеймс постарается, то вот Грэм, то еще кто.


(Грэм, кстати, не ограничивается выпадами только против Кристи: судя по всему, умный, но неприятный инспектор Мередит в ее романах — намек на аристократов-сыщиков у той же Сэйерс и некоторых других классиков жанра).

Штука в том, что великим не надо завидовать — у них надо учиться. Пойди Грэм по этому пути, она бы, наверное, не допустила, чтобы истории второстепенных персонажей разрослись до такой степени. Нет, эти истории еще не подавляют детективный сюжет — но и особого отношения к нему уже не имеют. Роману предпослано небольшое вступительное слово Джона Неттлза - «экранного» Тома Барнаби - где он с сожалением говорит о том, что в сериале многие моменты пришлось сокращать. Правду говорит, а вот сожалеет зря — можно было и еще кое-что подсократить. Заманить читателя загадками, а после этого периодически отвлекаться на посторонние события, - не комильфо.

Есть и другая особенность у романов Грэм, которая их не столько украшает, сколько совсем наоборот: примерно до середины книги герои ведут себя как вполне приличные подозреваемые, но потом плотину прорывает: один из героев оказывается бывшим гомосексуалистом-проституткой, другого снимают скрытой камерой, когда его соблазняет школьница, еще один персонаж скрывает в своем доме набальзамированный труп — и это я еще не упомянул про СПИД и трансвестизм. Кристи не потому об этом не писала, что не знала, что так бывает;


Кристи просто не путала себя с Достоевским и понимала, что мир детектива — это мир разума, а не патологии.


С другой стороны, если вы прочли уже все «занятные фантазии» Кристи, то можете получить удовольствие и от Грэм. Она ведь не бездарна — просто жертва времени.