САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Литературный обзор периодики

Литературные интернет-издания (конец января — февраль)

Литературный обзор
Литературный обзор

Текст: Борис Кутенков

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Борис Кутенков

В Сети развивается новый молодежный интернет-журнал «о культуре и ее составных элементах»


Excellent.


сетевые-издания обзор январь-февраль

Направление пока не очень понятно, но журнал стильный, многообразный и, судя по всему, перспективный. Из недостатков — отсутствие датировки публикаций, так что невозможно понять, когда что вышло и как давно существует сам портал; кроме того, бросается в глаза невычитанность материалов. В материалах литературного раздела — сразу два интервью с сотрудниками журнала «Новый мир» — Сергеем Костырко и Павлом Крючковым. Главный редактор журнала Артём Лебедев беседует с Костырко об изменившейся роли писателя и о том, что движет сегодня пишущими: «Прежде всего, пишут те, у кого сильна потребность выговориться. Поделиться своим жизненным опытом. Засвидетельствовать свое присутствие в мире. Это потребность нормальная, естественная. И, кстати, мои коллеги в редакции «Нового мира» обратили внимание на постоянный рост присылаемых в журнал мемуаров». В интервью Крючкова наиболее любопытны размышления о напряженной редакторской жизни: «…я отвечу вам былью, которую уже кому-то рассказывал. Когда я только приступил к обязанностям заведующего отделом поэзии, то встретил, помню, на переделкинских дорожках поэта Олега Чухонцева. Он посмотрел на меня внимательно и сказал: «Не поздравляю. Расстрельное место». Я сразу же засмеялся, но довольно скоро понял, что именно Олег Григорьевич имел в виду. Вы ведь догадываетесь, что поэты — люди нервные. <…>  Всякий художник — он, знаете, немного нервный человек. Он от очень многих вещей зависим. Отчуждение текста от написавшего его, выход поэта на публичное пространство и вот сама эта дорога — от написания текста до публикации его в журнале — сопряжены с многими нюансами…»

Из других бесед — размышления Натальи Солженицыной  на


Colta,


сетевые-издания-выставка-Солженицына

приуроченные к столетию (будет 11 декабря 2018) Александра Солженицына и открытию выставки «Писатель и тайна»  в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Много важной информации о характере писателя и его взаимоотношениях с политическим строем, о продолжающейся работе Солженицыной над собранием сочинений мужа, о системных ошибках 90-х. «Он весь облеплен легендами и ярлыками, среди которых есть вполне доброжелательные, но все равно не слишком правдоподобные, а есть и злонамеренные. Вы правы, если в бронзе застывает неверный образ — это большая проблема, но она создалась не благодаря Солженицыну, а из-за обстоятельств его жизни, из-за КГБ, который целенаправленно запускал клевету, ложь без возможности публично ответить, — в конечном счете все это стало частью «бодания теленка с дубом». При бодании с таким дубом теленок вынужден быть суровым, а когда-то и казаться суровее, чем был на самом деле. Но он бывал и другим! В надежном месте, с друзьями, про которых мы точно знали, что они — друзья. Вот тут он шутил, улыбался, смеялся. Но этот образ не стал публичным, к сожалению…» Большой текст с иллюстрациями о том, что можно увидеть на выставке, посвященной Солженицыну, публикует


«Афиша-Daily» .


Среди прочих материалов «кольтовского» литраздела не пропустите информацию об открытии в Москве нового магазина интеллектуальной книги («Порядок слов», Мансуровский переулок, дом 10) — и выложенную на сайте лекцию художника, теоретика авангарда Михаила Карасика «Даниил Хармс в детской книге начала 1930-х».

сетевые-издания-текстурра

Не утихает шум по поводу истории со «списком Кузнецовой». И дело здесь даже не в самом списке: очевидно, неудачное выступление обнажило реально существующую проблему.


Портал Textura


откликается на действия омбудсмена опросом специалистов о том, может  ли детская литература принести вред. Переводчик и обозреватель детской литературы Ольга Бухина: «Цензура в детской литературе (и во взрослой тоже) неприемлема и недопустима; ответственный подход авторов и издательств к тому, что они пишут и издают, — безусловно, необходим. Но более всего детской литературе необходима свобода самовыражения. Как, впрочем, и детям…» Интернет-издание


«Православие и мир» 


интервьюирует детского писателя, учителя и журналиста Ирину Лукьянову, выступающую с критикой высказываний Кузнецовой. «Каждый, кто один раз зашел в магазин детских книг и полистал там случайные две-три книжки, решает, что он крупный специалист в области

детской литературы, и считает возможным тут же накатать аналитический обзор на тему того, что вся современная детская литература плохая и что надо покупать детям проверенного Маршака и Чуковского. Но Маршак и Чуковский ведь в свое время тоже были не классикой, а современностью, причем той самой современностью, которая считалась вредной и с которой было абсолютно необходимо бороться. При таком отношении к современной литературе мы лишаем будущие поколения возможности обретения собственной мало-мальски им близкой классики». «Когда у нас было награждение призеров конкурса «Книгуру», очень мало кто написал, что у нас в стране дети выбрали лучшие детские книги года.  Для наших СМИ это не новость, для наших СМИ новость — что Анна Кузнецова зачитала список неприличных детских книг. Так что про неприличное вся страна в курсе, а про хорошее как не знали, так и не знают. Современная детская литература — большой и интересный мир…» Не в связи со скандальной историей, но близко к этой проблематике: «Теории и практики» сделали выборку отрывков из дневников преподавателей, ученых и мыслителей о бедах образования на рубеже XIX—XX веков.


На «Прочтении»


сетевые-издания-прочтение

Валерий Отяковский продолжает колонку рекомендательных откликов на (преимущественно) литературоведческий нон-фикшн. Обратим внимание на рецензию о «неправильной монографии» Ильи Виницкого «Граф Сардинский: Дмитрий Хвостов и русская культура»: текст в меру личный, информативный, с заметным движением в сторону от гладкописи, — с задорными эссеистическими «вывертами» (в начале и финале), но без перегибов в этом смысле и не без основательных литературоведческих наблюдений о «расширении границ жанра».


В «Новой Юности»


Игорь Дуардович выступает с развернутым обзором «максимально полезных книг» (среди которых Х. Реттиг «Писать профессионально», Дж. Перри «Искусство прокрастинации» и др.), а «Афиша-Daily» составила список главных книг, которые нужно прочитать этой зимой.


«НГ-Ex Libris»


(отвлечемся ненадолго на материалы бумажной прессы) откликается на 80-летие Юрия Коваля влюбленными заметками Александра Етоева и публикует интервью с Михаилом Эпштейном о новых трудах филолога и культуролога, «жанре диалогической автобиографии» и соотношении между словом и современной системой мышления. Михаил Эпштейн: «Мне ближе другой способ мышления: не центростремительный, сводящий все к одному, а центробежный, когда горсти слов-семян разбрасываются на почву разных дисциплин. Для меня главное не редукция всего к одному, а бесконечное смыслопорождение различного. Поэтому одно из ключевых слов для меня — «всеразличие» (а не «всеединство», как для Плотина и Владимира Соловьева). Но и оно одно из многих. Другие важнейшие понятия: артикль «the», приставка «прото», знак пробела « ». Именно в таких грамматических словах концентрируются главный смысл мироздания и система отношений между явлениями; именно они стоят во главе частотного списка слов любого языка. А такие слова, как «материя» или «сознание» — на третьих ролях, они употребляются примерно с такой же частотой, как «самовар» или «партизан».

Другой запрет — проката кинокомедии «Смерть Сталина» — обсуждает


«Горький»,


сетевые-издания1

предлагая список юмористических произведений, которые в разные годы пытались запрещать разные правительства. В списке — Оруэлл, Чуковский, Бомарше и др. (Заметим, что ГодЛитературы.РФ составил подобный список еще три года назад, в 2015 году.) Владимир Харитонов на том же «Горьком» продолжает вести колонку о новостях электронного книгоиздания: «Вот, говорят, литературные журналы умирают. А кто-нибудь задумывался, куда они пропадают? Или во что превращаются после смерти? Кажется, идея романа с продолжением, с которой в XIX веке появились литературные журналы, чудесным образом возродилась в китайских онлайновых книгах. С оборотом 2 миллиарда долларов в прошлом году и прогнозом роста до 2,8 миллиарда долларов в нынешнем. Для сравнения — в позапрошлом году оборот всей российской книжной индустрии был около 1 млрд…» Ряд изданий посвятили материалы круглому столу «Будущее — за читателем! Книжный рынок России: перспективы, технологии, точки роста», прошедшему 1 февраля в отеле «Интерконтиненталь» на Тверской, и отчету представителей крупнейших издательств страны о своей деятельности.