Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Паустовский и кино

«Много крику, суеты и бестолочи…»

Почему роман с кино у Паустовского не сложился?

Текст и фото: Наталья Соколова/РГ

«Все говорят, что работа в кино — преступление. Она меня угнетает, — писал он жене во время съемок фильма «Кара-Бугаз». — По ночам иногда бываю на съемке. Все это интересно, но не тогда, когда вивисекция производится над твоим материалом. Много крику, суеты и бестолочи… Я устал от них». 

В Галерее «Беляево» открылась выставка «Паустовский и кино», впервые рассказывающая о фильмах, сценаристом которых выступил Константин Георгиевич. 

По произведениям Паустовского снято около десятка лент и несколько добрых советских мультфильмов — «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Растрепанный воробей».


«Кара-Бугаз», «Лермонтов» и «Северная повесть» — три фильма, подробную историю которых рассказывают посетителям на выставке. 


Кара-Бугаз«Кара-Бугаз» (1935) — первая проба сценарного пера, экранизация первой повести Паустовского, за которую взялся Александр Разумный. Но не всё шло так, как хотел писатель. Повесть требовали сильно переработать. Приходилось в угоду большим начальникам вводить в сценарий киноштампы, что приводило писателя в отчаяние. Бессонные ночи, сложные экспедиции в пустынях Каспия, много раз переснятые сцены и в итоге фильм так и не выходит, запрещен к прокату… Из-за досадного недоразумения. Одним из первых ленту увидел французский писатель Анри Барбюс, гостивший тогда в СССР. Он отзывался о фильме с большим восторгом: «Это произведение исключительно яркое, правдивое, динамичное». О том, что Барбюс посмотрел «Кара-Бугаз» одним из первых, узнал Сталин, обладавший правом первого просмотра всех без исключения картин. По его приказу картину запретили. Несмотря на все достоинства ленты, блестящую работу оператора и музыку Михаила Ипполитова-Иванова — ученика Римского-Корсакова, «Кара-Бугаз» положили на полку и забыли о нем. 

«Лермонтов» (1943) — первая попытка в нашем кинематографе сказать о поэте, глубоко, вдумчиво, с использованием архивных материалов, его произведений, воспоминаний о нем. Сценарий писали Константин Паустовский и Виктор Шкловский. Затем Шкловский проект покинул, и режиссер Альберт Гендельштейн, писатель Константин Паустовский, композитор Сергей Прокофьев в 1941 году приступили к съемкам. До начала Великой Отечественной успели снять всё, что происходит в Петербурге. С началом войны съемочную группу эвакуировали в Душанбе (тогда Сталинабад). Работу временно остановили, ждали, когда в город прибудет вагон с декорациями и костюмами. Эвакуация не позволяла снять многие запланированные сцены: так Паустовскому пришлось отказаться от своего первоначального замысла.

Фильм вышел на экраны с подзаголовком «Страницы биографии великого поэта» и сильно не понравился Лаврентию Берии и кинокритикам. «Правда» писала, что в фильме не раскрыта эпоха и идейные мотивы творчества Лермонтова.

Слишком уж романтичным получился у Паустовского поэт, и, как считали критики, он вызывает только жалость. После случившегося писатель написал Константину Федину:


«Я проклял кино на веки веков. Ничто не доставляло мне таких отвратительных огорчений, как кино и киношники».


После этой картины режиссер Альберт Гендельштейн так больше ничего и не снял. Несмотря на критику, ленту показали не только в СССР, но и в Германии, Австрии, Финляндии. 

Более удачной была судьба у «Северной повести» (1960). За проект взялся режиссер Евгений Андриканис, который до этого фильма работал исключительно оператором. В 1943 году он услышал, что на Воронежском фронте был найден погибший боец, а при нем — зачитанная до дыр «Северная повесть» Паустовского. Сомнений в том, что повесть нужно экранизировать, у Андриканиса не оставалось. Сотрудничество Андриканиса с Паустовским переросло в дружбу — на выставке представили письма писателя и режиссера друг другу, новогодние поздравления. Работая над фильмом, Андриканис отправлял Паустовскому фрагменты пленки, а в ответ получал советы и рекомендации — долгое время эти записи хранились в музее писателя в Тарусе. Такое единомыслие нравилось Паустовскому: «Если бы вся картина была такой чистой, сильной и действенной, как эти куски, то, очевидно, сбылась бы самая затаенная мечта режиссера и столь же затаенная мечта автора о полном слиянии прозы и кино»

Мечта сбылась, и фильм стал лидером проката 1960 года — более 31 млн зрителей посмотрели ленту. Главные роли в картине исполнили Ева Мурниеце и Олег Стриженов. Именно этой лентой Паустовский очень гордился.

НАВИГАТОР
На выставке посетители впервые смогут увидеть авторские сценарии с правками писателя, документы кинопроизводства, стенограммы худсоветов, письма Паустовского к жене из Ялты, где он рассказывает, как идет работа над «Кара-Бугазом», звуковой вариант сценария к этому фильму, созданный композитором, фотографии, эскизы костюмов и декораций из фондов Московского литературного музея-центра К. Г. Паустовского, РГАЛИ и Музея кино. В рамках выставки запланированы лекции известных киноведов и кинопоказы.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Анжелика Дормидонтова, директор Московского литературного музея-центра К. Г. Паустовского
Большого счастливого романа с кино у Паустовского не сложилось, прежде всего, из-за проблемы соединения изобразительного, визуального искусства и слова. Паустовский очень бережно относился к слову. На съемках фильмов «Кара-Бугаз» и «Лермонтов» его расстраивало то, что режиссеры очень небрежно работали с его текстами. Сюжет «Кара-Бугаза» поменяли на злобу времени. Паустовский даже хотел снять свое авторство со сценария, ведь от первоначального замысла в фильме осталась только первая часть. 
Сценарий «Лермонтова» тоже пришлось сократить. На выставке есть документы 1951 года, рассказывающие о том, как Паустовский снова подает творческую заявку на сценарий к еще одному фильму о Лермонтове, желая исправить все, что не получилось. Тем не менее, в фильме удалось создать образ Лермонтова — страдающего романтического героя, гениального поэта. Паустовский не хотел видеть его борцом с самодержавием, революционно настроенным. Актеру Алексею Консовскому удалось воплотить его замысел — создать романтический, чистый, светлый образ. Этот фильм смотрели в кино, его показывали в школах. И несколько поколений воспринимали Лермонтова именно таким, каким его увидел Паустовский, каким он представлен в картине. 

Ссылки по теме:
Паустовский и женщины — 20.10.2017
Эпоха Паустовского — 05.06.2017
Паустовский в жанре хоррор — 05.06.2017
Где грустит душа Паустовского — 10.03.2017

Просмотры: 395
08.11.2017

Другие материалы проекта ‹Кинолитература›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ