САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

От бестселера к блокбастеру: Лиам Нисон о «Голосе монстра»

2 февраля в российский прокат выходит фильм «Голос монстра», снятый по одноименной книге 2011 года Патрика Несса. О превращении книги в фильм рассказывает исполнитель главной роли

Голос монстра
Голос монстра

Текст: Сусанна Альперина/РГ

Фото: кадр из фильма «Голос монстра»

Книга «Голос монстра» переведена на почти сорок языков и удостоилась многих литературных и не только наград, включая премию Карнеги и медаль Кейт Гринуэй, которой была отмечена блистательная работа иллюстратора Джима Кея. Роман Несса основан на оригинальной идее британской писательницы Шивон Дауд. Она скончалась от рака вскоре после того, как начала работу над «Голосом монстра».

Режиссер Хуан Антонио Байона этим фильмом завершает свою трилогию "о матерях и сыновьях" (фильмы "Приют" и "Невозможное"). В картине, перед просмотром которой рекомендуется прочитать книгу, рассказывается история о мальчике, его умирающей от неизлечимой болезни маме и старом тисовом дереве - это оно оживает и превращается в Монстра. Для детей новый фильм слишком сложен, для взрослых - прост. Но события, происходящие в нем, и игра актеров могут растопить даже самое каменное сердце. К тому же он очень хорошо сделан - в разных техниках, сочетание которых поражает воображение. В главных ролях в картине снялись Лиам Нисон, Сигурни Уивер, Фелисити Джонс. Льюис МакДугалл - мальчик, играющий своего сверстника Коннора, прекрасно справился со сложной ролью. А Монстра в обличье дерева сыграл Лиам Нисон - актер, в фильмографии которого более 70 ролей, обладатель "Оскара" за главную роль в картине Стивена Спилберга "Список Шиндлера". Лиам Нисон рассказал о своей новой работе.

Читали ли вы роман перед тем, как вас пригласили сниматься в фильме «Голос монстра»?

Лиам Нисон: Нет, не был с ним знаком. Режиссер и сопродюсер, видимо, были заинтересованы, чтобы именно я сыграл Монстра. Предложение было доведено до моего сведения через агента, который послал мне и книгу, и сценарий, написанные Патриком Нессом. Я был очень, очень растроган, когда прочитал их. Меня также умилил тот факт, что


Патрик Несс никогда не говорил о ребенке снисходительно.


Он использует сложные и глубокие элементы, чтобы пояснить взросление ребенка, рассказывая о разрушенном браке его родителей и о том, что его любимая мама умирает от рака. Мальчик также общается с бабушкой, которая теряет своего ребенка - свою дочь. И вся эта трудная эмоциональная жизнь передается Нессом через написанное очень сильно. Даже чтение этого материала было для меня хорошим уроком в жизни - по разным причинам.

Лицо Льюиса МакДугалла, исполняющего роль мальчика в фильме, выражает так много, что больно смотреть на экран. Как вы взаимодействовали с ним на съемочной площадке?

Лиам Нисон: Мне понравилось работать с таким Коннором О'Мэлли. Льюис - не только новое лицо в кино, но и ребенок, у которого есть невероятная способность общаться на глубоком эмоциональном уровне честным и правдивым способом. Я снялся в 70 фильмах, но многому научился, работая именно с этим мальчиком. И я ему за это бесконечно благодарен. Сцены с моим участием были сняты в технологии "захвата движения". Некоторые из них снимались без Льюиса в течение двух недель в месте, расположенном далеко за пределами Лондона. Так что не в каждой сцене, где вы видите нас вместе, мы действительно рядом. Я впервые работал в такой технике, и это невероятно увлекательный процесс. Под Лондоном мы работали на фабричном пространстве, которое специалисты называют "Объем". Там мы были окружены 60 или 70 камерами, и мне пришлось носить плотно облегающий костюм с различными маленькими шариками, как для пинг-понга, приклеенными ко мне. Льюис был там же, и мы оба выполняли все то, что нам говорил режиссер.

Но при этом вы себе представляли, как именно выглядит ваш персонаж?

Лиам Нисон: Наши художники сделали небольшой макет этого дерева. В древней мифологии тисовое дерево было наделено способностью исцелять, а также мудростью и знаниями. И я думаю, что и Патрик Несс, и дизайнеры действительно привнесли в его изображение жизнь, подчеркивающую мощь и силу природы и самой земли.

В фильме действительно соблюден баланс между реальностью и фантазией, и он не нарушает границ сентиментальности - вы это чувствовали?

Лиам Нисон: Я осознавал это. И даже не сомневался, потому что я видел фильмы Хуана Антонио Байона "Приют" и "Невозможное" и был поражен тем, как он умеет раскрыть молодых актеров. Юэн МакГрегор и Наоми Уоттс фантастически играют в картине "Невозможное". Юэн сыграл в нем лучшую свою роль. Дети в этом фильме были такими замечательными, что я еще тогда подумал, что Байона - особенный режиссер, если он мог так их снять в картине, что рассказывает о цунами в 2004 году. Так что, приступая к работе в "Голосе монстра", я себя уже чувствовал в надежных руках. Когда я наблюдал, как режиссер работает с Льюисом и с нами двумя, то обращал внимание на то, какие тонкие и деликатные указания он давал. Льюис схватывал их буквально на лету, и они ему очень помогали пройти необычный путь сложной роли. Сейчас, когда я оглядываюсь назад, мне уже не верится, что прошло два года с тех пор, как я две недели работал над ролью Монстра - такой глубокий след оставили во мне съемки с маленьким партнером и режиссером.

Главные герои фильма - Мальчик и Монстр. Но как вы думаете, эта картина рассчитана и на взрослых, и на детей?

Лиам Нисон: Мы все сталкивались с горем на очень глубоком уровне, будь то потеря одного из родителей, брата или дорогого друга. Мы все собираемся встретиться со смертью, и это естественный процесс жизни.

Наша история посвящена двенадцатилетнему мальчику, который борется со смертью, потому что не может смотреть, как его мама чахнет неделя за неделей. К чести Патрика Несса и Хуана Антонио Байона, они не стесняются затрагивать эту проблему. И при этом ничего не приукрашивают. Ведь все происходящее - замечательный мудрый путь, которым проходит малыш, его способ справиться с этим. Они пытаются его понять, потому что он даже не может ни с кем поделиться. Он не может поговорить с бабушкой, а его отец живет в Соединенных Штатах, поэтому все происходящее с Монстром - в его воображении, и способности к рисованию, которая помогает хоть что-то выразить.


Искусство и фантазия - то, что спасает его в конце концов.


В картине поднята еще одна серьезная тема - как истории помогают людям пройти трудные времена в жизни. Исследование фантазии как способа выразить свои эмоции и выплеснуть проблемы - было ли это для вас лично одной из причин, почему вы выбрали актерскую профессию?

Лиам Нисон: Да, меня всегда тянуло к этому. Я играл Оскара Уайлда в пьесе Дэвида Хэйра "Поцелуй Иуды" несколько лет назад и была поражен - как замечательные сказки, которые он сочинил для своих двух сыновей, повлияли на их жизнь. Да и на жизнь других людей. Эти сказки были написаны в прекрасной форме, но при этом Уайлд поднимал в них сложные вопросы. И они потом помогали в решении жизненных проблем.

Я не знаю, как именно дети слушают сказки. Когда вы думаете о Красной Шапочке, то представляете маленькую девочку, которая шла через лес к дому бабушки, но там был переодетый волк, и он хотел ее съесть. Это чертовски неприятно и страшно, но такая сказка учит жизни. Интересно, что дети любят смотреть такого рода вещи и любят быть напуганными до полусмерти. До определенного момента они предпочитают фильмы ужасов, и тому есть причина. Эти истории помогают подготовиться им к реальной жизни.

Ссылки по теме:

Оригинал статьи на сайте «РГ»

Канон для любителей фэнтези — 15.06.2016

«Подростки читают переводное фэнтези…» — 28.03.2016

Детские книги 2017 года — 29.12.2016