САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Подвиги русского Лестрейда

Иван Погонин иногда издается под одной обложкой с Иваном Любенко и Антоном Чижом. Однако пишет он не детективы, а полицейские романы. И, надо сказать, недурно пишет

погонин-рецензия-детектив
погонин-рецензия-детектив
Петр-Моисеев

Текст: Петр Моисеев *

Обложка взята с сайта издательства

Как правило, каждый его томик состоит из двух небольших повестей — либо про сыщика Мечислава Кунцевича, либо про его младшего коллегу Осипа Тараканова. Новая книга «Бриллианты шталмейстера» - про Кунцевича.

Если вы наберете в поисковике это название, то с удивлением и разочарованием узнаете, что в книге журналиста Валерия Ярхо «Байки русского сыска», вышедшей в конце прошлого века, есть история почти с таким же названием — изложение реального уголовного дела начала XX столетия. Однако не спешите с выводами — Погонин, на наше счастье, подчиняет факты фантазии, а не наоборот. В «Бриллиантах» речь идет о похищении драгоценностей, которые — вроде бы — хранились в банковском сейфе и исчезнуть оттуда никак не могли.

Детективист мог бы построить на одном этом обстоятельстве сюжет целой повести или даже романа, но Погонин очень быстро объясняет, что произошло, и в дальнейшем, казалось бы, сосредоточивается на погоне за преступником. А гоняться за ним приходится через всю Европу, чем сыщик Кунцевич и занимается, не жалея ни собственных сбережений, ни времени, затраченного на отпуск. Но — усердие все превозмогает. Именно усердие, поскольку Кунцевич, как и Тараканов, силен не столько логикой, сколько настырностью и честностью (честностью, правда, иногда несколько с «жегловским» уклоном). Примерно так мог бы выглядеть Лестрейд, не будь рядом с ним Холмса. Однако в расследованиях Кунцевича все равно есть и неожиданные повороты сюжета, и — правда, не всегда — неожиданные развязки. В «Бриллиантах» развязка именно такая — трудно предсказуемая: Погонин усыпляет нашу бдительность, внушая нам мысль, что мы уже все знаем, а в конце преподносит сюрприз (хотя Кунцевич, чтобы заманить преступника в ловушку, использует прием, примененный как раз Холмсом, - впрочем, этот ход можно рассматривать как невинную цитату).

Во второй повести, «Белое золото», все начинается с рядовой, казалось бы, ситуации: некий господин поздним вечером забрел в один из тех районов Петербурга, куда лучше бы не забредать, и был убит и ограблен. Убийцу быстро нашли и повязали, он быстро признался. Нашли даже его одежду, испачканную кровью. Но — испачканную не так: не забрызганную, а облитую. Разумеется, честный Кунцевич не хочет отправлять на каторгу даже заведомого уголовника, если он невиновен, и начинает эту ниточку разматывать. В «Белом золоте» неожиданных поворотов чуть поменьше, не так эффектна и развязка. Здесь автор тоже попытался создать впечатление неожиданности, но вычислить главного злодея несколько проще, чем в первом случае.


Пожалуй, самая спорная особенность погонинской манеры — его привычка перебивать повествование более или менее краткими отвлечениями сыщика на другие расследования.


Отдельной сюжетной линии эти эпизоды не образуют, а читатель — особенно если он первый раз открыл Погонина — может начать искать связь с главной историей, да так и не найти. В «Бриллиантах шталмейстера», например, Кунцевич отвлекается на кражу из книжного магазина и довольно долго — целую главу — ее расследует, после чего благополучно возвращается к шталмейстеру Давыдову и проблемам его семейства. Как отдельный рассказ история с книжным не хуже других сюжетов Погонина, но в составе повести такие перебивы повествования смотрятся не очень хорошо. Впрочем, к этому быстро привыкаешь, как привыкаешь к нескольким параллельным расследованиям у ван Гулика и некоторых других авторов.

Есть у Погонина и необходимая степень убедительности в изображении эпохи; кое-какие словечки и фразы могут слегка резануть слух, но только кое-какие и только при внимательном чтении. А достоверность декораций — вещь нужная; фальшь в полицейском романе так же неприятна, как и в «серьезном» психологическом, например, произведении.

Одним словом, Погонин — автор весьма небезынтересный. Издатели пытаются рекламировать его, приводя на обложке похвальный отзыв Николая Свечина, но кто кого имеет право хвалить — большой вопрос: Погонин-то поинтереснее будет. И, хотя «Бриллианты шталмейстера» - даже и не лучшая его книга, но должную порцию удовольствия любителям полицейских и приключенческих романов она доставит наверняка.