САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Про Чайковского, Диснея, Гагарина, Боуи… и горящие пижамы

В нашей новой подборке — пять богато иллюстрированных познавательных книг о великих творцах и не только, которые будут одинаково интересны и подросткам, и их родителям

В нашей новой подборке – пять богато иллюстрированных познавательных книг о великих творцах и не только, которые будут одинаково интересны и подросткам, и их родителям
В нашей новой подборке – пять богато иллюстрированных познавательных книг о великих творцах и не только, которые будут одинаково интересны и подросткам, и их родителям
Ольга-Лапенкова

Текст: Ольга Разумихина

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Обложки взяты с сайтов издательств

Стивен Иссерлис. «Почему Чайковский спрятался под диваном? Нескучные истории о композиторах и музыке»

Пер. с англ. Ксении Никишевой. - М.: «Самокат», 2020

В нашей новой подборке – пять богато иллюстрированных познавательных книг о великих творцах и не только, которые будут одинаково интересны и подросткам, и их родителям

Если вам когда-нибудь потребуется привести аргумент к тезису, что талантливый человек талантлив во всём, вы вполне можете упомянуть британца Стивена Иссерлиса. Помимо того, что он профессиональный виолончелист (кстати, музыкант в третьем поколении: дед Иссерлиса учился у самого Сергея Танеева, бравшего, в свою очередь, уроки у Петра Ильича Чайковского), этот человек – не менее выдающийся писатель. А ещё он, кажется, замечательный отец: по крайней мере, первую свою книгу о музыкантах – «Всякие диковины про Баха и Бетховена» – он написал для сына Габриэля и не планировал публиковать. К счастью, друзья Иссерлиса настояли, чтобы тот отнёс рукопись в издательство, а затем убедили его снова взяться за перо. Так и появилась книга «Почему Чайковский спрятался под диваном?». Кто знает: возможно, мистер Стивен замахнётся и на третью книгу – больно уж хорошо они у него получаются. Но присмотримся пока к «Нескучным историям…», благо эту работу уже можно прочесть на русском: переводчица Ксения Никишева постаралась на славу и сохранила не только лёгкость слога, но и игру слов – один из любимых приёмов автора.

Под обложкой «Нескучных историй…» собрано шесть рассказов о выдающихся композиторах ХХ века: это Гендель, Гайдн, Шуберт, Дворжак, Чайковский и Форе (кстати, Стивен Иссерлис назвал сына Габриэлем в его честь – вот так любовь к музыке!). Каждый рассказ разделён на несколько частей: «Портрет», где описывается внешность композитора и излагаются основные факты его биографии; «Истории из жизни» – преимущественно весёлые, но иногда и душещипательные происшествия; и, наконец, «Музыка» – рекомендации, с каких произведений можно начать знакомство с тем или иным автором. Стивен Иссерлис – автор не гордый, и в предисловии он указывает, что любую часть можно пролистать. Но делать этого совсем не хочется: слишком уж интересно написана эта необычная «энциклопедия». Отдельное удовольствие – разглядывать остроумные маленькие комиксы, нарисованные в нарочито небрежном стиле. Они очаровательны сами по себе, но, если игнорировать текст, их смысла читатель не поймёт.

Вместо того чтобы нагружать читателей множеством дат, топонимов и названий произведений (хотя всё это в книге тоже имеется), Иссерлис показывает, что великие композиторы – такие же люди, как и все мы, разве что чуть более странные. Они так же ссорились и мирились с родителями и воспитателями, заводили друзей, влюблялись, переживали из-за здоровья, нереализованных амбиций и недостатка денег – и попадали в нелепые комические ситуации. Например, Шуберта однажды поселили в «номер», где помимо него жило сорок гусей; Чайковский на званом вечере так и не попробовал клубничное варенье, потому что всё съел другой выдающийся композитор – Брамс; а Габриэль Форе как-то отправился послушать крупный музыкальный фестиваль – билет стоил целое состояние! – и… заснул прямо в зрительном зале. Кто-то может сказать, что такой подход к изложениям биографий гениев неуважителен. Но, думается, после знакомства с «Нескучными историями» подростку – да и взрослому тоже – скорее захочется послушать классическую музыку, нежели после прочтения обыкновенного учебника.

Алессио де Санта. «Мой брат Уолт Дисней»

Пер. с итал. Андрея Манухина. - М.: КомпасГид, 2019

В нашей новой подборке – пять богато иллюстрированных познавательных книг о великих творцах и не только, которые будут одинаково интересны и подросткам, и их родителям

Побудить подростка послушать классическую музыку – задача непростая, а вот мультфильмы Уолта Диснея лишний раз рекламировать не надо: ребятишки и так смотрят их с удовольствием. Но это не значит, что задача, которую поставил перед собой Алессио де Санта, оказалась проще, чем у Стивена Иссерлиса. Изучая биографию великого мультипликатора, выпускник школы Диснея понял, что в одиночку с такой масштабной работой ему не справиться – и собрал команду коллег (киносценаристов и художников), которые вместе с ним перелопатили десятки научно-популярных книг о Диснее и пересмотрели не меньше документальных фильмов. Они обнаружили, что многие источники либо противоречат друг другу, либо пытаются подогнать фигуру Уолта Диснея под клише – представить его безумным гением, наивным мечтателем или даже «грязным капиталистом». В итоге Алессио де Санта и его команда отобрали только проверенные сведения – и собрали их в один текстовый файл: получилось целых 180 страниц! А ведь этот талмуд предстояло превратить в ёмкий и увлекательный графический роман…

Однако, судя по результату, де Санта кое-чему научился у человека, чью биографию он так скрупулёзно изучал – как минимум настойчивости, целеустремлённости и умению организовать слаженную работу творческой команды. Поэтому роман получился и познавательным, и занятным, и красочным одновременно: не такое уж частое сочетание. На протяжении 160 страниц читатель узнаёт о жизни великого мультипликатора факты, которые никак не вяжутся с образом Диснея-мечтателя и Диснея-везунчика. Оказывается, семья Уолта почти всю жизнь провела в бедности: отец будущего гения много лет был фермером, а затем в поисках работы переезжал из одного города в другой, но так и не нашёл свою «золотую жилу». Его четырём сыновьям – в том числе, конечно, Уолту – приходилось выходить на работу ещё школьниками; так, однажды юный Дисней упал в сугроб и не смог встать от усталости. Но отдыха не предвиделось: началась Первая мировая, и Уолт и Рой (старший брат Диснея, от лица которого ведётся повествование) пошли добровольцами во флот. А затем была долгая и упорная работа в собственной студии, которая десятилетиями не вылезала из долгов…

История Алессио де Санта даёт читателю понять, что успех не достаётся просто так: за каждым великим достижением стоят годы упорного труда. Но даже феноменальной работоспособности и веры в своё дело недостаточно, если рядом нет близких людей, которые всегда готовы поддержать и морально, и финансово. (Для Уолта Диснея такими людьми стали старший брат Рой и его супруга Эдна, а также жена самого мультипликатора – Лилиан.) Наконец, роман даёт представление об испытаниях, которые выпадали на долю американцев на протяжении всего ХХ в. – от Первой мировой войны до Великой депрессии, – и об эволюции кинематографа.

Элисон Мэтьюс Дейвид, Сара-Мари Макмаон. «Убийственный стиль. Как мода калечила, уродовала и убивала людей на протяжении веков»

Пер. с англ. Софьи Абашевой. - М.: Белая ворона, 2020

В нашей новой подборке – пять богато иллюстрированных познавательных книг о великих творцах и не только, которые будут одинаково интересны и подросткам, и их родителям

Войны, болезни и нищета ежегодно уносят жизни сотен миллионов людей; но не менее опасна бывает, как ни странно, тяга к красоте, утверждают Элисон Дейвид и Сара-Мари Макмаон. Не говоря об очевидном (например, о том, как нынешние модники и модницы изводят себя диетами или становятся жертвами неудачных пластических операций), авторы этой энциклопедии приводят 16 исторических свидетельств того, как безобидные на первый взгляд «стильные штучки» уносили здоровье и жизнь своих обладателей. Кроме того, часто страдали не сами модники, а люди, изготавливавшие одежду и аксессуары на фабриках. Например, в 1914 году в тренде были наручные часы с люминесцентными стрелками – их обрабатывали краской, содержащей радий. Спустя несколько лет девушки, работавшие с этой краской, стали умирать в мучениях: их кости и зубы будто бы рушились изнутри. А ведь когда-то считалось, что радий не вреден для здоровья, а совсем наоборот…

«Горемычные головы», «Несчастные туловища» и «Невезучие ноги» – три раздела, из которых состоит эта ёмкая 50-страничная работа. Тем удивительнее, сколько историй жизни – и, к сожалению, смертей – невинных людей уместилось на этих разворотах. Авторы повествуют об отравлениях ртутью, которую использовали при изготовлении дешёвых шляп, и мышьяком, входившим в состав модной в Европе XIX в. ярко-зелёной краски. А ещё несчастные погибали от того, что на них загорались пижамы и балетные пачки; в одежде селились платяные вши, переносящие тиф; хиджабы и шарфы наматывались на колёса автомобилей и душили своих обладателей (в числе персон, погибших таким образом, оказалась и всемирно известная танцовщица Айседора Дункан).

Несмотря на мрачную тему, авторы постарались не только напугать, но и – местами – развеселить читателя: о наименее трагичных случаях Дейвид и Макмаон пишут с юмором. А ещё книга красиво оформлена: каждая история сопровождена множеством коллажей и фотографий – здесь и плакат 1919 года, на котором смерть с косой пожимает руку платяной воши, и реклама огнеупорной пижамы «Нонфлама», и иллюстрированное пособие по использованию пожарного одеяла. Кстати, авторы энциклопедии проводили исследования на гранты, которые им выдали университеты Торонто. Так что британские учёные, может, и увлекаются всякими странностями, – зато канадские точно заняты делом.

Паул де Моор, Маттиас де Леу. «Великие первооткрыватели. От походов за сокровищами до исследования Солнечной системы»

Пер. с нидерл. Ирины Трофимовой. - М.: ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2020

В нашей новой подборке – пять богато иллюстрированных познавательных книг о великих творцах и не только, которые будут одинаково интересны и подросткам, и их родителям

Итак, красота – прекрасная и страшная сила одновременно. Но не меньше восторгов – и при этом хаоса и разрушений – человечеству принесли географические и научные открытия. Увы, романтический образ мореплавателя, держащего в левой руке карту, а в правой – подзорную трубу, далёк от истины: большинство первооткрывателей были людьми жестокими и алчными. Например, Васко да Гама однажды напал на корабль с мусульманами-паломниками, следовавшими в Мекку, похитил у них ценности, а затем поджёг судно и наблюдал, как несчастные люди мечутся по палубе в ожидании гибели. Христофор Колумб истреблял туземцев и жёстко подавлял бунты на своих кораблях (впрочем, последнее неудивительно: в моряки часто шли бывшие заключённые). Но наибольшей жестокостью прославился Франсиско Писарро, который в XVI в. отправился в Южную Америку и с помощью всего двухсот головорезов перебил 80 000 несчастных инков. Ещё бы – они-то не знали, что такое порох, и выступали против огнестрельного оружия с копьями и стрелами! Из экспедиции Писарро привёз испанскому королю столько золота, сколько монарх никогда не видел, – и стал одним из самых уважаемых придворных, хотя сейчас его действия иначе как геноцидом не назвали бы.

Впрочем, даже в такие тёмные времена в мире было немало забавного, утверждают Паул де Моор и Маттиас де Леу. Почти все первооткрыватели верили, что где-то за далёкими морями есть острова, где лежат целые горы золота и серебра, – потому-то они и отправлялись в опасный путь. Древние греки при этом считали, что благодатные земли населены удивительными существами: например, панотиями (человечками, у которых такие длинные уши, что они свисают до земли), гиппоподами (людьми с конскими ногами) или племенем под названием «пожиратели черепах». Кельты же не сомневались в существовании длинноухих проказников эльфов. А какими только существами не «населяли» бедную Индию! Согласно разным версиям, там обитали не то вампиры, не то фениксы, не то люди рогатые люди с собачьими головами… И такие предрассудки были в порядке вещей вплоть до XV века!

К счастью, продолжает Паул де Моор, времена изменились, и нынешние открытия совершаются в основном ради науки, а не ради наживы. Начало этой замечательной тенденции положил Джеймс Кук, его дело продолжили Александр фон Гумбольдт и Чарльз Дарвин, а в 1961 году Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе. Не значит ли это, что мы должны быть по-своему благодарны суровым первопроходцам древности? Работа Моора хороша в первую очередь тем, что ставит перед читателем острые вопросы. Но есть в ней и много других достоинств: как и все вышеупомянутые книги, энциклопедия «Великие первооткрыватели» полна забавных картинок и остроумных шуток. И это здорово.

Сусана Монтеагудо, Луис Демано. «Иллюстрированная история рока»

Пер. с исп. Сергея Петрова. - М.: «Белая ворона», 2019

В нашей новой подборке – пять богато иллюстрированных познавательных книг о великих творцах и не только, которые будут одинаково интересны и подросткам, и их родителям

«Иллюстрированная история рока» – ещё одна книга, призванная не только развить эрудицию читателя, но и принести ему эстетическое наслаждение. Картинок здесь едва ли не больше, чем текста: рядом с небольшой статьёй о том или ином музыканте или обозревателе обязательно представлен его портрет. Также Луис Демано изобразил музыкальные инструменты, звуковые носители, представителей субкультур второй половины ХХ в. – хиппи, модов, готов, панков – и даже офисы зданий, где располагались крупнейшие звукозаписывающие компании. Более того – каждый раздел напечатан на цветной бумаге: всё, чтобы не дать читателю заскучать! (Правда, разворот, посвящённый 1990-м, из-за этого получился неудобочитаемым: чёрные буквы на красном фоне – спорное дизайнерское решение.)

«Иллюстрированная энциклопедия», как и «Убийственный стиль», – книга довольно компактная: в ней всего 48 страниц. Первая часть работы построена по хронологическому принципу: Сусана Монтеагудо рассказывает о самых популярных исполнителях того или иного десятилетия, начиная с 1950-х и заканчивая 2000-ми. Во второй части читателя ждёт информация об основных стилях рок-музыки, ключевых альбомах и песнях, повлиявших на творчество сотен современных групп, а также о центральных музыкальных фестивалях и СМИ. Есть и совсем неожиданные разделы – например, «Красивые трупы» (о музыкантах, вошедших в печально известный «Клуб 27») и две красочные страницы под названием «Идеи рока»: цитаты из песен деятелей, выступавших против милитаризма, капитализма, ксенофобии и даже употребления мяса.

И всё бы с этой книгой было хорошо, если б не одно «но»: совершенно непонятно, какова её целевая аудитория. Подростки, которые ещё ничего не смыслят в роке, но хотят расширить кругозор? В таком случае из книги они вряд ли узнают что-то новое и тем более занимательное: статьи об исполнителях получились слишком ёмкими – некоторые личности и группы, в том числе, неслыханно, The Beatles! – удостоились всего пяти строчек. Более того, все персоны здесь «заражают публику безудержной энергией», «собирают стадионы» и «оказывают существенное влияние на развитие рок-музыки»: слишком много общих слов, слишком мало конкретики. Ещё один аргумент против того, что книга написана для подростков, – возрастное ограничение «18+». Но кому же в таком случае адресована книга? Может, уже состоявшимся фанатам тяжёлой музыки? Но таким людям легче лёгкого составить «генеалогическое древо» рок-музыкантов и без всякой энциклопедии – просто у себя в голове. В общем, книга получилась красивая, но странная: скорее любопытный сувенир, нежели серьёзный исторический труд.