Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
миниатюрные книги интервью с издателями

Сказки на кончике пальца

Изготовители мини-книг рассказали о том, как соединить литературу и изобретательство и кому интересны маленькие шедевры

Текст и фото: Светлана Гервасовская, Инга Бугулова

Книги-малютки появились одновременно с «полноразмерными»: историкам известно о маленьких глиняных плитках, сделанных в Вавилоне более 4000 лет назад. Тогда, в отсутствие бумажных книг, книжка-малютка имела практическое значение. Но сейчас за окном 2018 год. Революции Гутенберга 500 лет,

миниатюрные книги интервью с издателями

Мария Жукова

но и бумажные тома уверенно теснят книги виртуальные. Зачем же по-прежнему мастерить игрушечные книжечки, словно вышедшие из-под молотка подковавшего блоху Левши? Об этом «Году Литературы» на книжном фестивале «Красная площадь» рассказали люди, посвятившие свою жизнь созданию маленьких произведений искусства — благо среди «акул» издательского бизнеса им тоже нашлось место.


Маленькая книга требует большой работы


— практически каждый экземпляр, встреченный вами на прилавках, можно смело называть уникальным. Иллюстрации, переплеты, удивительные творческие решения — все это в рамках мини-формата требует необычайно кропотливой работы, которую изготовители (они же, как правило, и издатели) зачастую не готовы доверять «подрядчикам».

— Я все делаю самостоятельно, иначе получается сразу косовато. Многие переплеты, например, вот этот шелковый, я тоже изготовил сам, и повторить его никто не может, хотя я ничего не скрываю. В чем преимущество такого переплета? Во-первых, красиво, во-вторых, если это утром задумано, то к обеду уже готово. Ну, и главное, получается нестандартно и качественно, — поясняет создатель микрокниг (первых, кстати, в Советском Союзе) Владимир Марков.

«Издательством в одном лице» называет себя и другой мастер — Эмиль Гузаиров. Он даже тексты пишет сам, но изюминка его творений — необычное оформление. По словам Гузаирова, в то время, когда книга уходит в Сеть, необходимо найти другой способ ее существования. И именно из этого желания возникают самооткрывающиеся объемные элементы внутри, скульптурные и рельефные обложки, бесконечные странички-«гусеницы», казалось бы, совсем не книжные — треугольные — форматы…

— Я делаю поп-ап книги. Они бывают всякие. Мне интересно придумывать необычные решения, чтобы было не так скучно держать их в руках. Вот, например, «Курочка Ряба. Новое видение старой сказки». Начало стандартное, «Жили-были дед и баба», но вдруг оказывается, что курочка снесла им яйцо не простое, а механическое. Внутри были витязь и дракон, играла музыка. Когда начали яйцо варить, оттуда выплыли кораблики, начался морской бой и так далее.

Эмиль Гузаиров

Эмиль Гузаиров

И здесь читатель уже не просто читатель, а будто зритель спектакля — карманного, который всегда с тобой. Вообще


мини-книги довольно часто, как это ни странно, соединяют литературу и где-то даже изобретательство.


Сами создатели это только подтверждают. Например, Владимир Марков сорок лет проработал в конструкторском бюро, а мини-книги в его жизни возникли благодаря «любви к точному изготовлению и к искусству». А вот по словам Эмиля Гузаирова, «книга — это объект, который предназначен не только для «почитать и посмотреть», но и который может радовать необычной системой и конструкцией». Привычные страницы с текстом встретишь редко — а зачем? Но даже если и так, то одни микроиллюстрации чего стоят! Уже они одни способны превратить томик в настоящий арт-объект.

— Мы создаем произведение искусства. Это тот случай, когда какое-то любимое произведение приобретает оригинальное оформление. Конечно, и других вариантов много, но наш формат интересен и уникален. Знаете, у нас был покупатель, который сказал:


«У вас книги от кутюр»,


— рассказывает директор издательства миниатюрных книг «ЯникО» Мария Жукова.

Иллюстрации для своих «Алисы в Стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье» издательство ждало два года. Вообще же какого-то среднего времени для того, чтобы маленькая книга вышла в свет, не существует — работа может занять как месяц, так и несколько лет, говорят специалисты. Роль здесь играет и сама задумка, и сложность ее реализации.

При этом сюжет может быть абсолютно любым. У одних издателей выбор основан на «как душа ляжет», другие же склонны ориентироваться на интерес читателей. Но главное правило одно: чтобы произведение по возможности поместилось без сокращений в формат миниатюрной книги и чтобы это было читабельно.

миниатюрные книги интервью с издателями

Владимир Марков

Кто же основная аудитория «книг от кутюр»? Разумеется, это не просто читатели. Изготовители сходятся во мнении, что в подавляющем большинстве случаев их приобретают в качестве оригинального подарка, а еще неравнодушны к ним коллекционеры.

— Я вижу три категории ценителей: коллекционеры, которые собирают необычные вещи, люди, которым надоело дарить друг другу банальные подарки, и, конечно, иностранцы, которые любят все непростое, — приводит свою классификацию Эмиль Гузаиров.

Надо сказать, что изготовление мини-книг — процесс дорогостоящий (как и любая ручная работа), а потому многие из таких образцов — отнюдь не дешевые сувениры. В том числе и поэтому превратить миниатюрное книгоиздание в бизнес достаточно проблематично. Те, кто занимается созданием маленьких шедевров, уверяют: пока это скорее увлекательное хобби. Однако в придачу еще и известность в «профессиональных» кругах —


российские работы зачастую показывают на конкурсах и выставках, а премии они получают даже в зарубежных странах.


Книга Владимира Маркова «Ворон» по Эдгару По, например, в 1996 году стала лучшей маленькой книгой мира. Его же авторства внимание привлекают необычные лаковые переплеты к русским народным сказкам и сказкам Пушкина.

— Выйдет ли миниатюрная книга в массы? Сложно сказать, — признает Мария Жукова. — Это зависит от денег, от моды, от того, сможем ли мы что-то этакое создать. А это непредсказуемо, как и все в нашем издательском деле.

КСТАТИ
У книг скромного формата есть свои официальные размеры. Если это миниатюрная книга, то в России ее размер не может превышать100х100 миллиметров, в некоторых других странах — 76х76 миллиметров (3×3 дюйма). Микрокнига должна быть не больше 10х10 миллиметров.

«Нон/Фикшн» подготовила уникальную детскую программу

Аукцион рукописных книг современных поэтов

Корешок с ноготок

Просмотры: 1814
09.06.2018

Другие материалы проекта ‹Издательство›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ