САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Звонок на урок русского

«Российская газета» принимает лауреатов XVIII Международного Пушкинского конкурса

Победители Пушкинского конкурса приехали в Москву
Победители Пушкинского конкурса приехали в Москву

Текст: Ядвига Юферова, член президиума Совета при президенте РФ по русскому языку/РГ

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Ядвига-Юферова

"Плох тот преподаватель русского языка, который не мечтает стать лауреатом Пушкинского конкурса». Эту фразу, как код надежды, часто используют учителя русского языка в разных странах мира, садясь писать эссе на заданную тему.

Формат нашего конкурса родился восемнадцать лет назад случайно — по результатам редакционного «круглого стола» «Наша родина — русский язык». Принять суровое политическое заявление требовали известные люди, не по своей воле оказавшиеся в странах, где родной их язык сделали иностранным.

Реально рассчитав свои силы (ни один манифест не воскресил еще ни одну великую империю),


мы просто решили помочь тем, кто вопреки историческим ломкам изо всех сил держит купол русского мира.


«Услышьте же вы, что на страже N-ского языка стоит целое государство, на страже русского — я тут одна!»

Ежегодно 50 победителей конкурса приезжают на пять дней в Москву в дни города, большинство — впервые. 900 человек из разных стран мира сегодня в нашей лауреатской семье!

И случаются дни взаимного дружественного счастья (пусть после них наступают суровые классные будни). Образовалось фейсбучное братство пушкинских лауреатов: это не только сердечный рефрен («друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве»), но и реальная педагогическая лаборатория специалистов, преподающих русский как иностранный.

«Язык без санкций. Профессионализм или мужество требуется сегодня педагогу-русисту?» — так мы сформулировали в этом году тему конкурса. И получили сотни личностных историй (от Риги до Мельбурна, от Кутаиси до Лондона), реальных экспертных мнений о самочувствии русского языка, когда само слово «русский» становится копьем войны во множественных руках пропагандистов. Когда геолингвистика становится реальной частью геополитики.

Что, например, надо сегодня учителю, чтобы преподавать русский язык в Одессе? Безусловно, мужество. Даже для того, чтобы просто принять участие в конкурсе. Вот одна лишь цитата из лауреатской работы. «Из двухсот моих учеников в обычной одесской школе с украинским языком преподавания только двое-трое говорят дома на украинском языке. Но когда я спрашиваю на первом уроке — какой язык у вас родной, все отвечают ПО-РУССКИ — украинский. Хочется закрыть глаза, заснуть и проснуться в другом мире — без злобы и ненависти, без санкций и обмана».


Не называю фамилии лауреатов с Украины. Каждый преподаватель русского там сегодня заслуживает поклона.


Мы принимаем в эти дни учителей из ДНР и ЛНР. Кто бы мог представить еще несколько лет назад, что Наталье Захарченко из Горловки так придется начинать урок русского языка: «Все помнят, какие действия необходимо предпринимать при обстрелах? Закрыть руками ушки, открыть рот, упасть на пол! Стараемся, ребята, держаться возле несущих стен. Проверьте, у всех ли бутылка с водой и номер телефона родителей».

Хочется отогреть сердцем каждого из них. За мужество быть, жить, учить.

Мы всегда рады грузинским учителям русского языка. Не устаю повторять удивительную историю, которая была рассказана у нас в редакции Мариной Бидзинашвили: «После Пятидневной войны 2008 года мне надо было идти на первый урок русского языка в шестой класс. Тогда у нас даже из утюга звучало, что эта страна — агрессор. Было страшно от собственного бессилия. И знаете, что сделали дети? Когда я вошла, они встали и хором сказали: «Очень здравствуйте!»

И в этом году восемь учителей из Грузии приняли участие в конкурсе, трое из них стали лауреатами.

Читаю эссе армянских коллег: неожиданно тревожная интонация — появляются силы, которым не терпится превратить и Армению в поле боя. Лиана Саргсян приводит результаты социсследования: «94% родителей хотят, чтобы их дети хорошо владели русским языком, как бы ни пытались сейчас сеять антироссийские настроения». Учебник русского языка теперь с обложкой на армянском — раньше такого не было.

Эрика Авакова продолжает:


«Сегодня нам, педагогам-русистам, необходимо мужество, подкрепленное верой в то, что рано или поздно мир перестанет говорить на языке санкций и заговорит на языке добра».


Кстати, армянские коллеги придумали проект «Преподавай, Армения». 70 участников уехали в сельские школы, чтобы заполнить дефицитные вакансии, одна из самых многочисленных — учитель русского языка.

Многие мечтают, особенно в Средней Азии, чтобы русский преподавали носители языка, чтобы у России хватило сил и средств на педагогические десанты, подобно тому, который уже второй год отправился в Таджикистан.

Самочувствие учителя русского языка, что шило в мешке таить, зависит от политического диалога лидеров, от системы доверия и уважения, которое складывается между странами.


Самое большое количество работ, 38, в этом году мы получили из Узбекистана.


Все проблемы на месте, но настроение — другое! Из эссе Гулноры Хасановой из поселка Булакбаши: «Хотя у нас в кишлаке нет русскоязычного населения, школа № 4 для детей узбеков. Все предметы ведутся на русском языке (кроме узбекского и английского), а в школе сейчас — 1300 детей!»

Саини Сону называет себя одним из солдат армии русистов. Но на самом деле у него уже генеральский титул — лучший преподаватель русского языка в Индии: «Сегодня интерес к русскому языку повышается без санкции. Возможность блестящей карьеры и хорошие отношения между Индией и Россией мотивируют заниматься русским языком».

Розалина Димитрова из Варны: «В 90-е годы в Болгарии русский язык, к сожалению, переживал политические времена. Многие мои коллеги-русисты пошли на смену профессии. Теперь трудно вернуться обратно, когда опять нужны русские учителя». Вираско Сильвия: «Русский язык стал и в Венгрии лишним, немодным, скучным. Но я дождалась новых времен, когда директор гимназии предложила организовать кружок. А теперь прозвенел звонок на мой первый урок русского языка!»

Эссе Антонины Жуковской из французского Бордо: «При отсутствии позитивной информации о России мы продолжаем бороться за развитие русского языка. Возникает во Франции огромное количество частных инициатив, благодаря которым появляются русские школы и центры дополнительного образования. Эти маленькие форпосты выстраиваются в широкий плацдарм русской культуры за рубежом».

Важно было прочитать в работах многих коллег, что они видят свою особую просветительскую миссию — честный диалог о неискаженной картине российской действительности, о той стране, которая покорила весь мир своим гостеприимством, принимая чемпионат мира по футболу.


Оказывается, русофобы в большинстве своем — на экране, а русофилов гораздо больше в реальной жизни.


Профессионализм и мужество, талант и вера, любовь и надежда — такой ряд выстроили наши лауреаты, отвечая на вопрос «Российской газеты».

Вместе с правительством Москвы мы попытаемся сделать эти дни незабываемыми для великих подвижников русского языка.