САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Горький вечер

МХТ им. Чехова отметил 150-летие пролетарского писателя

Текст: Алена Карась

Фото Екатерины Цветковой/предоставлены МХТ им. А. П.Чехова

Идею этого спектакля-посвящения предложил еще Олег Табаков. Ему казалось справедливым, чтобы юбилей автора, творчество и судьба которого так тесно связаны с МХТ, был отмечен так же, как и другие важнейшие юбилеи — Станиславского, Немировича-Данченко, Чехова. Всем памятен юбилей Станиславского, срежиссированный Кириллом Серебренниковым в 2013 году. Тогда на мхатовских подмостках рядом с Табаковым и его труппой выступили ведущие деятели российского и мирового театра — от Деклана Доннеллана до Алексея Бартошевича. 

Вечер Горького в МХТ

Пьесу «Солнце всходит», собранную из фрагментов горьковских пьес, документальных свидетельств и материалов, придумал драматург Михаил Дурненков, с именем которого связано становление «новой драмы». Олег Табаков был тем, кто поддержал это явление. Именно в МХТ два года подряд шел фестиваль, посвященный современной пьесе. 

Виктор Рыжаков, режиссер вечера, собрал у большого стола сразу несколько поколений актеров МХТ, родившихся здесь за четверть века.


Неожиданно оказалось, что, чествуя Горького, мы прощались с эпохой Табакова.


Не панихидой, но художественным гимном тем восемнадцати годам, которые открыли новые режиссерские дарования, новую драму, новую музыку (композитор Сергей Невский) и сформировали новую кровеносную систему театра. 

На сцене сидели актеры, чье единство не было столь очевидным прежде, а тут, без Табакова, все они вдруг оказались одной компанией — разнообразной, современной и восхитительно живой. 

Уже влюбленная в Горького труппа молодого МХТ разглядывает его во все глаза. Игорь Верник — мудрый и лукавый Немирович-Данченко, Анатолий Белый — величавый и благородный Станиславский. Ксения Раппопорт (МДТ-Театр Европы) — роскошная Мария Андреева, у которой только начинается роман с Горьким и с революцией, — улыбается пронзительнее всех. Ей вторит Книппер-Чехова (Марина Зудина), рядом с ней — Чехов (Павел Ворожцов), а дальше Ромен Роллан (Денис Бургазлиев), Михаил Булгаков (Максим Матвеев), Мура Будберг (Светлана Колпакова, она же — Крупская), Качалов (Алексей Агапов), Ленин (Валерий Трошин), Сталин (Андрей Бурковский), Максим Пешков (Артем Волобуев). Около 50 (!) актеров и музыкантов озвучивают эти непростые свидетельства, напевая «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно» (ту самую, из «На дне»), играя по две, три, а то и четыре роли, заставляя думать о связи времен. Некоторые документы знакомы, другие меняют свой контекст, третьи от неожиданного сопоставления звучат оглушительно. 

Станиславский, Чехов, молодые актеры, поначалу празднующие свою причастность к первым успехам, к «Мещанам» и «На дне», вскоре охвачены смятением, страхом, разочарованием. Уже в 1904 году, на читке «Дачников», случится страшный скандал: презрение к интеллигенции, выраженное в пьесе, больно заденет не только Немировича, но и актеров, спектакль не состоится.

Сегодняшние актеры чувствуют свою нешуточную связь с историей столетней давности. Отзывчивость, воспитанная в них годами самых разнообразных художественных впечатлений, слышна в эскизной работе, готовившейся в горькие для театра дни. Благодаря промежуточному жанру, изобретенному в МХТ — ни спектакль, ни читка, ни концерт — действие кажется камерным, легким, на глазах рождающимся постижением истории, которая со всего размаха опрокидывается в сегодняшний зал. 

И тогда Марина Зудина, играющая Книппер-Чехову, получает возможность рассказать о своей недавней утрате во фрагменте, посвященном смерти Чехова: читая слова прощания с драматургом, она едва удерживается от слез, а вместе с ней — и мхатовский зал 2018 года. Элегантно и благородно, с помощью белых панелей и фотопроекций созданный Николаем Симоновым абрис знаменитого здания в Камергерском взлетает к колосникам. А с ним стартует в свое новое будущее и сам МХТ. 

Сможет ли новый руководитель первого, важнейшего для страны театра сохранить этот современный, тонко настроенный организм, готовый существовать на стыке стилей, времен, режиссерских манер и театральных новаций? Печать этих горьких дней и горьких раздумий явно окрасила вечер, посвященный 150-летию Максима Горького