САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Легкая версия премии

В европейской мифологии есть традиционный прием для описания героя: «Три недостатка было у него: он был слишком молод, слишком смел и слишком прекрасен».

Текст: Павел Басинский

Фото: Виталий Юрчак/РГ

Тут важны не характеристики, а вот это «слишком».

Победу в "Русском Букекре" одержал 35-летний писатель Александр Снегирев с романом "Вера". Снегирев - писатель по нынешним меркам молодой и, несомненно, способный. В 2005 году он стал лауреатом премии "Дебют" (в то время, напомним, предельный возраст "дебютантов" ограничивался как раз 25-ю годами). Но фаворитом в "коротком списке" "Букера" он не был. Подозреваю, что и для членов жюри не был. Фаворитами были Роман Сенчин ("Зона затопления") и Гузель Яхина ("Зулейха открывает глаза"). Во всяком случае, именно о романах Сенчина и Яхиной весь этот год писали и спорили. Они были наиболее заметными литературными событиями года, а не Снегирев. Наверное, это что-то значит. Поэтому если бы премию получил Сенчин или получила Яхина, можно было бы о чем-то говорить. Например, о том, что, вопреки всем воплям о смерти социальной прозы, она не только живет, но и побеждает. Но жюри "Букера" этого года выбрало писателя, который еще не очень ярок и заметен. Будем считать это авансом Снегиреву. Только за Сенчина и Яхину обидно. Так бывает. Слишком заметные книжки написали. Трудно было из них двоих выбирать. Поэтому первым сделали, пожалуй, третьего. Снегирев - это легкая версия премиального решения. И даже в сущности - отказ от всякого решения.

Волос

Выступавший на церемонии "Букера" председатель жюри этого года Андрей Волос заявил, что прочитал произведения длинного списка и не нашел там никаких тенденций, которые бы определяли современный литературный процесс. При всем уважении к Андрею Волосу как писателю не могу не сказать, что это звучит довольно странно. Ведь литературный процесс, в частности, и складывается из решений жюри ежегодных, наиболее престижных литературных премий. Именно на них сегодня ориентируются в библиотеках России, когда составляют рекомендательные списки. На эти решения оперативно реагируют и книжные магазины, делая "витрины" для новинок. Да и любителям серьезной прозы на что ориентироваться? На критику? Ее почти нет или ее не читают. Вот премии! Кто там у нас получил в этом году "Букера"? Интересно, интересно! Так и складывается литературный процесс. Или Андрей Волос думает, что он складывается как-то сам по себе, в отдельных писательских кабинетах?

Жюри "Букера" этого года, на мой взгляд, дезориентировало читателей. Что такое роман "Вера" Снегирева? Может быть, самый яркий дебют года? Нет, самый яркий дебют - это роман Яхиной. У Снегирева, несмотря на его молодость, до "Веры" вышло уже пять книг, начиная с 2007 года. И никаких особых волнений они как-то не породили. Может быть, самая яркая социальная проза? Нет. Лидером этого направления является Сенчин, причем "Зона затопления" - это второй наиболее сильный его роман после "Елтышевых". Но и Яхина, и Сенчин слишком уж заметны. В "Букере" этого не любят. Не знаю почему, но не любят.

Ссылки по теме:

"Тихий Дон" и "Букер": легкие версии - "Российская газета", 06.12.2015

Победила «Вера» - ГодЛитературы.РФ, 03.12.2015