Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Статья Павла Басинского о фанфиках

Между нами, фанатами, говоря

Пока мы обсуждаем проблему падения интереса к чтению, в Сети семимильными шагами развивается литературная субкультура, где не только не наблюдается падение этого интереса, но он увеличивается в геометрической прогрессии, особенно в России, где эта субкультура еще является сравнительно новым явлением

Текст: Павел Басинский/РГ
Фото: spark.ru

Pavel-Basinskiy.jpgДля тех, кто не понял: я говорю о фанфиках…

Конечно, можно говорить, что эта «любительщина» не имеет отношения к литературной культуре, как мы ее привыкли понимать. Можно смеяться над тем, что в этой субкультуре практически стирается граница между писателем и читателем, вспоминая знаменитый анекдот о представителе северной национальности, который поступает в Литературный институт и на вопрос экзаменатора, кого он читал, отвечает, что он «не читатель, а писатель, однако». Можно считать это временным поветрием… Но вот факт: по мере падения интереса к профессиональной художественной продукции интерес к «любительщине» почему-то не падет, а стремительно растет…

Два года назад я вел мастер-классы по литературе на молодежном форуме «Таврида». Море, песок, солнышко! На третий или четвертый день мы с ребятами, среди которых была львиная доля студенток Литературного института, исчерпали интересные темы, и участницы семинара сильно заскучали. Опять же — море, песок, солнышко! Перед последним семинаром я задумался: какую тему предложить? «Давайте поговорим, что ли, о фанфиках?» — в шутку предложил я. Боже, как зажглись их глаза! Вдруг выяснилось, что они не просто знают, что такое фанфики, но и почти все их пишут! Из всех моих семинаров этот был самый длинный.


Фанфикшн — любительские произведения по мотивам популярных книг, фильмов, сериалов, аниме, комиксов, компьютерных игр и др. Их авторов называют фикрайтерами.


Обычно фанфики пишут фанаты оригинальных произведений, не получая от этого не только коммерческой выгоды, но и личной славы, потому что их творения вывешиваются в Сети под никами. Отсутствие коммерции тут продиктовано не альтруизмом, но авторским правом, ведь создатели фанфиков всегда обыгрывают сюжеты и героев, которые им не принадлежат. Больше того. Строго говоря, и при отсутствии коммерческого интереса фикрайтеры все равно посягают на авторские права создателей оригиналов. И потому, например, в Японии, которая своими аниме и комиксами служит едва ли не главным поставщиком оригиналов для различных «фандомов», фанфики вне закона, как и в США. Время от времени разные известные авторы протестуют против существования фанфикшн, вплоть до судебных разбирательств. В свою очередь создатели фанфиков также возмущаются — ведь они своим творчеством создают бесплатную рекламу оригинальным авторам. Да и просто стать объектом фанатской субкультуры автоматически означает, что ты создатель культового произведения, что само по себе является колоссальной рекламой.

Другое дело, что таких «культов» уже великое множество, и если бы я их начал перечислять, мне колонки бы не хватило. Назову только всем известные: «Звездные войны», «Терминатор», «Аватар» и «Шерлок», «Гарри Поттер» (бесспорный лидер в области литературы), японские аниме, манго, комиксы и самые популярные компьютерные игры. Все это уже породило и продолжает порождать миллионы — я подчеркиваю: миллионы! — вполне себе литературных произведений, от коротких, в одну-три странички, до объемных романов. Это и «сиквелы» (продолжения), и «апокрифы» (из серии «не так было на самом деле»), и вполне оригинальные тексты, для которых культовое произведение служит лишь толчком для собственной фантазии.

Но каково их качество? — спросите вы. Это вопрос обсуждаемый, но, по сути, бессмысленный. Качество, разумеется, разное, и в основной массе ниже плинтуса, потому что фанфики — не союз писателей, а союз читателей и зрителей. Но при этом, поверьте, есть фанфики вполне высокого литературного уровня, уж точно не ниже бумажных «серий» вроде любовных романов. Но все это, повторяю, вопрос бессмысленный, потому что связка «автор — читатель» тут прямая, да и вообще граница эта стерта и следует говорить о другом феномене: «автор — он же и читатель». И это в фанфиках, может быть, самое интересное.


Мне кажется, в определенный момент читательская аудитория, как Мичурин, перестала «ждать милостей от природы», то есть — от писателей-профессионалов.


Ведь они, в свою очередь, зависимы от издателей, критиков, премиального процесса, множества «табу», которые на них налагает общество. И стали создавать свою «литературу», то есть, грубо говоря, то, что они действительно хотели бы прочитать. К тому же в «классические» времена художественная литература была не только средством развлечения и просвещения («развлекая, просвещай»), но и способом общения читателей. Когда-то читатели «аукались» именами героев литературных произведений. Девушки идентифицировали себя с Татьяной Лариной и Наташей Ростовой, юноши — с Печориным и Базаровым. Даже во второй половине ХХ века это еще, как говорится, имело место быть. Кто-то соотносил себя с персонажами Ремарка и Хемингуэя, кто-то — Аксенова и Стругацких. Сегодня невозможно представить автора, с персонажами которого будет идентифицировать себя крупное читательское сообщество. Во всяком случае, из русских писателей я таких не знаю.


Я думаю, фанатская литературная субкультура порождена не столько так называемым зудом писательства, то есть желанием показать себя на литературном поприще, сколько стремлением вернуть литературе потерянную ею функцию общения между людьми.


Профессиональные авторы с этой задачей плохо справляются, и читатели взяли это дело в свои руки.

Да, слабые, да неумелые. Да, кому-то это смешно. Но хорошо смеется тот, кто смеется последним.

Оригинал статьи: «Российская газета» — 07.04.2019

08.04.2019

Просмотры: 0

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ