САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Мистический Петербург: версия Антона Сои

В серии современных готических романов про необыкновенную девочку Вики и секту витчхантеров Петербург захватывают ведьмы, вампиры и зомби

трилогия Витчхантеры Антон Соя
трилогия Витчхантеры Антон Соя

Текст: Ольга Лапенкова

Фото: rosman.ru

В середине 2016 года ГодЛитературы.РФ уже публиковал фрагмент из первой книги трилогии «Витчхантеры» петербургского музыкального продюсера и писателя Антона Сои. Теперь трилогия опубликована полностью, и ее внимательно прочитала студентка Литературного института Ольга Лапенкова, знающая готическую субкультуру не понаслышке.

pobedpix.com

Антон Соя, кажется, не выпускал ни одной книги, которая не спровоцировала бы скандал. Ещё в 2008 году автор прославился на всю страну (во всяком случае, в определенной части ее молодого населения), издав мистическую повесть «Эмобой» — жестокую, романтичную и чувственную историю любви Егора и Кити, юных неформалов, пытающихся выжить в недружественном мире. С тех пор Соя обращается к одной и той же формуле успеха: найти острую тему; создать героя, который будет значительно выделяться из серой массы; лихо закрутить сюжет — и ждать шквала пылких отзывов от преданных фанатов и строгих критиков.

И вот, написав довольно успешный детектив «Порок сердца» и продолжение «Эмобоя» — «Эмоболь. Сны Кити», а кроме того, выпустив несколько детских книжек про обаятельных и неожиданных героев — Аркашу-таракашу, поющую лошадку Звездочку и внучку Бабы-яги, Антон Соя возвращается на стезю подросткового фэнтези. И представляет серию «Витчхантеры» — цикл из трёх романов о старшекласснице Вики, девушке с паранормальными способностями и непреодолимой тягой ко всему мрачному и загадочному. Накануне дня рождения современной ведьмочке придётся открыть в себе сразу несколько незаурядных талантов, найти магические артефакты и — конечно же, вместе с верными друзьями спасти мир. Причём не один раз.

Казалось бы, выбор сюжета уже ставит автора в затруднительное положение: сколько ж можно писать о юных волшебниках? Но Соя усложняет и эту задачу. Чего стоит только авторское определение жанра, в котором он работает: блэк-урбан-фэнтези!

Как же Соя собирается выбираться из этой литературной западни? Благодаря множеству уже наработанных приёмов. Во-первых, он так накрутит сюжет, что к концу каждой книги даже внимательный читатель не сможет сразу разобраться, кто есть кто и что к чему. Во-вторых, будет с упоением описывать чудесные спасения, магические ритуалы и захватывающие сражения, происходящие в самом настоящем Петербурге — это вызовет дополнительный интерес у тех, кто хорошо знает город (а кто из русских читателей его не знает хотя бы по «Преступлению и наказанию»?). Наконец, Соя не поскупится на отсылки. Многослойных цитат от русской классики до песен группы «Кино» в книгах переизбыток. Зато юные читатели, отгадавшие хотя бы несколько первоисточников, будут гордиться своей эрудицией. В общем, с миру по нитке — вот и собралась вполне приличная целевая аудитория.

Впрочем, дело не в одной эрудиции. Нужно отдать должное Антону Сое: он хорошо разбирается в увлечениях молодёжи, что позволяет ему спрятать в романах огромное количество приманок. В его мире подростки коллекционируют BJD-кукол, одеваются в готические плащи и носят мартинсы, расписывают стены граффити и даже готовятся к зомби-апокалипсису. Увы, с современным сленгом, да и с языком вообще, у Сои проблем больше: в жизни подростки разговаривают как угодно, но точно не как герои «Витчхантеров».

У придирчивых читателей претензии могут возникнуть не только к языку. Люди, уже познакомившиеся с «Идентификацией Вики» и поделившиеся впечатлениями в соцсетях, высказывают недовольство и «картонными» персонажами, которые слишком похожи на героев известных сказок и сериалов, и своеобразным порой юмором, и не всегда уместным натурализмом. Со всеми этими замечаниями стоит согласиться: кажется, что трилогия написана небрежно. Но, возможно, такая небрежность допущена сознательно, чтобы натравить любителей зомби, гóтов и фанатов русского рока на ценителей высокой литературы — и наблюдать за локальной войнушкой.

Что же предлагает каждая книга трилогии? Кроме буквы «И» в заглавии.

Книга первая. «Идентификация Вики»

Бытует мнение, что продолжение всегда слабее первой книги. Антон Соя эту традицию нарушает. Увы, «Идентификация Вики» получилась, пожалуй, самой слабой из трёх книг серии.

Именно в этой части главная героиня узнаёт о своих паранормальных способностях, случайно вызвав дождь из лягушек. А потом, вооружившись книгой заклинаний из папиной библиотеки, берёт в охапку друзей — хрупкого очкарика Ваню и благородного рыцаря Цоя (он не носит эту фамилию, он просто изъясняется исключительно фразами из песен) — и отправляется спасать мир, а заодно и своего возлюбленного Федди. Сюжет получился скорее ознакомительным, ведь практически все основные герои «Идентификации Вики» останутся центральными персонажами и в следующих книгах.

Книга вторая. «Инициация Вики»

vitchhanter II

В отличие от первой книги, еще во многом «гаррипоттеровской», вторая часть трилогии намного мрачней и натуралистичней. Теперь это самый настоящий детектив с жестокими убийствами, уликами, которые оставляет сумасшедший маньяк, и заговорами тайных сообществ.

А ещё «Инициация Вики» — это сатира, причём достаточно прямолинейная. Как и в «Эмобое», во второй книге «Витчхантеров» Антон Соя пачками убивает так называемое быдло. Не думаешь ни о чём, кроме плотских удовольствий, — иди на корм вампирам. А очаровашка Вики потом разберётся, кто с тобой такое сотворил. А может, и нет. В любом случае, тебе будет уже всё равно.

Книга третья. «Инкарнация Вики»

Заключительная книга серии предсказуемо оказывается самой кровавой. Здесь расстаться с жизнью предстоит даже тем героям, которые, казалось, всё это время были неуязвимы, а события приобретают размах поистине эпический. Кому-то может показаться, что концовка смазана. Неужели это очередная провокация далеко глядящего автора?