Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
32-я-Московская-международная-книжная-ярмарка2

После ярмарки

Итоги XXXII Московской международной книжной (выставки)-ярмарки — объективные и субъективные 

Текст: Михаил Визель
Фото: Сергей Климкин/РГДБ

Во вторник, через день после окончания пятидневного книжно-выставочного марафона в огромном стеклянном павильоне ВДНХ, Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок оперативно разослала пост-релиз, в котором назвала основные цифры: около 80 000 посетителей (т. е. в среднем по 16 тысяч в день — пять стадионных концертов подряд), 600 событий.

В их числе — профессиональные конференции «Книжный рынок-2019» и «Развитие инфраструктуры детского и юношеского чтения», на которых участники — заместитель руководителя Роспечати Владимир Григорьев, президент издательской группы «АСТ-Эксмо» Олег Новиков, директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов, создатель и главный редактор «Радио Книга» Егор Серов, другие профессионалы отрасли отмечали, что рынок (легальных) электронных книг понемногу растет, но куда быстрее в условиях лавинообразного роста непечатных и нетекстовых средств распространения информации растет значение книги детской и юношеской — ведь от следующего поколения читателей напрямую зависит будущее книги и самой цивилизации Гутенберга.

И здесь не будет преувеличением сказать, что вся XXXII ММКЯ прошла под знаком детской книги и тесно связанной с ней книжной иллюстрацией. И вообще, как-то незаметно потеряв из названия букву «В» («выставка»), она заметно приобрела. Главная новизна — это огромный стенд «1001 лучшая детская книга со всего мира», расположенный прямо у центрального входа. И поражающий как дерзкими дизайнерскими придумками, так и надежным качеством полиграфии. Конечно, сравнивать его впрямую с продающейся рядом продукцией многочисленных российских детских издательств не совсем корректно — это всё равно что сравнивать выставленные на топовых автосалонах концепт-кары с серийными автомобилями в автосалонах обычных. Но уникальными голландскими, испанскими, японскими, австралийскими и, разумеется, итальянскими книжками-концептами не только удивлялись и восхищались. Их внимательно изучали и даже подробно перефотографировали. Хочется надеяться — для того, чтобы использовать в собственной работе.  

Я сказал «разумеется, итальянских», не только потому, что итальянский визуальный дизайн со времен Джотто и Леонардо лучший в мире, но и потому, что этот стенд — первый ощутимый плод объявленного в апреле сотрудничества ММК(В)Я с Болонской ярмаркой детской книги — тоже лучшей в мире.

Но еще прямее на российских иллюстраторов было ориентировано другое важнейшее нововведение этого года — проведенная при посредничестве болонцев (которые прибыли на ВДНХ во главе с директором ярмарки Еленой Пазоли) большая программа, организованная миланской школой дизайна Mimaster и, с российской стороны, одной из ее выпускниц, иллюстратором Касей Денисевич. Программа включала в себя мастер-классы, воркшопы, лекции и, главное, предусматривала ежедневный отсмотр портфолио.

И это — новшество, незаметное на взгляд посетителя, пришедшего поглазеть на Волочкову и послушать Прилепина (и наоборот), но на самом деле являющее сбой едва ли не тектонический сдвиг. ММКЯ таким образом встраивается в систему международных книжных ярмарок, где авторы (в широком смысле) находят издателей и заказчиков. А сами российские художники — выходят на международный книжный рынок. Нельзя сказать, что они на нем до сей поры вовсе не были представлены — Антон Ломаев, Игорь Олейников, та же Денисевич вполне успешно на нем работают. Но это были плоды их личных и, прямо сказать, экстраординарных усилий, а не проявление системного государственного подхода — того самого, о котором мечтал еще Пушкин: «Великолепное московское шоссе начато по повелению императора Александра; дилижансы учреждены обществом частных людей. Так должно быть и во всем: правительство открывает дорогу, частные люди находят удобнейшие способы ею пользоваться».    

Что же касается «обычных посетителей» — тех самых, которые приходят прикупить с 10—30-процентной скидкой книжные новинки и напрямую пообщаться с их авторами, то с их точки зрения необходимо выделить два сразу заметных новшества: многочисленные бары (тоже в итальянском смысле), где можно было купить недешевый, но вполне сносный кофе, и просторные «полянки», где можно было присесть и даже комфортно прилечь с книгой и этим самым кофе в руках. И происходило это не из-за нехватки экспонентов, а потому что такова была явно выраженная концепция. 

Что дальше?

ММКЯ и дальше собирается «впадать в детство». В будущем году ММКЯ совпадет с проведением в Москве Конгресса IBBY, международного Совета по детской книге, о чем (и о важности чего) тоже много говорили уже в этом году, а  через год, в 2021-м, наоборот, разделится: в России, опять-таки при активном участии Болонской ярмарки детской книги, предполагается провести собственную отдельную ярмарку детской литературы. 

И ярмарка уже этого, 2019 года дает основания надеяться, что планы эти вполне могут быть реализованы.

10.09.2019

Просмотры: 0

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ