Текст: Клариса Пульсон/knigalife.ru
Фото: Сергей Куксин, Архив РГ
Владимир Познер: Я убежден: подавляющее большинство родителей сейчас детям не читают. А читать-то надо начинать очень рано, когда ребенку три года, а то и раньше. И выбирать надо то, что ему интересно. Мой сын в пять лет не любил читать. Что делать? Я начал ему читать перед сном «Трех мушкетеров». Как можно не увлечься?! Он слушал со страшной силой. И вот в какой-то вечер говорю: «Сегодня не смогу, очень занят». Потом снова не смог. На третий день он взял книгу и начал читать сам. И дальше его уже было за уши не оторвать.
«Три мушкетера» — это один из величайших романов, написанный за историю человечества. Есть какие-то странные вещи, банальные, вроде, но влияние романа Дюма очевидно. «Один за все и все за одного» — я узнал оттуда. И сразу понял — это правильно, вот так надо жить. Или, помните сцену, в которой Д’Артаньян приносит свои извинения перед дуэлью? Мушкетеры разочарованы: этот провинциал, этот трус хочет избежать поединка. Дюма описывает, как луч солнца в эту минуту оттенил тонкие и смелые черты Д’Артаньяна, который говорит: «Вы не поняли меня, господа, я просил у вас извинения на тот случай, если не буду иметь возможности дать удовлетворение всем вам троим. Ведь господин Атос имеет право первым убить меня, и это может лишить меня возможности уплатить свой долг чести вам, господин Портос; обязательство же, выданное вам, господин Арамис, превращается почти в ничто. Прошу простить меня, но только за это… Не начнем ли мы?» Просто сойти с ума, как это прекрасно, как это умно, как остроумно. И как помогает жить! И как перекликается с тоже нежно любимым мною «Сирано де Бержераком» Ростана. Когда Сирано говорит, что «под взглядами врагов я хожу прямее». Это я усвоил с детства! Благородство, честь, отвага, красота любви к женщине, дружба…
«Тарас Бульба» — первая книга, которую я прочитал по-русски. По папиной настойчивой рекомендации. Пробираться сквозь текст было дико трудно. Но когда прорвался, а я все-таки прорвался, начал получать удовольствие. И только потом понял, насколько папа-то хитрый был. Он меня воткнул в абсолютно гениальную русскую литературу. «Тарас Бульба» еще и невероятно увлекательная история. Там есть и измена, и любовь, и Остап, и мощный трагический финал. Считаю, что Гоголь — самый главный гений в прозе русской. По-моему, ни Толстой, ни Достоевский, ни Тургенев, никто не достиг таких высот. Рядом только пушкинская проза.
«Один день Ивана Денисовича» — это лучшее, что написал Солженицын. Особенно сильное впечатление, вплоть до физических ощущений — холода, усталости, — возникло, когда прочитал в первый раз.