09.02.2015

Сергей Нарышкин посетил дом-музей Пастернака

По свидетельству работников музея, он стал первым из высокопоставленных должностных лиц, здесь побывавших

Нарышкин в Переделкино
Нарышкин в Переделкино

Текст: Татьяна Замахина/РГ

Фото: Олеся Курпяева/РГ

В преддверии 125-летнего юбилея Бориса Пастернака спикер Госдумы Сергей Нарышкин посетил его дом-музей в Переделкине. По свидетельству работников музея, он стал первым из высокопоставленных должностных лиц, здесь побывавших. Как убедился, по собственному признанию, Сергей Нарышкин, память о великом гении русской литературы в Переделкино хранится бережно.

"Обстановка аскетичная", - убедился Сергей Нарышкин, осмотрев рабочее место хозяина дома. "Стул, стол, кровать - все остальное для него было лишнее, - согласилась заведующая музеем Ирина Ерисанова. - Вот за этим столом он и писал главную свою книгу - "Доктора Живаго".

Именно здесь, в этом доме, закончилась творческая пауза Бориса Пастернака. "Не каждый находит то место, которое действительно может назвать "своим", - а Борису Леонидовичу эту удалось. Пастернак не был нытиком, он умел преодолевать трудности, которые бросала ему жизнь. Главное было - найти силы, чтобы преодолеть это сопротивление. И именно здесь ему были даны эти силы".

Все вещи здесь подлинные - возникает впечатление, что они оставались в этом доме неизменно со дня смерти Пастернака. На самом же деле интерьер восстанавливался по сохранившимся фотографиям. Ведь несколько лет дом простоял пустым, а вещи и обстановка чуть не оказались на свалке.

Однако теперь память о Борисе Пастернаке вновь поселилась в небольшом доме, из-за веранды напоминающем корабль. И интерес с течением времени не ослабевает, рассказала Ирина Ерисанова. "Молодежи много?" - поинтересовался Сергей Нарышкин. "Вы удивитесь, много. Очень живое место, - отвечала его собеседница. - Молодежь приходит по доброй воле, и все активнее, причем молодежь читающая. Знаете, я не разочарована в нынешнем поколении, как многие учителя, которые жалуются на отсутствие у детей интереса к книгам".

"Есть дети, которые приходят каждое воскресенье и рисуют - это называется пастернаковский пленэр. А некоторые проводят у нас целый день, особенно когда есть, чем заняться на участке - покрасить, вскопать", - рассказала Ирина Ерисанова.

Сергея Нарышкина также провели на веранду, где все организовано для тематических экспозиций, которые одна за другой будут проходить в год 125-летия Пастернака. Здесь нет искусственного света, и, когда заходит солнце, сотрудники музея используют фонарики, чтобы показать посетителям фотографии, рукописи и другие экспонаты. Этот штрих создает особую поэтическую атмосферу, которой гордятся в музее. Новые экспозиции, приуроченные к юбилею поэта, последовательно расскажут о его взаимоотношениях с футуризмом, охватят довоенный и "военный" период жизни классика.

А в сам юбилейный день сюда придут давние друзья дома, ответила Ерисанова на еще один вопрос гостя. На всех места (по традиции!) хватит с трудом. Посетители примостятся, где придется - кто-то прямо на ступеньках лестницы на второй этаж. Будут стихи, игра на рояле.

Политические дрязги на культуру не действуют, улыбается на уточняющий вопрос "РГ" директор музея: европейцы как приезжали, так и приезжают - особенно немцы, англичане. Почтил своим присутствием скромный домик и посол Австрии.

Наведываются не только высокопоставленные иностранцы. Анатолий Чубайс не просто приехал, но и подарил автомат для бахил.

Государственному литературному музею, отделом которого и является дом-музей Пастернака, нужно куда более масштабное содействие. Давно назревшую проблему музейные работники обсудили со спикером Госдумы за чаепитием. Как рассказала "РГ" Ирина Ерисанова, речь шла о том, что центральной площадки у Литературного музея до сих пор нет. Свою деятельность он ведет в десятке разрозненных помещений, что создает ряд неудобств. По ее словам, Нарышкин отнесся к этому с пониманием.

Расписавшись на прощание в книге впечатлений, гость поблагодарил хранителей музея "за бережное отношение к памяти и творчеству великого гения русской литературы".

Оригинал статьи: "Российская газета", 09.02.2015