Текст: Ольга Барабаш для портала ГодЛитературы.РФ
Фото: www.labirint.ru
ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ
Кадет-пятиклассник вытянулся в струнку в школьном музее. Его вызвали сюда на перемене. Учительница включает видеосъемку на планшете. Одноклассники бегают по коридору, их крики врываются из-за двери. Не смущаясь, кадет чеканит слова стихотворения. Учительница нажимает «Стоп». Прямо со смартфона она отправит видео на сайт книжного магазина «Лабиринт» - организатора конкурса «Дети читают стихи». Промчится весна, мальчишка отправится на летние каникулы, и только в июне жюри объявит результаты.
Всероссийский конкурс «Дети читают стихи» начался всего пару дней назад. В этом году он посвящен 70-летию Победы. На конкурсной интернет-странице выступление кадета уже окружают видеоролики других участников. Девчонки-подростки размещают видеоселфи. Они читают Шпаликова, Ахматову - торопливо, проглатывая слова и оставляя под роликом признания: «Я очень надеюсь выиграть».
Трехлетнего малыша на видео сняла мама. И только она сможет разобрать, что он говорит. Другой мальчик постарше рассказывает стихотворение, с которым бабушка в детстве провожала бойцов на фронт. Особенно внук выделяет слова, описывающие ужасы войны.
С каждым днем работ становится все больше. Загрузить видео можно до 14 мая. Всех участников наградят подарками, а победителю сулят нечто особенное. Но что, если девчонки-мальчишки распробуют вкус - нет, не победы, а именно декламации? Если они познàют то ощущение легкости и ответственности, возникающее, когда ты делишься с другими любимыми строчками - стихами, прозой? К чему стремиться, в каком направлении двигаться начинающим чтецам, в чем их смогут поддержать учителя и родители?
ДЕТИ ЧИТАЮТ РУССКУЮ КЛАССИКУ
- И стали три пальмы на бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?..»
- Нет, мощнее фраза должна быть! Мне нужен твой свободный голос.
Я наблюдаю, как 14-летняя Беата занимается с педагогом Анной Павловной Быстровой. Беата и ее брат Эмиль уже несколько лет успешно выступают на конкурсах юных чтецов.
- Ребята с легкостью берут призы, но за этим стоит тяжелый труд, - рассказывает Анна Павловна. - Я часто говорю им: «Извольте работать, люди не виноваты, что им выпало вас слушать».
Сейчас Беата дует на сложенные ладошки, крутит головой - освобождает голос - и уже в который раз берется за неподдающиеся строчки. Она произносит их уже по-другому:
- «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?..»
- Нет, не надо громко, - снова прерывает ее педагог. - У тебя должно быть чувство обиженного ребенка. Было у тебя когда-нибудь такое: «Ну почему Анна Павловна меня мучает?»
Беата хмыкает.
- Знаю, было. Давай, пробуй.
И так на протяжении многих часов создаются работы, которые звучат на конкурсе «Дети читают русскую классику». В нем участвуют школьники со 2 по 11 класс, - к сожалению, только из Москвы. Недавно завершился первый тур. В конце марта пройдет второй. В апреле - третий. Между турами организаторы проводят бесплатные мастер-классы для учителей литературы, чтобы те могли лучше подготовить учеников к выступлению.
Каждому из них дается 3-5 минут на то, чтобы прочесть стихотворение или прозаический отрывок перед профессиональным жюри. Но закончив свой номер, конкурсант остается в зале и слушает выступления других. Это тоже часть постижения чтецкого мастерства.
- Дети слушают друг друга, растет их уровень, формируется вкус, на следующий год они берут уже более сложные произведения, - поясняет Анна Павловна.
- Неужели ребенку под силу выучить прозу на целых пять минут?
- Это развитие памяти. Нельзя читать с листа и одновременно удерживать внимание зрителя. Вы знаете, что сделали на «Живой классике»? Они разрешили пользоваться распечаткой. Но это нож в спину чтецкому искусству! Это снижает планку - если можно читать, то постепенно дети перестанут учить наизусть.
ЖИВАЯ КЛАССИКА
«Живая классика» - конкурс для детей со всей страны. Но только для шести- и семиклассников. Читать по листу, а не наизусть, действительно, можно, но пока это мало кто делает. В этом году финал пройдет в «Артеке». На него съедутся победители региональных туров.
Но где бы ни проходил финал, и не важно, какого именно конкурса, также выйдет к микрофону юный чтец, и не погаснет в зале свет - ведь нужно видеть глаза зрителей, - и начнется маленький спектакль одного, пока еще не слишком большого актера.
Девочка на сцене читает рассказ Паустовского «Стальное колечко»: про Варюшу, которая идет за махоркой для заболевшего деда, а на обратном пути встречает солдат, да и делится с ними драгоценной махрой. Те одаривают ее волшебным колечком, но оно теряется в глубоком снегу.
На сцене нет актеров, но вот они все: и бойцы, и дед Кузьма, даже воробей Сидор, которого Варюша просит найти колечко, - все возникают перед завороженным зрителем. Ни декораций, ни музыки - только голосом, оттенками интонаций, даже паузами рисует краски, передает запахи и звуки весеннего леса девочка со сцены.
- Да, это волшебство! - оценивает это выступление одна из мам, сидящих в зале.
Ссылки по теме: