25.03.2015

Квест с Николаем Васильевичем

В московском Доме Гоголя открылcя музейно-художественный проект «Игроки»

Текст: Жанна Васильева/РГ

Фото: www.domgogolya.ru

Любите ли вы играть? Если да, то вам в новое крыло Дома Гоголя, что на Никитском бульваре. Проект, созданный кураторами Анной Румянцевой и Алексеем Трегубовым, так и называется «Игроки». Геймеры, по-нынешнему. Нетрудно догадаться, что отсылает он к известной одноименной пьесе Николая Васильевича. Фактически молодые художники создали квест по мотивам гоголевского произведения. Как всякий уважающий себя квест, он предлагает участникам исследование неизвестного мира, увлекательную историю и на совесть сделанные головоломки.

На первый взгляд, зритель входит в обычное музейное пространство со всеми привычными атрибутами мемориальной экспозиции, будь то редкая фотография, спрятанная за красной занавесочкой от электрического света, письма писателя, его портрет в юности, гравюра с видом на петербургскую набережную, где он жил в доме купца Зверкова, или рисунки, сделанные в Риме… Но с Гоголем, как водится, никогда ни в чем нельзя быть уверенным. Так что неудивительно, что предваряет экспозицию черно-белая карта джокера, профиль которого (при некотором усилии воображения) можно счесть похожим на гоголевский.

Собственно, на этой встрече двух миров: гоголевского, фантасмагоричного, полного превращений, нежданных поворотов, таинственных знаков и чудес, и строгого музейного, где все по полочкам, где у каждого экспоната - история его появления, а вещи пленяют подлинностью, - и построен проект «Игроки». Экспозиция предлагает рассказ о работе писателя над пьесой, его увлечении темой и первой постановке «Игроков» в Москве в 1843 - премьера состоялась во время бенефиса Михаила Щепкина. Но понятное дело, история создания пьесы включена в более широкий контекст литературных, художественных, дружеских связей Гоголя.

Не правда ли, похоже на обычную музейную историю? С одним, но существенным отличием. Музейный рассказ о создании пьесы «Игроки» выстраивается примерно так же, как сюжет пьесы. А там, как мы помним, команда шулеров переиграла своего искушенного коллегу, сочинив и исполнив - комар носа не подточит - целый спектакль для него, любимого. Так и команда художников, в которую кроме Алексея Трегубова и Анны Румянцевой, вошли Григорий Рассуждаев, Алексей Мальцев и выступивший в роли alter ego Николая Васильевича Александр Шамарин, поставили фактически пьесу специально для новоприбывшего многоопытного героя. Надо ли говорить, что им оказывается посетитель музея? И то сказать: уж про Гоголя-то все всё знают. В школе и «Тараса Бульбу», и «Мертвые души» проходили… Про «Ревизора» и говорить нечего. Да и «Игроков» если не театре, так в кино видели. Поэтому задачка музейного квеста выглядит поначалу вполне себе простенькой. Надо, пройдя экспозицию и выслушав рассказ экскурсовода, догадаться, где подлинные вещи XIX века, а где фейки, специально сделанные для проекта, где фотографии настоящие, издания реальные и цитаты точные, а где - имитация.

Нетрудно заметить, что музейная территория плавно перетекает в сценическую, где от декораций требуется не подлинность, а убедительность. Автографы Гоголя и найденное первое издание «Игроков», путешествие в Италию, ящичек для дорожных карт и афиша Малого театра… А в финале, когда зритель, кажется, уверен в своем триумфе, его подводят к последней комнатке, в которой разворачивается «сеанс разоблачения». Тут-то можно обнаружить, как «подлинный» портрет XIX века сделан по образцу картины из Эрмитажа не далее, как в нынешнем году, что убедительный «раритет» - старое издание с «ятями» и пожелтевшими страницами - блистательный новодел, а цитата Гоголя, которая показалась уж точно вымышленной, взята из его известного письма Жуковскому… В общем, если экспозицию вы обошли стремительно, то в закулисной комнатке точно зависнете надолго. Правда, фотографировать там не разрешают, но на выходе можно взять «ключ» с отгадками.

Музейный квест, помимо прочих плюсов, впечатляет еще и тем, что затрагивает проблему доверия человека визуальному образу и критического восприятия «очевидной» информации. Следовать завету Козьмы Пруткова и не верить глазам своим все же трудно - даже в век фотошопа. В этом смысле потенциал образа фейкового экспоната оказывается гораздо шире музейного контекста. Тема шулерства, передергивания карт и фактов - из самых актуальных сегодня. Молодые художники смогли решить ее изящно, использовав феерический арсенал «Игроков» Гоголя для создания многоуровневой интриги.

Выставка продлится до 7 июня.

КСТАТИ

5 вопросов для тех, кто хочет пройти квест по «Игрокам»:

1. У какого персонажа Гоголя была любимая героиня Аделаида Ивановна? И почему этот персонаж не собирался жениться на Аделаиде Ивановне, хотя и страстно ее любил?

2. Как звали няню Гоголя?

3. Носил ли Николай Васильевич когда-нибудь бороду?

4. Сколько фотографий Гоголя дошло до наших дней?

5. Рисовал ли Гоголя знаменитый художник Александр Иванов? Если да, то в связи с чем были сделаны рисунки?

Сайт по теме:

Выставка "Игроки" на сайте Дома Гоголя