01.04.2015
Конек-Горбунок

«Конек-Горбунок и проблемы феминизма»

В последний день нашего конкурса «Конек-Горбунок как зеркало…?» мы публикуем эссе одного из победителей

Текст: ГодЛитературы.РФ

Фото: слайд из диафильма 1966 г./dia-films.ru

Его автор - пользователь социальной сети читателей LiveLib, зарегистрировавшийся под ником NataliyaSuvorova. Название эссе говорит само за себя - но мы все-таки напоминаем, что не случайно выбрали 1 апреля в качестве дня подведения итогов. Москвичи могут выразить свое согласие или несогласие лично, в Литературном институте им. Горького (Тверской бульвар, 25, вход со стороны Б. Бронной), в 18.00.

КОНЕК-ГОРБУНОК КАК ЗЕРКАЛО ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МЕСТЕ ЖЕНЩИНЫ

До поры до времени в сказке действуют лишь мужские персонажи. В самом деле: что может женщина, разве ей устеречь поле, справиться с волшебной кобылицей, или добыть жар-птицу? Нет, это исключительно мужское дело.

Но все-таки без прекрасной девицы в сказке не обойтись. И наконец она появляется. Каким же образом? Один из слуг рассказывает сказку о дочери Месяца и сестре Солнца прекрасной Царь-девице. Что же мы узнаем в первых же словах о ней? Что живет она в басурманской стороне, куда православные ни ногой и плавает на шлюпке самолично правя веслом.

Данное описание отражает мнение, что женщине воли давать нельзя, что православные ценности требуют, чтобы женщина сидела дома и самолично ничем не правила. Даже шлюпкой. А позволить девице такое поведение могут только «на поганом окияне».

Дальше, что неудивительно, царь велит Ивану похитить девицу и привезти к нему. Подготовившись, согласно советам Горбунка к похищению Иван под песню красавицы засыпает. Кого он винит в этом? Естественно саму девушку:

«Нет, постой же ты, дрянная! —

Говорит Иван, вставая. —

Ты вдругорядь не уйдёшь

И меня не проведёшь.»

Как же это знакомо! От Евы и до наших дней во всех неудачах своих обвинить женщину! Вот и сказка об этом же.

Иван ловит Царь-девицу на приманку: расставляет шатер и выставляет в нем яства. В этом эпизоде явственное отражение находит принцип «сама виновата»: зашла в шатер, значит испытывала судьбу, хотела быть похищенной. Девиантное поведение.

Попав к царю, девица даже не делает попыток заявить о том, что она свободная женщина и за царя замуж идти не хочет. Она понимает, что ее единственный шанс избежать брака с нелюбимым стариком - это идти путем хитрости и коварства. Она заявляет царю, что выйдет за него, только если он достанет из океана ее перстень.

Интересно, что было бы, если бы Иван этот перстень не достал? Иван сбежал бы из царства, или был бы казнен, царь послал бы другого посланца… В конце концов ему бы надоело ждать, а девица… Кто бы ей помог тогда? Никто. И пришлось бы ей в конце концов выйти за царя против воли.

Дальше чудно. Отец девицы - Месяц, узнает от Ивана, что дочь его жива и здорова. На то, что девицу похитили, Месяц не гневается. Получается и в басурманской стороне похищение девицы сильным мужчиной не считается преступлением. Женщина и там собственность. А может, это отражает мнение, что раз похитили девицу, то она это позволила.

Злит Месяца только старость жениха. Ну в самом деле: что от такого зятя получишь? Но идти спасать пятнадцатилетнюю дочку Месяц не спешит. Ну а зачем? В конце концов, девица так или иначе замуж выйдет - отрезанный ломоть.

Так что юной царице и дальше самой приходится хитрить, чтобы избавиться от седого и беззубого жениха.

Примечателен разговор между царем и его невестой. Она отказывается выходить за старика, он ее увещевает:

«Что ж мне делать-то, царица?

Страх как хочется жениться»

Но если в начале разговора царь упрашивает невесту, говорит, что если она не согласится, то он умрет, то ближе к концу разговора, он уже хмурит брови. И кто знает, не потащил бы царь девицу под венец за косы, если бы она не придумала инновационное средство омоложения: купание в котлах с кипящей и ледяной водой.

После смерти царя царь-девица заявляет свои претензии на престол. Вспомним, сказка написана в 19 веке, уже после того, как даже и в православной стране правили женщины и правили в одиночку. Но что же пишет Ершов? Девица, спрашивая у народа, люба ли она им в качестве повелительницы требует признать

«Володетелем всего —

И супруга моего!»

Т.е. девица не видит для себя иной возможности править, как только в союзе с мужчиной. Одна, несмотря

на молодость, красоту, сильный характер и ум, она править не готова. И супругом своим она называет именно похитителя-Ивана. Как зарекомендовавшего себя в качестве смелого и предприимчивого мужчины. Вспомним, что Иван неоднократно называет Царь-девицу некрасивой, болеющей сухоткой, говорит, что он такую бы за себя не взял. Однако же в конце сказки он, ни слова не говоря, женится на этой - с его точки зрения - уродине. Можно ли говорить о любви? Нет, это исключительно политический союз, в котором каждый преследует свою выгоду. Иван получает царство, а девица то самое пресловутое плечо, которым и через которое она сможет управлять страной. Понимание этого не скрывается и от третьих лиц. Присутствующий на площади народ признает Ивана царем только ради «талана» Царь-девицы.

Итак, мы видим, что вся история Царь-девицы отражает бытующие в стране с истинными православными ценностями представления о женщине: самостоятельной она быть не может. Она всегда находится под властью либо отца, либо мужа. Либо похитителя. В этом плане сказка как нельзя более актуальна сейчас, когда, несмотря на завоеванные женщинами права зарабатывать и распоряжаться своим заработком, избирать и быть избранной, а главное: право распоряжаться своей судьбой, свободой, своим телом, подвергаются прессингу. Когда средняя зарплата женщин зачастую ниже, чем у мужчин, занимающих аналогичные должности; когда считается, что мужчине надо кормить семью, а женщине… видимо женщины на колготки зарабатывают. Когда в изнасиловании по различным причинам обвиняют саму жертву (Царь-девице незачем было заходить в шатер, а современной женщине незачем было ходить в короткой юбке/возвращаться поздно вечером домой и т.п.). Когда все чаще возрождаются попытки контроля над жизнью и телом женщины, в т.ч. от популистски настроенных законодателей.

Перечитайте сказку. Представьте себе судьбу Царь-девицы, насильно вырванной из своей жизни, представьте, каково ей будет прожить всю жизнь с Иваном, который без помощи Конька-горбунка мало что из себя представляет. С Иваном, которого она не любит и который не любит ее. Вы бы хотели при прочих равных такой судьбы для себя?