08.04.2015

Как попасть «В переплет»

Репортаж ГодаЛитературы.РФ из единственного на полумиллионную Пензу независимого книжного магазина клубного формата

Текст: Виктория Черных

Фото: Владимир Тобольченко

Книжный магазин-клуб - это особый мир со своей атмосферой. Единственный в Пензе магазин такого формата под названием «Впереплете» открылся пять лет назад.

«45 квадратных метров»

Такова площадь магазина на центральной улице города — Московской. Всего 45 метров, а книг там более 3500, причем каждое наименование одновременно представлено 5-7 экземплярами, не больше, — хранить просто негде. Атмосфера здесь спокойная, душевная, «настоящая книжная». Никто никуда не тянется, не мешает другому. Здесь можно спросить «что посоветуете почитать», а не только «где найти пособия по ЕГЭ»? Другими словами, контакт наладить проще.  Однако добиться проходимости, как в сетевых магазинах, конечно, сложнее: те, кто приходят за русским боевым фэнтези (которого здесь нет), в следующий раз сюда, скорее всего, не придут. С другой стороны, всегда можно узнать «своих», пришедших поинтересоваться о новинках, — уже сложилась группа «завсегдатых» покупателей. «Раньше мы устраивали творческие вечера, встречи книголюбов... Но это раньше, когда еще сюда не перекочевали. Это наше третье пристанище. Здесь 30–40 человек придет, и всё — уже битком. Зато наш идейный вдохновитель — директор магазина — Олег Сергеевич Рубцов уже два года подряд в конце сентября проводит в Пензе большую книжную ярмарку, куда приглашает разные издательства, знаменитых литературоведов и писателей. Благодаря этому каждый житель получает возможность встретиться с каким-либо современным писателем или поэтом, посетить круглый стол. Например, к нам приезжали Захар Прилепин, Герман Садулаев, Леонид Абрамович Юзефович. Это были по-настоящему масштабные мероприятия для города», - рассказывает сотрудник магазина Дмитрий Орехов.

Другие книги

«Другие книги», - гласит вывеска магазина, визуально перевешивая «титульное» название «Впереплете». Не случайно. «Впереплете» можно найти книги, которых нет в сетевых магазинах, не самые коммерчески успешные или те, что вышли пять лет назад. По нынешним временам - уже почти букинистика. «Мы также привозим книги на заказ, они иногда даже вовремя приходят, - смеется Дмитрий. - Зато никогда не привезем и не выставим на продажу что-то вроде «Пятидесяти оттенков серого» или бульварных детективов, издающихся потоком. Это наша принципиальная позиция. Да и зачем они нам, у нас свои лидеры продаж — «Пенза. Листая старый альбом...» и трехтомник «Антология Пензенского края в мемуарах, художественной литературе и исследованиях». Это, может, и удивительно, но их очень часто покупают, несмотря на то, что юбилей города был два года назад». Помимо больших книг о городе, наполненных старинными фотографиями улиц, зданий и жителей, мы заметили маленький пензенский «журнал вольнодумства» «Парк Белинского», который ни за что не найти в книжных сетях. Журнал позиционирует себя как «площадка для выражения интересов и мнений» и «обмена мнениями по теме национальной идеи России».

«Мы сами решаем, кто классик, а кто — нет»

«Мне нравится, что здесь нет строгих определенных правил, что и как делать. Мы сами решаем, кто классик, а кто - нет. Обычно, если писатель уже давно умер, то его книги занимают стеллаж «Классическая литература», как, например, «Властелин колец». А еще иногда после закрытия магазина я репетирую здесь на гитаре. Тихо, спокойно — то, что нужно», - делится с нами Дмитрий.

Еще одна особенность «мини-книжного», что здесь работает всего 3 человека. Директор —  параллельно маркетолог, идейный вдохновитель, главный бухгалтер, специалист по кадрам, и два сотрудника книжного зала — продавцы, грузчики, когда нужно, консультанты и собеседники.

Что посоветуете?

— Дмитрий,  а какая книга, из последних прочитанных вами, впечатлила вас больше всего? Посоветуете ее?

Дмитрий Орехов: На самом деле, это научная книга — «Занимательное волноведение» Гэвина Претора-Пиннея, книга о волнах, об их природе. Я бы, честно, посоветовал ее прочесть, очень увлекательная.

Страница магазина "ВКонтакте"