26.04.2015
Мои любимые поэты

«Причина выбытия: жив…»

Будущий патриарх прошел войну в стрелковой роте

Текст: Дмитрий Шеваров

Иллюстрация: фрагмент картины Д. Кедрова «Реквием»

Сестрам Пюхтицкой обители

Есть в далекой земле небольшой

монастырь,

посвященный Владычице Деве;

закаленный в духовных трудах богатырь,

сохранился до нашего времени.

В лютеранской окраине эстов земли,

что Эстонией ныне зовется,

был устроен, как пристань

для утлой ладьи,

и сейчас его звон вдаль несется...

Много добрых сердец под одеждой святой

в той пустынной обители бьется,

и сияют они красотой неземной,

и молитва их в небо несется...

Патриарх Пимен (время патриаршества: 1971–1990 годы)

Этот монастырский напев - пожалуй, единственное широко известное поэтическое произведение патриарха Пимена.

О том, что патриарх всю жизнь писал стихи, до сих пор знают очень немногие. Он никогда никому их не показывал. Тетрадки с поэтическими опытами патриарха были обнаружены лишь после его смерти. Стихи эти очень непритязательные, скромные по литературному исполнению. Они чем-то напоминают монашеские четки. Очевидно, что для человека, облеченного огромной властью и ответственностью, сочинение стихов было сокровенной отрадой в редкие минуты отдыха.

Стихи эти благостны, миролюбивы и трогательны, и ничто в них не напоминает о том, какой была реальная жизнь автора. Три ареста, три ранения на войне, глубокое одиночество...

Война застала будущего патриарха в Средней Азии. Тогда никто, кроме самых близких, не знал его монашеского имени, не ведал, что постриг он принял в четырнадцать лет. А в миру его звали Сергей Михайлович Извеков. Он работал преподавателем и завучем Андижанской школы № 1 и одновременно учился на литературном факультете Андижанского вечернего педагогического института.

В июне 1941-го Сергей Извеков окончил первый курс института. 10 августа его вызвали в военкомат и направили в пехотное училище. В январе 1942 года - ускоренный выпуск. В мае старший лейтенант Извеков в должности помощника начальника штаба по тылу 519-го стрелкового полка участвует в неудачной Харьковской операции, которая завершилась огромными потерями.

29 июля 1942 года Сергея ранило, четыре месяца лежал в госпитале, а после излечения был назначен заместителем командира роты 702-го стрелкового полка. 16 апреля 1943 года - тяжелая контузия. Высокий широкоплечий старший лейтенант Извеков в момент бомбардировки прикрыл собой солдат. Они были вместе погребены под грудой кирпича. Только на третий день их откопали. Последствием этой контузии был туберкулез позвоночника.

Вскоре Извеков был назначен командиром роты. 26 августа (по другим данным, 28 июня) 1943 года в одном из жестоких боев он вновь был ранен. Офицер был, очевидно, в бессознательном состоянии, когда его подобрали и отправили в медсанбат. В родном полку Извекова сочли пропавшим без вести.

Лечился он в столичном госпитале, был комиссован и остался в Москве. Монах Пимен надеялся вернуться к священническому служению (как раз в это время Сталин позволил церкви выйти из подполья). 29 ноября 1944 года отец Пимен был задержан за нарушение паспортного режима. Его обвинили в уклонении от армии "под видом служителя религиозного культа" и приговорили к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на десять лет. Полгода отец Пимен работал фельдшером в Воркуте на шахте "Капитальная". 18 сентября его освободили по амнистии для участников войны.

Но при этом в армии его по-прежнему считали пропавшим без вести. Вот приказ главного управления кадров министерства вооруженных сил СССР от 17 июня 1946 года, согласно которому "исключается из списков Красной Армии старший лейтенант Извеков Сергей Михайлович - командир роты 702 стрелкового полка. Пропал без вести...".

А в ту пору отец Пимен был священником Благовещенского собора в Муроме. Возможно, он знал об этом недоразумении, но не спешил его опровергать. Сокрыться от власти, затеряться - это было естественным стремлением каждого, кто уже претерпел от государства.

Поиски "пропавшего" продолжаются еще десять лет. Так, 10 марта 1956 года Джамбульский облвоенком (в 1941 году отец Пимен был призван на фронт именно этим военкоматом) подполковник Зубчанинов пишет начальнику главного управления кадров министерства обороны СССР о том, что "приказом отменена ст. 1 Приказа ГУК НКО N01464-46 г. в отношении старшего лейтенанта Извекова Сергея Михайловича, который был исключен из списков Советской Армии, как пропавший без вести 26.8.1943 г., но впоследствии оказавшегося в живых. Для решения вопроса о незаконно выплаченной пенсии прошу сообщить местонахождение Извекова Сергея Михайловича или дать разъяснение, куда обратиться по уточнению места жительства".

Тем временем архимандрит Пимен был уже наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Впоследствии с отца Пимена были сняты все обвинения, ему вернули воинское звание, и он получил документы ветерана войны. Сохранился документ об исключении С.М. Извекова из списка безвозвратных потерь: "Причина выбытия: жив". В этом году исполняется 105 лет со дня рождения патриарха Пимена и 25 лет со дня его кончины.

...А в молитве святой вспоминайте меня,

просит так вас собрат ваш убогий,

чтоб от всякого спас и меня он огня,

от греха вывел в берег отлогий...

ПИСЬМО ИЗ МУЗЕЯ-ДИОРАМЫ «КУРСКАЯ БИТВА» ДМИТРИЮ ШЕВАРОВУ:

«Уважаемый Дмитрий!

Прочитали Вашу статью о патриархе Пимене (СМ Извекове)

Эта тема для нашего музея имеет особое значение , ведь воевал, был

ранен и "пропал без вести", он на территории Белгородской области

(южный фас Курской битвы) Материалов о его жизни и воинской службе

крайне мало, а судьба его чрезвычайно интересна. Его фотография(копия)

с благословения Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна,

находится в экспозиции музея

Собираем все материалы о нем и будем рады любой новой

С Уважением!

Владимир Зеленский, зам.директора по развитию и ИТ»

(текст письма приводится без изменений)

Ссылки по теме:

Хор Пюхтицкого монастыря: «Есть в далекой земле небольшой

монастырь»

Музей-диорама «Курская битва», Белгород

Свято-Троицкая Сергиева Лавра