18.05.2015

«Люблю такое»

Автор «словаря модных слов» Владимир Новиков объясняет, чем «движняк» отличается от «движухи» и что модного в слове «быдло»

Текст: Елена Новоселова/РГ

Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

Один молодой политик по любому поводу иронично замечает: "Люблю такое". Другой резюмирует не менее актуальным: "Я вас услышал". В том смысле, что информацию принял, но позже решу, реагировать на нее или нет. Не менее модно поставить точку в разговоре: "Как-то так". Или потянуть внимание окружающих на себя: "Еще ни разу не...". Или припечатать: "Это все ни о чем". Почему слова "без тени смысла" сегодня в таком ходу? По каким лекалам лингвистические дизайнеры "шьют" остроактуальные новинки? На эти вопросы "РГ" отвечает автор готовящейся к печати книги "200 модных слов" Владимир Новиков.

Владимир Новиков: Слова "без тени смысла" - явление неизбежное для разговорной речи. В разговоре нам приходится повторять бессмысленные слова, чтобы беседа, что называется, лилась. Иногда именно они вдруг приобретают остро модный оттенок. Такие вставки по-ученому называются дискурсивными маркерами. Бороться специально с ними не надо. Но человек публичный должен следить, чтобы его выступления были наполненными смыслом.

Что нужно, чтобы слово стало модным? Почему год назад говорили - "движуха", а сейчас уже "движняк"?

Владимир Новиков: Такова человеческая природа: с одной стороны, хочется отличиться, проявить индивидуальность, а с другой - прибиться к "стае". Для этого нужно пользоваться словами, которые престижны в определенном кругу. Как найти этот баланс, что сделает обычное сочетание простейших слов, частиц и междометий фразой, которую начинают все повторять, вопрос тонкий и пока не нашедший полного ответа. Вот только некоторые соображения. Модное слово - это слово "с претензией", оно держится на виду, оттесняя свои тихие и скромные синонимы. Скажем, "круто" говорят повсеместно, забывая о "здорово", "хорошо", "замечательно". И еще. Модные слова обладают повышенной эмоциональностью, с их помощью выражается активное отношение к чему-то. Это краски языка. Появление модного слова - совершенно стихийный процесс.

Среди модных слов XXI века вы отмечаете такие, как "чиновник", "ньюсмейкер" и "радикал". Это приговор?

Владимир Новиков: Нашей публичной политике всего лет тридцать. До этого радикалов не было, потому что идеология была единой. Мало того, Пастернак называл деда Блока "кристальной души радикал" в позитивном смысле. А сейчас это догматичный экстремист. И слово "чиновник" появилось в XXI веке в новом значении. В советское время чиновников как бы и не существовало. Хотя секретарь обкома, инструктор райкома - это все партийные чины. Но если кого-то называли "чиновником", это означало последующее снятие с должности, даже исключение из партии. Советский деятель не имел права быть чиновником. А сейчас чиновником называется должное лицо, как это было до революции.

Интересная дискуссия возникла вокруг слова "быдло". Почему вы его как модное выделили?

Владимир Новиков: Да потому что звучит каждый день. Да еще и порождает новые слова. Недавно писали о конфликте в школе, где директор повел себя недостойно. Его тут же в Сети обозвали "быдлодиректором". Но слово это старое, славянское. Так называли всего лишь рабочий скот. Кстати, пьеса Мусоргского называлась "Быдло". При помощи музыки там изображалось движение этого самого скота, без всякой оскорбительной коннотации. Потом быдлом стали называть простых людей, не занимающих высокого общественного положения, а еще позже - не имеющих денег. Это вызвало ответную социальную реакцию. Слово "быдло" - один из речевых свидетельств увеличивающегося у нас социального неравенства.

Ссылка по теме:

«Люблю такое» - «Российская газета», 17.05.2015