15.06.2015

С дураком подружится географ

Пермский ТЮЗ показал в северной столице «Школу для дураков»

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

На прошедшем в Петербурге 16-м Международном театральном фестивале «Радуга» Пермский театр юного зрителя представил премьеру сезона - «Школу для дураков» по одноименной повести русского писателя-эмигранта Саши Соколова.

Действие разворачивается в воображении мальчика, страдающего раздвоением личности (Александр Красиков/Евгений Замахаев). По такой причине он не может отличить реальных явлений от сцен, разыгрывающихся лишь в его воображении, событий, произошедших давно, от случившихся только что. Зритель попадает в окружение странных чудных персонажей, живущих во вроде узнаваемых интерьерах, но занимающихся делом, смысла которого не понимают ни публика, ни сами действующие лица.

Единственный персонаж, вызывающий симпатию, а не только мучительное сочувствие, - учитель географии Павел (в другом «мире» Савл Норвегов; актер Михаил Шибанов). Что рефлекторно вызывает у пермской публики особенное отношение в свете успеха «Географ глобус пропил» Алексея Иванова.

«Школа для дураков» написана на личном опыте автора — юный Саша Соколов взбунтовался против замысла отдать его в закрытое элитарное учебное заведение для детей из кремлевских семей — и стала самым известным произведением писателя. Повесть, оконченная в начале семидесятых, впервые была опубликована в США в 1976 году. Семидесятилетний Соколов, к которому раз и навсегда пристало мальчишеское имя, жил за океаном, в Европе и в Израиле, периодически гостил в России и работал здесь, но в итоге для жительства предпочел Канаду.

Постановка в Пермском ТЮЗе — один из плодов молодежной творческой лаборатории «Разговор на равных», для которой театр предоставляет свою сцену уже не первый год. Режиссер, кстати петербуржец, Максим Соколов (однофамилец писателя, в чем в пермской труппе видят символику) и сценограф Алина Бровина (Москва) не стали переносить действия в наши дни. На сцене характерные детали советской жизни семидесятых: одинаковые темно-синие школьные костюмчики, пионерские галстуки, унылые гипсовые статуи... Создатели спектакля рассудили, что публика сама проведет параллели с современностью.

- Несмотря на то, что произведение по сей день остается необычным, я надеюсь, что каждый подросток, что придет в зал, узнает себя, а взрослый вспомнит время, когда был подростком, и то, как непросто складывались отношения с окружающим миром, - говорит Максим Соколов. - Я даже думаю, что раздвоение личности главного героя не диагноз. Может быть, «второго» он придумал, чтобы спастись от одиночества. Как дети иногда придумывают себе друга.

Постановщик согласен, что знаменитая повесть Соколова — один из самых значительных текстов русской литературы, который не худо бы знать каждому российскому читателю так же, как произведения школьной программы. И Год литературы - прекрасный для этого случай.

«Школа для дураков» воплощалась на профессиональных театральных подмостках в Москве, Челябинске, том же Петербурге, ее инсценировали такие мастера, как Андрей Могучий и Лариса Александрова; на прошедшем только что в Перми фестивале «Моноfest» был показан моноспектакль актера из Самары Олега Белова по ее мотивам. У версии пермского театра, похоже, складывается счастливая судьба не только в родном городе. Теперь спектакль увидели в Питере, а уже пришло следующее приглашение — на фестиваль «Артмиграция-2015» в Москве, что пройдет в сентябре.

Сайт по теме:

Страница Саши Соколова в «Журнальном зале»