27.06.2015

«Без литературы нет России»

Сергей Шаргунов провел на Красной площади встречу на тему «Литература и житейская буря» по мотивам романа «1993»

Текст: Наталья Соколова/РГ

Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

«1993» - это книга о событиях 1993 года. О гражданской войне в отдельно взятой семье, где муж и жена оказываются по разные стороны баррикад.

«Это роман о деле, - рассказал Сергей Шаргунов. - Герой работает на „аварийке“, его жена там же работает диспетчером. Мне было очень интересно реконструировать события в стране сквозь призму семейных коллизий. Кроме того, тема гражданской войны вновь актуальна, а тема советской цивилизации - это отдельная интересная тема».

1991 и 1993 годы смешались в народной памяти. Весь мир обошел кадр горящего Белого дома, но если спросить, что произошло в тот год, мало кто помнит. Поэтому для Шаргунова было важно напомнить о том, что происходило у стен Белого дома.

«Должен ли писатель, описывая конкретные исторические события, скрывать свой личный взгляд?» - спросил ведущий. «Литература не дает ответов, она ставит вопросы, - ответил Шаргунов. - Если взять ту же „Капитанскую дочку“, на читателя, безусловно, влияет обаяние Пугачева. Поэма „Двенадцать“ Блока дает совсем парадоксальный взгляд и тоже не дает готовые ответы».

Шаргунов пообещал читателям выпустить к декабрю новую книгу. Она будет посвящена Валентину Катаеву. «Писать non-fiction - это сумасшедший каторжный труд, - рассказал о новинке Шаргунов. - Приходится проверять каждую цифру, каждое слово. Люди путаются в „показаниях“, датах, фактах. Мне удалось поговорить с очевидцами и участниками событий. Мои репортерские навыки помогали мне „вытащить“ из них информацию. Я смог восстановить фантасмагорическую картину жизни Катаева».

Шаргунов считает Катаева лучшим советским писателем, но о нем нет ни одной полноценной биографической книги. Зато о Катаеве существует много мифов, а многое и вовсе покоится «в траве забвения».

Сергей посетовал на плачевное состояние культуры и литературы сегодня. «России нет без литературы», - считает он. «Дубовое понимание рынка» мешает развитию литературы. Кто-то решил за людей, что им читать. «Я был на круглом столе, где принимали участие сотрудники „толстых“ журналов, - рассказал Шаргунов. - Все они очень остроумные и обаятельные, а их выступления были не хуже выступлений лучших юмористов. Тем не менее „толстые“ журналы мало читают. Высший патриотизм - это хорошая литература».