27.09.2015

Космоопера в «Ударнике»

В рамках VI Московской биеннале современного искусства в Москве прошел показ реконструкции легендарной «футуристической оперы» 1913 года «Победа над Солнцем»

Текст: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ

Фото с сайта Театра Стаса Намина

Постановка была осуществлена Театром Стаса Намина при активном участии Русского музея, предложившего восстановить легендарную постановку Алексея Кручёных, Михаила Матюшина и Казимира Малевича, краеугольный камень радикального авангарда, к ее столетнему юбилею — в 2013 году. Но ввиду исключительной сложности и кропотливости работы по сбору и расшифровке материалов она затянулась и впервые была представлена на собственной сцене Театра Стаса Намина весною этого года, после чего в течение лета ее дважды сыграли на арт-фестивалях, - «Арт-Базель» и фестивале Louis Vuitton Foundation в Париже.

Нынешняя постановка на сцене «Ударника», который сам по себе является выдающимся памятником советского конструктивизма, а сейчас проходит процесс его превращения в крупный музей современного искусства и основную площадку «Премии Кандинского», - знак того, что реконструкция «Победы над Солнцем» вышла на новый уровень.

Перед началом часового спектакля Стас Намин лично объяснил, что в ходе работы были собраны все имеющие материалы: костюмы, декорации и освещение изготовлены точно по эскизам Малевича, с помощью композитора Александра Слизунова по черновикам Матюшина (которые приходилось рассматривать в лупу) восстановлена и аранжирована, как и была задумана - для двух роялей, партитура.

Текст Крученых с прологом Хлебникова восстанавливать не пришлось, он хорошо известен, — но актерам пришлось приложить немало сил и времени, чтобы выучить «заумные» алогичные стихи, примерно такие:

Сарча саранча

Пик пить

Пить пик

Не оставляй оружия к обеду за обедом

Ни за гречневой кашей.

Что же касается собственно режиссуры — то, как признал Стас Намин, ввиду стремительности и любительского характера постановки 1913 года (всего три репетиции), никаких свидетельств о ней не сохранилось, и ему вместе с Андреем Россинским пришлось домысливать постановку самим.

Возможно, именно отсутствие режиссера, конгениального основоположникам русского авангарда, помешало нынешней постановке из любопытной исторической реконструкции превратиться в живой спектакль: обряженные в «супрематические» костюмы-конструкции почти два десятка актеров довольно хаотично перемещались по сцене и зрительному залу, образуя плотную толпу, и разобрать, что они пропевают-выкрикивают под резкие отрывистые аккорды двух роялей, было довольно затруднительно (возможно, негативную роль сыграл эффект «чужого поля» - звукорежиссеры не успели отстроиться). Конечно, не облегчало восприятие и само «разорванное» футуристическое либретто — общий смысл которого сводился к тому, что привычный порядок вещей (символом которого и выступает Солнце, восход и закат которого знаменуют неизменность бытия) должен быть ниспровержен во имя мира будущего («десятой страны», в терминологии Кручёных) и света электрических ламп.

как необычайна жизнь без прошлого

С опасностью но без раскаяния и воспоминаний…

Забыты ошибки и неудачи надоедливо пищавшие в ухо вы уподобляетесь ныне чистому зеркалу или богатому водовместилищу где в чистом гроте беззаботные златые рыбки виляют хвостами как турки благодарящие

Как можно судить, проблемы, поднятые в «Победе над Солнцем», и через сто лет остаются футуристическими. То же можно сказать и про фантастические костюмы с квадратными шлемами и стилизованное оружие — напоминающие современному зрителю о мире «Звездных войн». Можно сказать, что артистической публике, собравшейся на спецпоказ в «Ударник», представили космооперу — со всеми достоинствами и недостатками этого жанра. Хочется надеяться, что при переносе на «родную» сцену Театра Стаса Намина «Победа надо Солнцем» окажется лучше обкатана и станет более ясным, хотя и авангардным спектаклем.

Сайты по теме:

Премия Кандинского

VI Биеннале современного искусства