09.10.2015

«Сетевые книжные должны быть как метро»

Денис Котов, основатель и генеральный директор сети «Буквоед», убежден, что на каждые 20 тысяч жителей нужен магазин с 40 тысячами книг

Интервью: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ

Фото: «Буквоед»

«Буквоед» появился в 2000 году как независимая петербургская книжная сеть, через два года 54% акций сети «Буквоед» выкуплены «Эксмо», а в 2007 году он объединился с другой, более мощной сетью — «Читай-город - Новый книжный». Какие плюсы и минусы такого объединения проявились за прошедшее время?

Денис Котов: Плюсы достаточно очевидны. С 2007 года сформирована стратегия, которая предъявляет свою эффективность. Как эффектность развития брендов «Буквоед» в Северо-Западном регионе и в интернете, так и брендов «Читай-город» и «Новый книжный» по всей стране.

Если же говорить о минусах — ну, к минусам можно отнести, что «Буквоед» не расширяется за границы северо-запада. Хотя и в этом есть плюс: мы глубже вникаем в ситуацию и лучше понимаем реальный и потенциальный объем рынка, который мы можем реализовать с помощью наших маркетинговых инструментов, с помощью магазинов, работающих 24 часа, и с помощью более интенсивной интернет-интеграции физического магазина с электронным.

То есть вы делите с другими «ко-брендами» российский рынок не по тематическому принципу (у «Буквоеда» - более «интеллектуальная» литература, например), а исключительно по региональному?

Денис Котов: Конечно. В нашем ассортименте более 200 тыс. наименований, а если брать еще «печать по требованию» — то больше двух миллионов, на двухстах языках. Так что у нас, можно сказать, достаточно глобальное предложение для локального рынка.

Часто приходится слышать жалобы: мол, заходит в относительно маленький провинциальный город глобальная сеть и «вымывает» все местные книжные магазины. Что вы об этом думаете?

Денис Котов: Я думаю, что это неправда. В подавляющем числе тех городов, куда мы заходим, местные магазины как работали, так и продолжают работать.

Еще часто говорят, что «интернет бросает вызов традиционной торговле». И в области книготорговли этот вызов особенно явственен. Потому что книга — это такой товар, большинство потребительских свойств которого можно оценить дистанционно: прочитать отрывок, сравнить отзывы. Как быть с этим?

Денис Котов: Большая часть — но не все свойства; потому что материальное воплощение тоже имеет значение. Это большое серьезное дополнение свойств, которое для большинства читателей является значимым: качество бумаги, переплет и т.д. Кроме того — мы расширяем пространство коммуникации, пространство общения в книжных магазинах, более явно представляем преимущества бумажной книги, потому что издатели и у нас в стране, и в мире постоянно совершенствуют этот продукт. Создаются новые форматы — флипбук, например, который весит меньше мобильного телефона; издания для детей, издания с «дополненной реальностью», то есть состыкованные с интернетом. Все эти революционные изменения возвращают интерес к бумажной книге, особенно у молодежи. В сочетании с событиями, встречами в магазинах, всё это формирует интерес к чтению.

Я уже спрашивал у директора «Библио-Глобуса», спрошу и у вас: когда я попадаю в трехэтажный книжный магазин в центре Рима, мне хочется остаться там на всю жизнь; когда я попадаю в крупный книжный магазин в центре Москвы или Петербурга, мне хочется только купить то, за чем я пришел, и скорее бежать оттуда. Почему?

Денис Котов: Вы, наверно, не были в нашем «Парке культуры и чтения» на Невском. Это крупнейший книжный центр Петербурга и наш передовой магазин; он как раз располагается на трёх этажах, работает 24 часа в сутки, с кофейней, сценической площадкой и еще несколькими площадками для презентаций. Уверен, там вы захотите поселиться! Он выстроен как раз в соответствии с мировыми трендами: книжное пространство становится пространством общения, времяпровождения, обучения.

Как по-вашему, будет ли работать продвигаемый Минкультом законопроект, позволяющий учреждениям культуры сдавать площади книжным магазинам «за один рубль»?

Денис Котов: Это будет работать для каких-то нишевых, тематических магазинов. Но это не решит проблему инфраструктуры в стране. Конечно, должны быть профильные центры большого размера. А где найдешь большой размер в существующих учреждениях культуры?! Для развития культуры, для интеграции музейного пространства, театрального пространства с книжным пространством сама идея, конечно, правильная. Но для повышения культуры чтения в каждом населенном пункте должен быть хотя бы один большой книжный центр с максимальным ассортиментом — 30–40 тыс. наименований на каждые 20 тыс. жителей. Пока мы не достигнем таких значений, мы будем двигаться к деградации чтения.

Можно ли вывести формулу идеального сочетания больших сетевых книжных магазинов и маленьких «штучных», чтобы всем было хорошо?

Денис Котов: Чтобы идеальная пропорция могла сложиться, нужно в первую очередь пробудить предпринимательство в сфере книготорговли. Особенно малое предпринимательство, которое сегодня затухает по причине сложности ведения этого дела. Куда проще продавать водку или хлебобулочные изделия — в силу тиражности этих изделий. В моем понимании, «штучные» магазины должны как раз работать при музеях, других учреждениях культуры. А крупные сетевые должны быть как метрополитен. Вот есть в городе метро, с единым понятным сервисом во всех районах, от центральных до окраинных, и такими же должны быть сетевые книжные магазины. В Москве есть МДК, «Москва», «Библио-Глобус», в Петербурге - «Дом Зингера», «Парк культуры и чтения» - и такие же ключевые магазины должны быть и в других городах.