Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
В пермском театре "У моста" поставили "Гранатовый браслет" по мотивам одноименного рассказа Александра Куприна. Музыку к этой премьере написала популярный российский композитор Лора Квинт, автор инсценировки - петербуржская поэтесса Ольга Клименкова.
...У княгини Веры Шеиной именины. В доме гости, веселье, музыка, танцы, домашний театр. Среди прочих подарков с нарочным приходит презент от скромного поклонника, от которого время от времени она получает письма, полные нежности и печали, - гранатовый браслет. Решив, что это уже слишком, князь и его возмущенный шурин, «товарищ прокурора», отправляются по обратному адресу и попадают в съемную комнату, где живет мелкий чиновник Желтков, который, оказывается, давно безнадежно влюблен в замужнюю и на самом деле вообще не знакомую ему даму. Подчиняясь нажиму гостей, тот пишет прощальное письмо и... убивает себя, посвятив напоследок своей безответной любви чудной красоты романс с рефреном-молитвой…
«Гранатовый браслет» для театра материал прихотливый.
— В не таком уж большом рассказе мало действия, — напоминает композитор Лора Квинт, та самая, чьи песни распевают Надежда Бабкина, Валерий Леонтьев, Лариса Долина и другие «звезды». — Для короткометражного фильма это хорошо. А вот все попытки сценического воплощения, предпринятые в разных театрах России (в Петрозаводске, Нижнем Новгороде и других. - Прим. авт.), сказать откровенно, провалились.
На афише пермского спектакля написано «А. И. Куприн. „Гранатовый браслет“», однако автор инсценировки Ольга Клименкова ввела в текст также мотивы и образы из "Поединка", «Колеса времени», "Юнкеров" и «Кадетов». По словам художественного руководителя "У моста" Сергея Федотова, впервые в без малого тридцатилетней истории возглавляемого им коллектива здесь поставлена пьеса, созданная специально для него.
Погружаясь в мир писателя, авторы коснулись не широко известных страниц жизни Куприна.
— Есть у нас несколько сцен, передающих атмосферу начала прошлого века, иллюстрирующих уклад семьи, — с упоением рассказывает Квинт. — Так, я говорю Ольге: «Давай введем спиритический сеанс?!» Она перезванивает вечером и голосом, полным изумления, мне: «Представляешь, я нашла, что Куприн занимался спиритизмом, в дневниках его жены». И так и далее, самым естественным образом получалось так, что любая идея, которую мы хотели воплотить на сцене, находила подтверждение в мемуарах, письмах или исторической литературе.
Образ же финальной сцены спектакля, прощания с покойным Желтковым, привиделся композитору, по ее словам, в церкви.
Постановку осуществила московский режиссер Алла Чепинога, ради работы с пермской труппой также изменившая предпочтениям — она любитель большого стиля, на ее счету спектакли в "Новой опере».
Очень красивый романс, на проникновенные стихи Клименковой, венчающий спектакль, известен публике в исполнении столичной знаменитости Максима Аверина.
"Браслет гранатовый —
Не брильянтовый, не жемчужный,
Возможно, покажется безделушкой ненужной,
Но творю я молитву свою.
Может быть, ты услышишь её?!
Да святится имя твоё!
Имя твоё…"
От сериала "Куприн" "Первого канала" (2014) Лора Квинт, кстати, мягко говоря, не в восторге, за исключением именно что игры Аверина (сыграл Желткова). Введя теперь этот романс в пермский спектакль, композитор тем самым подарила Перми настоящий хит. По окончании действия его поют на бис, и, похоже, песня пойдет в народ по-настоящему.
Но и кроме нее есть около десятка симпатичных вокальных номеров с различным настроением.
— В душе я академист и принадлежу к великой ленинградской композиторской школе, - пояснила Квинт. - Тут попсы не будет, решила я. Этот замысел привлек меня возможностью создать музыку в стилистике девятнадцатого столетия.
Для Лоры Геннадьевны это вторая работа в Перми за год - в феврале в "Театре-Театре" был поставлен ее мюзикл "Монте-Кристо (Я - Эдмон Дантес)" по мотивам знаменитого романа Александра Дюма.
Ссылки по теме:
Рассказчики. Куприн и Довлатов — ГодЛитературы.РФ, 07.09.2015
Сыграли на таланте — ГодЛитературы.РФ, 02.06.2015