24.11.2015

В поисках персонажа

Свердловские драматурги высматривали прообразы среди пермских подростков

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

На фото: Пермский ТЮЗ

В Пермском театре юного зрителя прошел первый этап творческой лаборатории «Разговор на равных» сезона 2015/2016. В ее рамках три уральских драматурга напишут пьесы о жизни современных подростков.

Создать новые пьесы на жизненном материале подписались Анна Батурина, Полина Бородина и Светлана Баженова. Все три живут и работают в Екатеринбурге, все - ученицы знаменитого Николая Коляды, многими полагаемого российским драматургом номер 1. У всех примерно равный стаж в драматургии; наиболее известна, пожалуй, Анна Батурина, лауреат литературной премии «Дебют» 2009 года. Ее самая известная пьеса - «Фронтовичка», поставлена во многих театрах в России; в Перми идет в «Сцене-Молот». Баженова - дважды победитель международного конкурса современной драматургии «Евразия»; инсценировала три своих пьесы на сцене екатеринбургского Центра современной драматургии: одна из них, «Как Зоя гусей кормила», вошла в лонг-лист национальной театральной премии «Золотая маска». Написанная Бородиной совместно с Ярославой Пулинович пьеса «Башлачёв. Свердловск - Ленинград и назад» нашумела в театральном сезоне 2014–2015 гг., спектакль по ней, постановки Семёна Серзина, также номинировался на «Золотую маску».

В Перми три автора искали новых персонажей. Для этого посетили пару общеобразовательных школ и одну спортивную, спецпрофучилище, где учатся «трудные» подростки, театральную студию, хореографический колледж, хоровую капеллу мальчиков, скаутский отряд… Как убедились труженицы слова, с того времени, как они сами сидели за партой, многое изменилось. Да и в целом, как обронила потом одна из пишущих: «Несмотря на то что дети живут в одном городе, возникло ощущение, будто они обитают на разных планетах! Школы сильно отличаются, в каждой - своя среда».

Подразумевается, что впечатления лягут в основу будущих произведений. Набравшись материала, три молодые женщины уехали домой, чтобы через три с половиной месяца вернуться с творческим отчетом: в марте следующего года назначены читки, и сразу в присутствии публики. Известны режиссеры, которые займутся их воплощением: это глава Лысьвенского театра драмы им. А. Савина Артём Терёхин, Александр Баркар из Москвы, работавший на Украине и позднее осуществивший ряд инсценировок в Российском академическом молодежном театре, третью читку организует главный режиссер Пермского ТЮЗа Максим Соколов.

Творческой резиденцией Пермский ТЮЗ служит третий раз за четыре года, но в прежних «сессиях», в 2012 и 2014 годах, участвовали только режиссеры, вольные приходить с литературным материалом на свой выбор, хоть с зарубежным; так в репертуаре ТЮЗа появились, например, шведский «Теперь ты снова бог» Андерса Дууса, немецкая «У ковчега в восемь» Ульриха Хуба. Ныне впервые привлечены драматурги, и в замысле - создание пьесы с чистого листа.

Призом за лучшую драму станет ее постановка на сцене пермского театра.

Нынешний главреж Пермского ТЮЗа, Максим Соколов сам прошел через «Разговор…». В 2014 году с замыслом «Школы для дураков» по одноименной повести Саши Соколова он победил в аналогичном конкурсе, а нынче его спектаклю уже рукоплескала публика на фестивалях в Москве и Петербурге, а сам тридцатиоднолетний режиссер вошел в руководство пермского коллектива.

Руководит лабораторией помощник художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова Павел Руднев, маститый театральный критик и менеджер, кандидат искусствоведения.

СПРАВКА

Всероссийская творческая лаборатория «Разговор на равных» - направление проекта Российского академического молодежного театра «Открытые двери», подразумевающего создание спектаклей для наиболее трудно привлекаемой в залы категории зрителей - подростков 12–14 лет. Проводится главным образом в регионах России с 2012 года.

Ссылки по теме:

С дураком подружится географ — ГодЛитературы.РФ, 15.06.2015