Текст: Татьяна Ткачева/РГ, Воронеж
Фото: etovidel.net
В числе экспонатов будут картины Петра Нилуса — близкого друга писателя, с которым они жили по соседству в Париже.
Скорее всего, экспозицию разместят в старинном доме № 3 на проспекте Революции (бывшей Большой Дворянской), где Иван Бунин родился и провел первые три года жизни. Часть здания занимает редакция воронежского литературного журнала «Подъем». Покойный собственник особняка в 1978 году завещал его краеведческому музею с условием, что там устроят либо музей Бунина, либо музей антиквариата.
— Этот дом — один из вариантов, которые мы сейчас рассматриваем при подготовке научной концепции музея совместно со специалистами из Москвы. Работа завершится к 1 апреля 2016 года. Затем предстоит обосновать художественную концепцию, — рассказала руководитель департамента культуры Воронежской области Эмилия Сухачева. — Конечно, проект будет долгосрочным, поскольку здание на проспекте Революции нуждается в реставрации, а силами одного региона это сделать на данный момент невозможно. Будем искать возможность привлечь и федеральные средства, проводить работы поэтапно. Краевед Владимир Бойков уже подарил для будущего музея ряд ценных экспонатов. Их можно увидеть на выставке к 145-летию Бунина, развернутой в областном литературном музее. Ее удалось собрать благодаря усилиям десятка культурных учреждений со всей России.
Как мы уже сообщали, выставка «След мой в мире есть» объединила более 250 экспонатов, две трети из которых — подлинники. Это фотографии и рукописи, эмигрантские издания писателя с его автографами, личные вещи и письма как самого нобелевского лауреата, так и людей из его окружения. Режиссер фильма «Дневник его жены» Андрей Смирнов поделился посланиями Веры Муромцевой-Буниной. Падчерица Константина Паустовского Галина Арбузова — охотничьей сумкой и Библией Бунина. Несколько раритетных книг передал воронежский краевед и буниновед Владимир Бойков. А привезенные им когда-то из Парижа полотна Петра Нилуса (их тоже вывесили сейчас в литмузее) обязательно войдут и в постоянную экспозицию будущего музея Бунина.
Таково было одно из условий передачи коллекции Нилуса в Воронеж в 1995 году. Крупнейшее собрание его эмигрантских работ (73 произведения живописи и акварели) выпрашивали у наследницы, Валентины Голубовской, представители Одесского художественного и Русского музея. Но она отдала их на родину писателя: ей было важно, чтобы картины находились на виду, а не в запасниках.
Впрочем, решающую роль сыграл случай и сметка Владимира Бойкова, который «горел» идеей показать Нилуса в Воронеже. Голубовская думала, что за вывоз картин придется платить огромный налог. И крупные музеи это остановило. Бойков же навел справки и выяснил, что драконовский закон к тому моменту отменили. Платить не пришлось даже за место в самолете — тогдашний главный инженер воронежского авиазавода Вячеслав Саликов помог договориться с «Аэрофлотом» (который тогда был у воронежцев в большом долгу). Триста килограммов чистого искусства провезли в деревянных ящиках, как обычную поклажу. С тех пор они хранятся в художественном музее имени И. Крамского (часть вывешена в залах), ожидая, когда откроют для публики дом-музей Бунина.
Подобные учреждения уже есть в других бунинских местах — Ельце, Ефремове и Орле.
Ссылки по теме:
В Воронеже распутают следы Бунина — ГодЛитературы.РФ, 24.11.2015
«Наяда, лунатик, дитя…» — ГодЛитературы.РФ, 22.10.2015